ольга седых
Проект «Учимся дружить!»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта :
Тип проекта : творческо-информационный
По количеству участников: групповой
По характеру контактов: в контакте с семьей
Проблема:
Дети старшего дошкольного возраста не умеют общаться, присутствует напряженность и конфликтность;
Предпочитают гаджеты, планшеты и т. д., нежели подружиться с ребенком.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Учимся дружить!“» размещена в разделах
- Дружба. Проекты
- Дружба. Учимся дружить
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
От того, как складываются отношения детей в группе сверстников, зависит последующий путь его личностного и социального развития. В нашей группе часто наблюдаются определенные нарушения в общении детей - уход от контакта со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Поэтому становится актуальным поиск эффективных путей и средств формирования взаимоотношений, влияющих на становление общественно - ценных качеств личности ребёнка и определяющих его поведение в обществе сверстников.
Объект проекта : понятия «друг», «дружба»
Предмет проекта : содержание, формы, средства и методы формирования представлений о дружбе детей дошкольного возраста.
Цель проекта :
Формирование у детей представление о друге, дружбе, воспитание доброжелательного отношения друг к другу, быть сдержанными, уметь работать в коллективе.
Задачи проекта :
Образовательные: 1. Расширять и систематизировать представления детей о том, что такой «дружба», кто такой «друг», что значит «Уметь дружить», научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения. 2. Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению и нарушению моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобрение действий того, кто поступил справедливо
Воспитательные: 1. Воспитание культуры поведения и общения, привычки следовать правилам культуры, быть вежливым по отношению к людям, сдерживать непосредственные эмоциональные побуждения, если они приносят неудобство окружающим. 2. Воспитывать чувство коллективизма, сплоченности, умение работать в команде.
Развивающие: 1. Развитие добрых чувств, эмоциональной отзывчивости, умения различать настроение и эмоциональное состояние окружающих людей и учитывать это в своем поведении. 2. Развивать коммуникативные навыки, социально-коммуникативные качества (сотрудничество, терпимость, терпение). 3. Развивать связную речь, обогащать словарный запас, побуждать к использованию в речи пословиц и поговорок.
Время выполнения: среднесрочный (с 11 января по 8 февраля 2021г.)
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители
Создание совместной творческой эмблемы группы «Дружба начинается с улыбки»
1 этап. Подготовительный
Подбор методической литературы, художественной литературы, подбор наглядного материала для бесед, дидактических игр, подбор мультфильмов, музыкального репертуара
Работа с родителями: порекомендовать чтение произведений о дружбе детям, подобрать и выучить с ребенком пословицу или поговорку о дружбе.
2 этап. Основной
Беседа «Если с другом вышел в путь», «Как играть и не ссориться»
Просмотр мультфильмов: «Малыш и Карлсон», «Приключения поросенка Фунтика», «Крошка Енот», «По дороге с облаками».
Развитие речи, словарного запаса, объяснение слов: мир, счастье, ненастье, хранить, ценить, друзья, ссориться, вежливость, доброта, мириться, защитить друга, недруг.
Обыгрывание ситуаций из жизни «Мое настроение», «День рождение у друга», «Мой друг в беде…»
Обсуждение пословиц и поговорок о дружбе «Нет друга- ищи, а нашел- береги», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Человек без друзей, что дерево без корней».
Художественная деятельность (рисование) «Портрет друга»,
(аппликация) «Мои друзья», Эмблема группы.
Слушание музыкальных композиций «Вместе весело шагать»,
«Песенка друзей», «Ты да я, да мы с тобой».
Разучивание стихов и песен о дружбе и друзьях.
Театрализация: разыгрывание сказок «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса».
Игры «Найди друга», «Найди пару», «Давайте говорить друг другу комплименты».
Инсценировка проблемных ситуаций «Мой друг меня обидел», «Я хочу с тобой дружить».
Д/и «Угадай мое настроение», «Передай свое настроение»
физминутка «Настроение», «Детский сад».
3 этап. Заключительный
Эмблема группы «Кораблик»-«Дружба начинается с улыбки»
Взаимодействие с родителями
Заучивание наизусть детьми пословиц и поговорок о дружбе.
Создание книжки иллюстраций по прочитанному произведению о дружбе.
Ожидаемые результаты:
У детей сформируется понятие «дружба»;
Дошкольники научатся практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;
Приобретут навыки работы в сотрудничестве;
Дети поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и научатся доверять ему.
План реализации проекта
Срок реализации проекта в месяцах Совместная деятельность
Непосредственно-образовательная деятельность
1 неделя
2 неделя
1. Чтение художественной литературы о дружбе (стихи, рассказы) : «Дружат дети всей земли» Викторов В., «Два друга» Квитко Л., В. Осеева (цикл рассказов, «Два товарища» Толстой Л., «Незабудка не смогла подружиться» О. Гавриченко.
2. Беседы о дружбе, друзьях, о том, кого можно назвать другом, как ведут себя настоящие друзья: «Дружба – это хорошо или плохо?», «Глупые ссорятся, а умные договариваются»
«Кто такой настоящий друг?», «Как поступают настоящие друзья?». Задачи: Расширять представления о дружбе, побуждать детей к активному диалогу, высказыванию своих впечатлений по теме. Способствовать обмену и усвоению новой информации.
3. Аппликация «Хоровод дружбы»
4. Просмотр презентаций: «Мои лучшие друзья», «Дружные ребята», «Стихи и песни дружбе». Задачи: углублять представления о дружбе.
5. Разыгрывание игровых ситуаций. Предложить обыграть в форме этюдов следующие ситуации: «Кто виноват» (Ребята сидят за столом. На столе лежат бумажные кораблики. Двое мальчиков одновременно схватили кораблик и тянут каждый к себе. Оба мальчика падают, а кораблик лежит на полу разорванный. В конце этюда педагог вместе с детьми делает вывод, кто виноват, как нужно было поступить.); «Поссорились – помирились», «Как положено друзьям – все мы делим пополам…», «Долгожданная встреча», «К чему ведут ссоры в игре» - напомнить детям о том, что ссора мешает игре и дружбе (предложить обыграть стихотворение А. Шибаевой «Подружки», «Новенькая» (побуждать детей к проявлению внимания и сочувствия к сверстникам); «Ты поссорился с другом, а теперь хочешь помириться».
6. Художественно-эстетическое развитие. Лепка.
«Подарок другу»
3 неделя
4 неделя 7. Подбор пословиц о дружбе.
•Нет друга – ищи, а нашел- береги.
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
• Один за всех, и все за одного.
• Человек без друзей, что дерево без корней.
• Сам пропадай, а товарища выручай.
• Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
• Друг за друга держаться – ничего не бояться.
• Друзья познаются в беде.
• Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
8. Самостоятельная художественно-творческая деятельность (рисование на тему «Мой друг», оформление выставки детских работ, создание детского альбома рисунков)
9. Организация дидактических игр:
«Что такое хорошо, а что такое плохо», «Спиной друг к другу», «Мы разные», «Узнай друзей по голосу».
10. Организация сюжетно – ролевых игр:
«В гостях», «Праздник именинников». Задача: учить эмоционально выражать чувство радости и весёлого настроения от общения с окружающими людьми.
11. Словесные игры по теме «Дружба» :
«Подбери слова к слову «дружба» (дружок, дружить, друг, подружиться, дружелюбие, дружелюбный, дружественный, дружина, дружище); «Закончи предложение» (Если мой друг заболел, я…. Мне подарили фломастеры, и я…. Когда мне нужна помощь, я); «Комплимент» - развивать умение входить в контакт, видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства сверстников.
12. Интервьюирование детей: «Как поступают настоящие друзья?», «Живет ли дружба среди вас? Почему?», «Ты считаешь себя настоящим другом? Почему?»
13. Итоговое мероприятие
Занятие по развитию речи "Цветок дружбы" в подготовительной группе
14. Создание групповой эмблемы дружбы.
Рекомендации воспитателям и родителям:
1.«Формирование дружеских отношений между детьми во время игр» «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.
2. Воспитание дружеских отношений в игре. Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи.
Анкета для родителей «Нужны ли ребенку друзья?»
Уважаемые родители!
Для подготовки и проведения в группе с детьми проекта на тему «Давайте дружить» нам необходимо знать ваше мнение. Просим вас ответить на предлагаемые вопросы.
1. Как вы считаете, нужны ли друзья ребенку дошкольного возраста?___
2. Вы знаете с кем дружит ваш ребенок в детском саду?___
3. Есть ли друзья у вашего ребенка вне детского сада?___
4. Как вы считаете, дружба влияет на развитие личности ребенка?___
5. Как родители могут повлиять на коммуникативное развитие ребенка?___
6. Есть ли у вас интересный опыт дружеских отношений с другими семьями, готовы ли вы поделиться им с другими родителями? Если да, то в какой форме? (рассказ, презентация, фотоальбом и т. д.)
Итоговое мероприятие:
Занятие по развитию речи "Цветок дружбы" в подготовительной группе
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы, коммуникативная, музыкально-художественная, игровая.
Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста дружеских взаимоотношений.
Развивающие задачи:
• Продолжать развивать познавательный интерес в социально-коммуникативной сфере. Развивать наглядно-образное мышление, внимание, память, слуховое и зрительное восприятие.
• Развивать умения вести рассуждения, аргументировать свою точку зрения, развивать разговорную речь детей, обогащать словарный запас (лесть, искренность).
• Развивать интонационную выразительность речи, умение привлечь внимание слушателей, высказывать свои мысли, слушать товарищей.
