Екатерина Жантиева
Проект «Удивительные аквариумные лягушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Работа с детьми предполагает сотрудничество: сотворчество педагога, ребенка, родителей.
Публикация «Проект „Удивительные аквариумные лягушки“» размещена в разделах
В нашем Детском саду установлен аквариум, в котором по мима рыб обитают лягушки. Дети, проходя мимо аквариума, часто задают родителям вопросы о лягушках. Родители, к сожалению, не могут ответить детям на этот вопрос. Поэтому было решено удовлетворить любопытство детей, повысить уровень их экологических знаний и воспитать экологически правильное отношение к миру природы.
При этом внимание детей нужно акцентировать не на их преимуществе, а пытаться вызывать сочувствие, стремление защищать животных. Осознание ребенком своей позиции возвеличивает его в собственных глазах, он сильнее и умнее других существ, поэтому должен заботиться о них.
Проблема: нет экологических знаний о земноводных, не сформировано бережное отношение к лягушкам.
Срок реализации: с 18.12 по 22.12
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели.
Цель проекта : формирование экологической культуры дошкольников.
Задачи:
1. Способствовать формированию экологических представлений у воспитанников о земноводных; развивать познавательную активность.
2. Формировать доброжелательное отношение, желание оберегать, а не вредить, не уничтожать.
3. Творческие способности.
4. Закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности; развивать мелкую моторику рук.
5. Обогащать словарный запас.
Планируемые результаты:
• дети знакомы с внешним видом земноводных;
• проявляют познавательные способности;
• демонстрируют предпосылки поисковой и самостоятельной практической деятельности;
• с удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности;
• совершенствуют мелкую моторику рук.
Подготовительный этап.
Прежде чем начать работу по знакомству детей с аквариумными лягушками. Нами (воспитателями) было решено расширить свои знания. Нами на подготовительном этапе проекта была поведена работа по сбору данных о лягушках, обитающих в аквариумах.
Сбор данных. Аквариумные лягушки.
Рассмотрим два самых распространенных вида лягушек, которых содержат совместно с аквариумными рыбками. Основной упор, конечно, нужно сделать на условиях содержания и раскрыть плюсы и минусы совместного проживания с рыбами.
Шпорцевая лягушка альбинос
Более распространенный вид
В целом можно сказать, что они неприхотливы по всем параметрам, кроме еды. Да и кормление тоже не тяжкое бремя. Этому виду достаточно 10 литров на особь. Комфортная температуры воды 18-22 градуса. Можно содержать при 24-26 градусах, но продолжительность жизни при этом сокращается. Максимальный размер тела 8см, так, во всяком случае, пишет справочник. На практике, владельцы этих скользких созданий с гордостью представляют всеобщему обозрению 16ти сантиметровые экземпляры.
Для обустройства дома Шпорцевой лягушки необходим фильтр, достаточно мощный для того, чтобы справляться с объемом производимой этими плывунами грязи. Но в тоже время фильтр не должен производить сильные потоки воды, так как в естественной среде обитания эти лягушки живут в застойных неглубоких водоемах. Ну и конечно аквариум должен закрываться специальной крышкой или стеклом с зазором для поступления воздуха, иначе домом лягушки станет весь Ваш дом, они легко могут выбраться на волю.
Рацион лягушки в основном состоит из животных кормов, таких как мелкий мотыль, дафния, не крупные дождевые черви, лоскутки нежирного мяса. Но, самое важное правило кормления - не перекармливать. Лягушки очень прожорливы. Ожирение -одна из самых распространенных проблем этого вида. Взрослую лягушку достаточно кормить 2 раза в неделю, более молодые особи кушают чаще, 4-5 раз в неделю, небольшими порциями. Что примечательно эти лягушки едят руками. Быстро перебирая лапками, они подталкивают еду ко рту.
И хотя лягушка является хищником, она мирно соседствует с рыбками, которым будут комфортны условия предписанные Шпорцевой лягушке. Разобьем идею содержания лягушки в аквариуме на плюсы и минусы.
