Виолетта Кулага
Проект «Удивительные насекомые»
Вид проекта : познавательно-исследовательский;
Срок проекта : краткосрочный с 24.07.17 по 4.08.17
Участники проекта : воспитатели, воспитанники средней группы, родители воспитанников;
Цель проекта :
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Удивительные насекомые»
Задачи проекта.
1. Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее;
Публикация «Проект „Удивительные насекомые“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
2. формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, божья коровка, пчела, их строении, способах передвижения;
3. воспитывать бережное отношение к живому; развивать эмоциональную отзывчивость;
4. формировать навыки исследовательской деятельности.
Актуальность: Дети в дошкольном детстве имеют ограниченные представления о насекомых, их видах, характеристиках. Также им мало известно, какую пользу шестиногие малыши приносят человеку и природе. Часто эти представления не соответствуют действительности. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Дошкольник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных ситуациях, в альтруистической деятельности. Дошкольнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен.
Любовь к природе — великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает.
Во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Предполагаемый результат:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.
2. Научатся различать и называть насекомых : бабочку, муравья, божью коровку, пчелу, муравья.
3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.
4. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.
5. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
6. Дети будут уверенно отличать, и называть характерные признаки разных насекомых.
7. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
8. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Содержание проекта (краткое описание основных этапов проектов, механизмы их реализации).
Основные шаги по реализации проекта :
1 этап – подготовительный
- подбор литературы о насекомых.
- подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала;
- подбор художественного слова
- подбор дидактических игр (лото, пазлы)
- Подбор аудио материала со звуками насекомых
- Презентация «Насекомые»
Обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для реализации проекта.
2 этап – основной (2 недели)
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
План реализации проекта :
При реализации проекта для детей нашей группы, мы строили свою работу, прежде всего в форме игры, в форме познавательной, творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Во время прогулки наблюдали за насекомыми. Отмечали их характерные особенности, как передвигаются, какие звуки издают, чем питаются. Мы наблюдали стрекозу, бабочку, муравьев, божью коровку, кузнечика, пчелу.
С помощью схемы, составляли описательный рассказ про насекомого.
Играли в дидактические игры:
«Кто что умеет делать»
«На полянке»
«Отгадай насекомое»
«собери картинку»
«разложи жуков по цвету»
«угадай, кто звенит»
«летает - не летает».
Конструировали из различных видов материала.
Подвижные игры:
«Медведь и пчелы»
«Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»
«День и ночь»
«Бабочки и птицы»
Раскрашивали муравьев, делали аппликацию «бабочка на цветке», лепили стрекозу, божью коровку, кузнечика.
Разучивали стихотворения про насекомых, отгадывали загадки. Знакомила с литературными произведениями: А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Муравей Ося», «Стрекоза Стрелка», «пчелка Вжика», «муха-Цокотуха».
Смотрели познавательные презентации и мультфильмы про насекомых : познавательный мультфильм про божью коровку, бабочку, кузнечика. Так же смотрели «Стрекоза и муравей», «как муравьишка домой спешил», фиксики «пчела».
Ходили на экскурсию в парк «Насекомые вокруг нас», сравнили какие насекомые в парке, и какие насекомые на нашем участке.
Работа с родителями по проекту «Удивительные насекомые»
Родителям была предложена консультация «укусы насекомых». Так же родители помогли детям нарисовать любимое насекомое и записали описательный рассказ, который дети рассказали детям из младшей группы.
3 этап (заключительный)
В результате проведенной работы дети остались довольны. Больше всего им нравилось наблюдать, рисовать, раскрашивать, играть. Научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети понимают и осознают, насколько значимы насекомые в природе. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
Задачи по формированию экологического сознания детей средней группы по охране насекомых, можно считать выполненными, так как:
• познавательный интерес детей о насекомых – расширился;
• дети готовы охранять и защищать насекомых;
• у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания.