Марина Свинарева
Проект «Учись жить безопасно» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Учись жить безопасно»
Выполнила воспитатель: Свинарева Марина Сергеевна
Название проекта : «Учись жить безопасно»
Вид проекта : социально значимый.
Продолжительность проекта : октябрь-май.
Возраст детей: подготовительная группа
Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной группы, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Темочки:
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Актуальность проекта : Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Желание выглядеть взрослее приводит к тому, что ребенок пробует взять на себя новые обязанности, нарушает выполнявшиеся ранее правила, не реагирует на просьбы и замечания взрослых. Дети не способны запомнить или предвидеть все возможные риски техногенной, природной и социальной среды. Ребенок не видит потенциальную опасность, не знает реальных свойств предметов, не различает жизненные и игровые ситуации. Таким образом, можно констатировать, что повышенная двигательная активность в сочетании с импульсивным поведением, эмоциональностью и любопытством при отсутствии контроля со стороны взрослых, могут стать причиной попадания детей в опасные ситуации. Старших дошкольников часто оставляют дома одних. А в условиях актов терроризма, проблема безопасности детей особенно актуальна.
Цель проекта : Формирование социального опыта дошкольника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Задачи проекта :
1. Развитие у детей чувства ответственности за свое поведение.
2. Развитие бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
3. Стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Задачи в работе с родителями:
1. Знакомить родителей с работой ДОУ по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности
2. Повышать уровень знаний родителей по ОБЖ детей дошкольного возраста
3. Воспитывать у родителей ответственность за безопасность детей, их эмоциональное благополучие Условия реализации проекта : заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы в формировании основ безопасности жизнедеятельности.
Подготовительный этап
1. Подобрать методическую, художественную, детскую литературу, иллюстративные материалы, дидактические игры.
2. Оформить уголок для родителей о проведении проекта : «Правила на всю жизнь».
3. Консультации для родителей на тему: «Учись жить безопасно»
4. Составить перспективный план мероприятий.
Реализация проекта и работа с родителями
1. Выставка литературы по теме проекта.
2. Презентация проекта «Учись жить безопасно»
3. День открытых дверей «Здоровый образ жизни»
4. Консультации для родителей «Как уберечь детей от огня?», «Соблюдайте правила безопасности в лесу», «Безопасное общение с животными», «Детское кресло в каждую машину», «Закаливание – одна из форм сохранения здоровья», «Эти предметы таят опасность», «Это должен знать каждый ребенок», «Правила на всю жизнь».
Папки-передвижки: «Профилактика вирусных и простудных заболеваний», «Правила оказания первой помощи»
Листовки «Правила доктора Айболита».
Беседа «Ребенок должен знать свой адрес, телефон, ФИО родителей»
5. Рекомендации для домашнего чтения литературы по ОБЖ (Маршак С. «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; Михалков С. «Мой щенок», «Три ветра», «Песенка друзей»; Носов Н. «Автомобиль», «Живая шляпа», «Мишкина каша» и т. д; Радзиевская Л. «Ты и вода», «Ты и лес», «Ты и огонь»; Житков Б. «Дым, «Как мы ездили в зоосад», «На льдине», «Пожар», Линдгрен А. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»).
6. Конкурс совместных с ребенком рисунков «Знай и выполняй правила безопасности»
7. Составление безопасного маршрута ребенка «ДОМ – школа - дом»
8 Выставка фотографий «Здоровый образ жизни нашей семьи».
Основной этап
Темы, содержание работы
Октябрь
1 неделя
Тема: «Съедобные и несъедобные грибы»
Учить детей различать съедобные и несъедобные грибы; дать знания о том, что ядами несъедобных грибов человек может отравиться.
Д/и «Угадай вид гриба по описанию», «Будь внимательным»
Беседа «Что надо помнить, когда гуляешь в парке, в лесу»
Изобразительная деятельность: лепка «Съедобные грибы»
2 неделя
Тема: «Лекарственные растения»
Познакомить детей с лекарственными растениями, дать знания о простейших способах использования некоторых растений для лечения.
Д/и «Что где растет», упражнения для детей в практическом определении растений по запаху.
Наблюдение: «Виды лекарственных трав около детского сада»
Составление гербария «Лекарственные растения».
3 неделя
Тема: «Улица».
Закрепить понятия «улица», «дорога», «транспорт»; познакомить с понятиями «переход», «перекресток».
Рассказ о том, на какие части делиться улица. Объяснить, где и как можно переходить улицу.
Беседы: - «Зачем нужны дорожные знаки», «Какие они разные - дорожные знаки».
Д/и «Найди такой же знак»; «Одинаковые, но разные», «Опасно-безопасно».
С-р игры «Шофер», «Автобус».
4 неделя
Тема: «Изучаем свой организм»
Рассматривание иллюстраций в книге «Внутренние органы человека»
Рассказ воспитателя. Знакомство с пословицами и поговорками об органах человека.
Беседа: «Как устроено тело человека»
Опытно – исследовательская деятельность:
- слушание аудиозаписи сердцебиения
- измерение пульса
- подсчет дыхательных движений до и после бега
- сравнение звучания слов при открытых и закрытых руками ушах
- ходьба между кеглями с закрытыми глазами
- ощущение теплых и холодных предметов на руке
Д/игры «Угадай на вкус», «Угадай на запах», «Кто тебя позвал?», «Чудесный мешочек», «Угадай по описанию»
Ноябрь
1 неделя
Тема: «Улица города».
Закрепить у детей знание правил дорожного движения; познакомить детей со знаками, обозначающими пешеходные переходы; расширить знания о правилах поведения детей на улице; довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения. Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому.
Настольная игра: «Улицы города»
Чтение художественной литературы: Я. Пишумов «Юрка живёт на другой стороне» ; С. Михалков «Шагая осторожно»
Развитие речи Составление рассказа по серии сюжетных картин: - «Случай на улице»
Рассмотреть ситуацию «К кому можно обратиться если ты потерялся на улице».
2 неделя
Тема: «Дорога до детского сада».
Беседа о том, как дети с родителями добираются до детского сада.
Целевая прогулка – для закрепления понятий. Вспомнить название улицы, на которой находится детский сад.
Беседы: «Как вести себя на улице», «Безопасный путь»
Изобразительная деятельность: рисуем карту группы, маршрут от дома к детскому саду.
3 неделя
Тема: «Не мешайте мне трудиться»
Чтение с обсуждением стихотворения.
Рассматривание иллюстраций.
Д/и. «Убери на место» (на макете кухни и пособии)
«Кому что нужно для работы».
С- р игра «Дочки-матери».
Индивидуальные беседы с детьми «Я — помощник»
4 неделя
Тема: «А у нас в квартире газ»
Разъяснить детям опасность неумелого и небрежного обращения с газовыми приборами.
Чтение И. Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела».
Загадывание загадок. Моделирование ситуаций: «Сестра обожгла руку»
Чтение Т. Фетисов «Куда спешат красные машины»
Шорыгина «Осторожные сказки».
Декабрь.
1 неделя
Тема: «Опасности зимой»
Беседа: «Безопасное поведение на улице в гололед», «Как избежать травм в зимнее время года», «Тонкий лед и его опасности»
Рассматривание ситуаций с наглядным материалом.
Д/ игра: ««Опасно — неопасно».
2 неделя
Тема: «Тайны огня. Огонь – друг, огонь – враг».
Познакомить детей с историей зарождения огня, освоения огня людьми рассказать о том, как используется огонь человеком в добрых целях, как опасно необдуманное общение с огнем, как возникает пожар, чем он опасен.
Тренинги: эвакуация детей из здания, сверка списочного состава с фактическим наличием эвакуированных детей, размещение их в заранее назначенном месте.
Экскурсия по саду: рассматривание стенда о пожарной безопасности в детском саду.