Плюсы:
- неприхотлива;
- весьма интересно смотрится в аквариуме;
Минусы:
- кушает мелкую рыбу. Такие виды рыбок, как неоны или гуппи не проживут долго в аквариуме с Шпорцевой лягушкой.
- грязнуля. Помимо того, что они открыто и много гадят, сами Шпорцевые лягушки очень активно раскапывают грунт, поднимая со дна все то, что скрытно нагадили другие. Положение может быть спасено обильной фильтрацией и частым использованием пылесоса.
- выдирают, ломают и кусают растения. Для них подойдут только жестколиственные растения, посаженные в горшки, а не в грунт. Если растение посажено в грунт, то они его выкопают и обглодают корни. Просто из вредности, потому как в общем то они не интересуются растительной пищей.
- в брачный период они «поют серенады»
Лягушка Гименохирус
Менее распространенный вид лягушки, по сравнению со знаменитой Шпорцевой, но довольно привлекательный. Это миниатюрные пресмыкающиеся, взрослая особь которой достигает максимум 6 см. в длину, чаще растут до 4см.
Внешне довольно сильно отличаются от Шпорцевых. Гименохирус в таком сравнении можно назвать «стройным». У них более тонкие лапки, тело менее округлой и менее одутловатой формы и заостренная симпатичная мордочка.
В естественной среде обитания эти лягушата живут практически в лужах. Отсюда складываются их предпочтения в содержании. Большого объема аквариума они естественно не требуют, могут жить комфортно и в пятилитровой банке. Аэрация, как и в случае со Шпорцевой лягушкой, не требуется. Фильтрация может присутствовать, но не мощная и не создающая потоков воды (лучше с выходом воды посредством водопада). В любом случае застойный угол в аквариуме должен быть, специально для нее. Комфортная температура воды 24-26 градусов, это теплолюбивые лягушки. Подмены воды совершать не рекомендуется. А частые подмены могут и во все погубить гименохируса.
Кормить лягушонка нужно мотылем, дафнией, трубочником. Но стоит заметить, что приучить их есть неподвижный мороженный корм довольно сложно, так как они являясь хищниками и реагируют на движение пищи. Частота подачи пищи - через день.
Как и шпорцевые лягушки, гименохирус является бандитом по части растений и грунта. Но, все же этот вид не такой загрязняющий, потому как они значительно меньше. Так же они более медленные и пугливые, в аквариуме нужно укромное место, где они могут спрятаться.
С неприхотливыми рыбами жить могут и живут. С каждым годом они становятся все популярнее в общих аквариумах.
Плюсы:
- Миниатюрная и симпатичная;
- Вполне подходит для ленивого аквариумиста;
Минусы:
- Необходимое качество воды. Этому виду лягушки нравится жить в творческом беспорядке. Нельзя сильно фильтровать, нельзя менять воду, а эти условия необходимы для содержания большинства аквариумных рыб. И так же как и Шпорцевая, Гименохирус любит раскапывать грунт поднимая высоко-высоко все секреты спрятанные там более стеснительными и честолюбивыми жителями аквариума.
- Если в Вашем аквариуме есть рыба, которая меньше рта этой лягушки, то с того момента, как у вас появится Гименохорус, можете считать, что у вас нет такой рыбы. Это тоже хищники.
-Это не очень активная лягушка. Большую часть дня они проводят без движений, то сидя на дне, то зависая в воде. Насмотревшись на бешено плавающих в зоомагазине лягушат, покупатель наверное грезит о лягушачьем шоу у себя в аквариуме. Но, это обманчиво. Гименохорусы так быстро двигаются, потому что их много и их это пугает. В спокойной обстановке они тихие. Могут быстро двигаться при подаче корма.
Интересный факт.
Почему лягушки часто-часто моргают во время еды?
Лягушка ест совершенно особым образом. Как ни странно, ей в этом помогают глаза. Свою жертву лягушка ловит длинным липким язычком, при этом ее глаза открыты. Но как только насекомое прилипает к языку, лягушка втягивает его в рот и закрывает глаза. Можно, конечно, подумать, что она это делает от удовольствия. Но это не так. Дело в том, что рот лягушки отделен от глаз совсем тоненькой пленочкой. Когда глаза у лягушки закрыты, они опускаются внутрь и помогают ей протолкнуть пищу в горло. Вот такое необычное это животное и очень полезное. Лягушки охотятся за вредными насекомыми и поедают их в больших количествах.
