Наталья Шибаева
Проект «Удивительные насекомые»
Тип проекта :
Информационно-познавательный, среднесрочный.
Срок реализации проекта :
1 месяц
Участники проекта :
Дети средней и второй младшей группы, родители, воспитатели (летний период)
Гипотеза проекта :
Часто взрослые подразделяют живые организмы на красивые и безобразные, опасные и безопасные. По этой причине у детей формируется соответствующее отношение к ним. Отсутствие знаний у детей и взрослых, приводит к недоброжелательному отношению к живым существам.
Цель проекта :
Публикация «Проект „Удивительные насекомые“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны: насекомым и земноводным.
Задачи проекта :
• Развивать познавательный интерес к миру природы – маленьким обитателям планеты
• Формировать навыки наблюдения за живыми объектами природы
• Формировать умение и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь
• Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к миру растений и животных
Актуальность проекта :
Часто во время прогулок дети наблюдают за насекомыми. Одни с интересом их разглядывают, не боясь взять в руки, другие испытывают страх при виде маленькой букашки, а есть и такие, кто, не раздумывая, уничтожит беззащитное насекомое.
Побеседовав с детьми, мы поняли, что не у всех в достаточной степени сформировано четкое представление о насекомых, их значение в природе.
Формы реализации проекта :
• Занятия;
• Беседы;
• Оснащение ППРС;
• Работа с родителями.
Прогнозируемый результат:
В результате проведенной работы дети бережно и осознанно будут относиться к миру природы, маленьким обитателям планеты – насекомым и земноводным.
Риски при реализации проекта :
- нерегулярное посещение детского сада детьми;
- низкая активность родителей.
Организационный этап
• Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
• Постановка цели и задач.
• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
• Составление плана работы с детьми на период реализации проекта
Практический этап
Загадки, пословицы, поговорки о насекомых «Летают, ползают, прыгают»
Разучивание стихотворения «Полосатая пчела», «Шмель»
Разучивание пальчиковых игр на тему «Насекомые»
Беседы: «Береги живое»
Чтение художественной литературы:
К. Чуковский «Муха- Цокотуха»
Л. Кватко «Жучок»
М. Михайлов «Лесные хоромы»
Л. Н. Толстой «Муравей и голубка»
Д. Мамин- Сибиряк «Сказка про козявочку»
К. Лядов «Господин учитель Жук»
Детская энциклопедия «Эти удивительные жуки»
А. А Плешаков «Зеленые страницы»
Н. Рахманова «Как я сделала открытие»
Ю. Аркачеев «Веселое лето», «Сидел в траве кузнечик»
А. Барто «Младший брат»
Ю. Саакян «Добрый стог»
В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Г. Скребицкий «Счастливый жучок»
Эстонская сказка «Три бабочки»
Сказка «Смелый муравей»
Просмотр мультфильмов: «Приключения Лунтика», «Муравьишка- хвастунишка», серия м/ф «Букашки»,» Приключения кузнечика Кузи»,» «Пчелка жу-жу-жу»
Продуктивная деятельность:
-аппликация «Божьи коровки в траве»
-раскрашивание раскрасок по теме «Насекомые»
Дидактические игры: «Собери бабочку», «Что сначала, что потом», «Точки у божьей коровки», «Собери гусеницу» пазлы, вкладыши.
Целевая прогулка «Рассмотрим насекомых»
Наблюдение на прогулке «Какие насекомые посещают наши цветники»
Драматизация сказки «Муха-Цокотуха»
Подвижные игры: «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики», «Паук и мухи», «Пчелы и цветы», «Пчела и медведь».
Настольные игры: лото «Насекомые», домино «Божьи коровки», «Паучок»
Работа с родителями: выставка поделок из пластилина
«Насекомые»
Итоговый этап
Оформление картотеки по теме «Насекомые» : загадки, пословицы, поговорки, подвижные игры, дидактические (словесные) игры.
Оформление мини- музея «Насекомые»
Драматизация и показ сказки «Муха-Цокотуха»
Список литературы:
1. Воронкевич О. А. "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика. –2006.–№ 3
2. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. – М. : Просвещение, 2008
3. Рыжова Н. О программах экологического образования дошкольников//Дошкольное образование. –2004.–№ 117. Рыжова Н. Экологические сказки: Для работы с детьми дошкольного возраста//Дошкольное образование. –2008.– (Библиотечка "Первого сентября").
4. Рыжова Н. Блок "Я и природа" ("Дом под крышей голубой")//Дошкольное воспитание. –2004.–№ 11; № 12.– (Работаем по программе "Наш дом – природа").
5. Экологические проекты с детьми – реальность и сказка на одном пространстве//Дошкольное образование. –2004.–№ 12
6. Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образование. –2008.–№ 19. № 23; 2009.–№ 5; № 8.