Беседа на тему: «Первичные средства пожаротушения».
Познакомить детей с первичными средствами пожаротушения и правилами их пользования.
Чтение С. Маршак «Пожар».
Д/и. «Опасно — безопасно»
С/ р игра: «Пожарные на учениях»
3 неделя
Тема: «Транспорт»
Дать представление о транспорте разного вида; закрепить правила поведения на улицах города, воспитывать культуру поведения в транспорте.
Беседа «Транспорт на улицах города»
Д/и «Умные машины»
С/р игра «Мы пассажиры» ,«Мы – водители»
Лепка «Машины»
4 неделя
Тема: «01, 02, 03» Знакомство детей с телефонами спецслужб
Д/игра «Набери номер правильно»
Беседа «Номера телефонов которые надо запомнить»
Январь.
1 неделя
Тема: «Спички не тронь – в спичках огонь» Разъяснить детям назначение спичек и опасность игры с ними.
Познакомить с пословицами, поговорками и загадками о спичках.
Беседы: ««Огонь - друг или враг», «Чтобы не было беды»
С/р игра - «Мы пожарные»
Чтение художественной литературы: - С. Маршак «Пожар»; «Рассказ о неизвестном герое»; Е. Хоринской «Спичка-невиличка»,Е. Новичихина «Спички», Э. Гардернеса «Старший брат»
Рисование на тему: «Пожарная машина»
2 неделя
Тема: «Светофор»
Дать определение понятия «светофор»; закрепить знания о правилах перехода улицы.
Заучивание стихотворения «У любого перекрестка»; Я. Пишумов, загадывание загадок, чтение Б. Житкова «Что я видел»
Изобразительная деятельность: аппликация закладка для книги «Светофорчик»
Продуктивная деятельность изготовление книжки–малышки «Дорожные знаки»
Кроссворд с итоговым словом светофор
П/игра «Красный, желтый, зеленый"
3 неделя
Тема: «В мире много опасных предметов»
Беседа «Острые предметы», «Эти предметы таят опасность!»
Закрепить представления об острых предметах, колющих и режущих предметах предостеречь от несчастных случаев в быту.
Отгадывание загадок об изучаемых предметах.
Рисование отгадок «Соедини по точкам».
Чтение: Е. Казаков — «Чик-чик ножницы»
Ю. Пермяк — «Торопливый ножик».
С. р. и «Больница»
Беседа: «Электрические приборы»
Закрепить у детей представление об электроприборах, об их значении для людей, о правилах пользовании ими. Разъяснить какую опасность они в себе таят.
Экскурсия на кухню. Обратить внимание на опасные предметы на кухне и как повар ими пользуется.
Чтение стихотворения М. Тахистовой «На кухне».
Беседа на тему: «Горячие предметы на кухне»
Беседа – закреплять представления о том, что можно обжечься при небрежном пользовании горячей водой, паром, о кастрюлю, о плиту.
Беседа о труде повара. Экскурсия на кухню и поблагодарить за заботу о детях.
Февраль
1 неделя
Тема: «Изучаем свой организм»
Рассказ воспитателя. Знакомство с пословицами и поговорками об органах человека.
День открытых дверей «Здоровый образ жизни»
Беседы: «Путешествие в страну здоровья», «Почему люди болеют», «Витамины и здоровье».
Дидактические игры: «Угадай на вкус», «Что полезно, а что вредно», «Предметы личной гигиены», «Третий лишний».
Опытно – исследовательская деятельность: Измерение своего роста
Художественно – эстетическое развитие Чтение художественной литературы: - И. Семёнов «Как стать Неболейкой» - В. Ивенин «Слово врача» - С. Михалков «Про мимозу»
2 неделя
Тема: «Я б в пожарные пошел»
Познакомить детей с историей пожарной охраны, воспитать у детей чувство уважения к людям мужественной профессии.
Чтение С. Маршак «Пожар»,
«Рассказ о неизвестном герое»
С-р игра «МЧС»
Изобразительная деятельность: рисование «Транспорт специального назначения»
Д. И. «Кому, что нужно для работы
3 неделя
Тема: «Зачем нужны дорожные знаки»
Закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки – переход; познакомить с новыми знаками: «зебра», внимание, осторожно дети.
Беседа «О чем говорят дорожные знаки»
Д/игра «Найди нужный знак»
4 неделя
Тема: «Если чужой приходит в дом», «Кто там?»
Научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни.
Ключевые слова: доверчивый человек, уговоры, обещания.
Беседа: «Если ты один дома»
Художественно – эстетическое развитие Заучивание стихотворения «Не открывай чужим людям» Г. Шалаева
Просмотр мультфильма «Уроки осторожности тётушки Совы»
Рассматривание различных проблемных ситуаций «Что будет если?»
Дидактические игры: - «Можно – нельзя», «Угадай по голосу»
Драмматизация «Кот, петух и лиса»
Март
1 неделя
Тема: «Улицы нашего села».
В поселке много улиц, у каждой свое название; много домов у каждого свой номер. Дома расположены вдоль дорог и чтобы избежать беды надо хорошо знать свой адрес и соблюдать правила поведения на дороге.
Беседы: «Безопасное поведение на улице», «Всем ребятам надо знать, как по у лице шагать»
Д/ игры: «Можно – нельзя, правильно – неправильно», «Светофор»
Продуктивная деятельность (аппликация) : «Светофор»
Прогулка на площадку по обучению ПДД
Художественно - эстетическое развитие Чтение художественной литературы: - С. Михалков «Светофор»; «Дядя Стёпа – милиционер» ; С. Маршак «В снег и дождь»; Загадки о транспорте, правилах дорожного движения
2 неделя
Тема: «Скорая помощь», «В гостях у доктора Айболита»
Учить детей в случае серьезного заболевания взрослого или ребенка быстро реагировать на ситуацию: не теряться и позвать взрослого или вызвать «скорую помощь». Закреплять умения оказывать себе и другому первую помощь при порезах, ожогах, ушибах.
Изготовить правила доктора Айболита
С/р. игра «Больница»
Д/игра «Так и не так»
Посещение мед. кабинета.
3 неделя
Тема: «Целевые прогулки. Пешеход»
Уточнить знания детей правил поведения пешехода. Закрепить понятие «пешеход»; объяснить, что для пешеходов существуют свои правила.
Моделирование ситуаций – тебе подарили велосипед;
Где бы поиграть в мяч.
Чтение С. Маршак «Мой веселый звонкий мяч».
4 неделя
Тема: «Что нужно делать, если ты потерялся».
Беседа о том, что надо знать ребенку о себе и к кому лучше всего обратиться за помощью.
Рассмотреть с детьми опасные ситуации с героем Буратино
Задание на дом: выучить свой домашний адрес, как полностью зовут родителей, где они работают, домашний телефон.
Апрель
1 неделя
Тема: «Пожар».
Знакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнем. Научить детей правильным действиям при возникновении пожара.
Чтение С. Маршак «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое».
Беседа «Твои первые действия при пожаре». Вспомнить правила поведения при возникновении пожара.
Игра «Если возник пожар».
Драматизация «Кошкин дом»
Самостоятельное конструирование из строительного материала или конструктора лего «Пожарная станция».
2 неделя
Тема: «Безопасное общение с домашними животными».
Учить детей понимать состояние и поведение животных; знать, как обращаться с ними. Что необходимо помнить при общении с собаками и кошками.
Беседа «Правила безопасности при общении с животными».
Д/игра «Можно-нельзя»
3 неделя
Тема: «Осторожно незнакомец»
Беседа о несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
Беседа «Не открывай дверь чужим людям» «Незнакомый
человек в лифте, подъезде, на улице»
Чтение стихотворения С. Черного «Когда никого нет дома».
Рассматривание плаката «Правила поведения в толпе»,
Предостеречь детей от неприятностей с контактом с незнакомыми людьми.