Основной этап.
Дата Форма проведения, тема Содержание
18.12. 2017 Беседа: «Удивительные аквариумные лягушки» Познакомить с распространенными видами аквариумных лягушек. Познакомить с способом питания лягушек. Воспитывать бережное отношения к животным.
Чтение сказки «Лягушка – путешественница» Знакомство с литературой о лягушках.
21.12.2017 Продуктивная деятельность «Веселые лягушата» (лепка)
Развитие мелкой моторики. Развитие творческих способностей. Развитие воображения.
Проведение подвижной игры «Лягушки» Упражнять в прыжках. Сочетать движения с речью.
Развитие быстроты реакции.
22.12.2017 Наблюдение за лягушками в аквариуме. Наглядно познакомить с обитателями аквариума. Выделить их характерные особенности. Определить вид лягушек. Развивать любознательность.
Оригами «Лягушата» Развитие мелкой моторики. Развитие творческих способностей. Упражняться в действии по инструкции.
Заключение
Совместная работа по выполнению проекта по данной теме поможет детям не только получить дополнительные сведения, но и сформировать определенное представление о том или ином животном, их место обитания, виды, питание, размножение и прочее. Проведение таких небольших занятий ценно тем, что дети учатся передавать итоги своих наблюдений в речевой форме и делают это эмоционально, заинтересованно.
Важно, чтобы любое занятие, любая экскурсия, прогулка, посвященные ознакомлению детей с животными и растениями, пробуждали у ребят любознательность, укрепляли интерес к природе и любовное, бережное отношение к ее обитателям, формировали добрые отношения к ним.
При отсутствии интереса к животному миру ребенок не сможет так образно выразить в речи полученные впечатления. Поэтому активная, творческая работа детей может быть расценена не только, как результат их знаний, но и как показатель сформированного познавательного интереса, который при определенных условиях «провоцирует» ребенка к поиску новых знаний о животном. Дети как бы другими глазами смотрят на знакомых им животных, начинают относиться к ним бережно, заботливо, с любовью.
В первый день реализации нашего проекта была проведена беседа, где дети более подробно познакомились с видами аквариумных лягушек. Дети с интересом узнавали новое о лягушках и задавали много вопросов.
Во второй половине дня дети познакомились со сказкой В. М. Гаршина «Лягушка – путешественница».
Во второй день дети на занятии по физической культуре активно участвовали в проведении подвижной игры «Лягушата».
Вечером дети с радостью слепили лягушат. И вот такие лягушата у нас получились.
Продуктивная деятельность «Веселые лягушата» (лепка)
Проведение подвижной игры «Лягушата»
Цель игры: развитие двигательных способностей детей
1. Умение прыгать с места в обруч (прыгать и выпрыгивать из обруча)
2. Развиваем быстроту реакции (умение вовремя запрыгнуть в обруч).
Ход игры.
Дети прыгают из обруча в обруч во время прочтения стихотворения - "Лягушата". Когда читается последняя фраза: они очищают болото" - дети -лягушата запрыгивают в обруч, водящий ловит того, кто не успел запрыгнуть в обруч - он становиться водой.
Стихотворение "Лягушата" используемое в игре.
Стихотворение Ю. С Богатовой
В зеленом болоте живем мы, ребята
И квакаем громко
Ведь мы лягушата
И прыгаем ловко
С листа на листок
Но только не знаем
Вот в чем от нас толк?
Но я Вам, ребята, по
правде скажу
Что все мы нужны для чего то
Лягушки полезны и очень важны
Они очищают болото!
В заключительный день нашего проекта было решено проверить, как дети усвоили новые знания. Перед прогулкой была проведена экскурсия к аквариуму, где дети могли наблюдать за лягушками. Дети с легкостью определили вид лягушек, обитающих в наем аквариуме.
Вечером дети сделали оригами маленьких лягушат, которых забрали домой. И теперь в каждом доме наших воспитанников живет маленький лягушонок.