Рассмотреть ситуации при встрече с незнакомцами.
С-р игра «Осторожно незнакомец»
4 неделя
Тема «Неделя добра»
Беседы: «Внешность может быть обманчива», «Игры во дворе», «О дружбе» (по пословицам) «Какой ты друг?»
Дидактическая игра: «Назови ласково», «Вежливо, невежливо»
- Продуктивная деятельность (аппликация) «Смайлики» в подарок другу в конце недели «добра и вежливости».
Май.
1 неделя
Тема: «Пожар в лесу»
Обучить детей правильным действиям при эвакуации с места пожара.
Познакомить детей с правилами безопасности в лесу.
Беседа: «Опасные шалости»
Чтение сказки «Осколок стекла».
Д/игра «Доскажи словечко»
2 неделя
Тема: «Осторожно гроза»
Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.
Что надо знать, чтобы избежать опасности во время грозы.
Загадки, пословицы и народные приметы о грозе.
Чтение стихотворения А. Л. Барто «Гроза»
Беседа «Правила поведения во время грозы»
3 неделя
Тема: «Знай и выполняй правила уличного движения»
Закрепить с детьми знания правил уличного движения; знать, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на тротуаре нельзя; транспорт ездит по правой стороне мостовой; знать назначение и сигналы светофора; уметь определять по сигналу светофора, в каком направлении разрешено движение транспорта и людей.
Беседа: «Правила для велосипедистов»
Д/игра «Подбери знак»
4 неделя
Тема: «Обучение детей правилам поведения на воде»
Познакомить детей с правилами поведения на воде и через игровые ситуации отработать их применение.
Игровая ситуация «свободное плавание»,
Игра «Водолазы»
Д. И. «Опасно — безопасно», «Кому что нужно»
Игра «Купание в море», «Мы плывем».
Викторина «Знатоки правил безопасности»
Заключительный этап
Презентация проекта :
1. Викторина «Знатоки правил безопасности»
2. Фотовыставка «Здоровый образ жизни нашей семьи».
3. Выставка детских рисунков по теме «Знай и выполняй правила безопасности»
4. Презентация итогов проекта
Прогнозируемый результаты
Дошкольники: к концу проекта ребенок должен знать:
Основные понятия «здоровье» и» здоровый образ жизни». Режим дня, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. Как ухаживать за своим телом.
Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома.
Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми.
Наиболее безопасный путь в детский сад и домой. Правила перехода дороги. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства.
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть.
Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.
Влияние на здоровье человека температуры окружающего воздуха и погодных условий (ветер, дождь, снег). Что такое «одеваться по сезону».
Правила поведения в парках, скверах, в лесу, у водоемов.
Опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.
Знать свой адрес, телефоны специальных служб, ФИО родителей.
К концу проекта ребенок должен уметь:
Соблюдать режим дня, ухаживать за полостью рта, руками, ногами.
Безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону.
Выбрать наиболее безопасный путь в детский сад и домой. Правильно переходить дорогу, перекресток. Различать сигналы светофора и регулировщика. Ориентироваться в дорожных знаках.
Правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства.
Правильно вести себя при встрече с животными и насекомыми (пчелами и осами).
Правильно вести себя при возникновении пожара в доме.
Родители: Повышение образовательного уровня родителей по данной теме, осознание важности проблемы безопасности детей, сотрудничество с детьми и педагогами.
Литература
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б., Безопасность : учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста - ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010
2. Алексеева Т. А. Основы безопасности жизнедеятельности-М,2000
3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, ДЕСТВО-ПРЕСС,2014
4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования ДОУ
5. Киселева Л. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения.
6. Коломеец Н. В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: Азбука безопасности – ВОЛГОГРАД : Учитель,2011
7. Шорыгина Т. А. Основы безопасности для детей 5-7 лет-М : ТЦ «Сфера»,2006 8. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. - М: Книголюб, 2003
8. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников М. : «Просвещение», 2000.