• Формировать умение вести диалог с воспитателем и сверстниками, высказывая своё мнение полным предложением.
Воспитание нравственных качеств: умение дружить и беречь дружбу, взаимопомощь и добросердечность, иметь много хороших и добрых друзей.
Предварительная работа: беседы с детьми о дружбе, чтение сказок о дружбе, чтение пословиц о дружбе, просмотр мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка».
Методические приё мы:
• Словесный – беседа, вопросы познавательного характера, художественное слово;
• Наглядный – перевоплощение, показ иллюстраций;
• Стимулирования – создание мотивации, поощрение, сюрпризный момент;
• Игровой – динамическая пауза «Мы друзья», игра с мячом «Добрый мяч»;
• Рефлексия – биение сердца.
Материалы и оборудование: видеописьмо от старухи Шапокляк, большой объёмный цветок, ноутбук, куклы би-ба-бо мишка и ежик, ширма, мяч, предметы для игры «Добрый мяч», магнитные пазлы, тарелочки двух цветов, сердечки.
Ход занятия
I. Мотивационно-ориентированный этап. Организационный момент.
Дети сидят на стульях.
Воспитатель:
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернёмся
И все вместе улыбнёмся
И скажем друг другу: «Здравствуйте!»
Сюрпризный момент:
– Ребята, сегодня утром на электронный адрес нашего детского сада пришло видео письмо. Посмотрим, что в нем? (Воспитатель открывает видео письмо на ноутбуке, дети узнают старуху Шапокляк)
Видеописьмо от старушки Шапокляк:
– «Здравствуйте, дорогие ребята. Мне очень грустно. Почему я всегда одна и одна? Со мной никто не играет, доброго слова не скажет, все на меня обижаются…. я не знаю, что такое «дружба» и кто такие «друзья»? Я не знаю, что мне делать?»
– Ну что ребята, поможем старушке? Ответы детей.
– Я вам предлагаю порадовать старушку Шапокляк и подарить ей удивительный цветок Дружбы, чтобы ей легче было найти друзей (воспитатель показывает цветок). Только бутон еще не раскрылся. Что мы можем сделать, чтобы распустились все его лепестки? Мы разгадаем все секреты дружбы.
II. Основная часть. Поисковый этап. Планирование дальнейшей деятельности.
– Но сначала давайте вспомним, что, же такое дружба? (ответы детей)
Ребенок читает стихотворение, выученное ранее.
Что такое дружба
Дружба — это тёплый ветер,
Дружба — это светлый мир,
Дружба — солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба — это только счастье,
Дружба — у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой — жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом — даже злая слабость,
Вмиг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба — это ценный дар.
– Дружба – это когда дети хотят быть вместе, когда вместе играют, и не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди, с которыми нам легко, интересно и комфортно. Молодцы, отлично прочитали стихи про друзей и про дружбу. Но лепесток почему-то не раскрывается. Я открою вам небольшую тайну – один секрет мы уже отгадали. Вспомните, что мы сделали в самом начале нашей встречи? (ответы детей)
– Правильно мы поздоровались. Какой же первый секрет дружбы? (ответы детей)
– Первый секрет дружбы : ВСЕГДА ЗДОРОВАТЬСЯ И БЫТЬ ПРИВЕТЛИВЫМ. Вот и первый лепесток распустился. А хотите узнать второй секрет? Давайте подойдем ближе к цветку и сядем вокруг него. (Дети садятся на индивидуальные коврики).
– Послушайте небольшой отрывок знакомой вам детской песенки.
Песня «От улыбки» (отрывок)
– Скажите, пожалуйста, так с чего же начинается дружба? (ответы детей)
– Правильно, с улыбки. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не подарили! Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали второй секрет.
– Скажите, а с каким человеком приятнее общаться? С тем, кто хмурый или с тем, кто улыбается? (ответы детей)
– И я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку, я люблю вас. У вас такие замечательные, солнечные, улыбки, что, глядя на них, ярче становиться день и на душе теплее. Так давайте же улыбнемся друг другу. Мы здесь все друзья.
Игра «Мы друзья» (фонограмма песни «В этом зале все друзья»)
Дети встают в круг, берутся за руки, поют песню с движениями.
– Итак, какой же второй секрет мы разгадали? (ответы детей)
– Второй секрет дружбы : УЛЫБКА. Вот и второй лепесток распустился, посмотрите, какой он красивый.
Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают ссоры? (ответы детей)
– Итак, самая частая причина ссор, когда вы не можете поделиться чем – то, или хотите заниматься одним и тем же. Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно. Хотите посмотреть, что произошло на лесной поляне с двумя друзьями?
Кукольный театр «Мишка и ежик». Дети в роли Мишки и Ежика за ширмой.
Воспитатель:
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга Мишка и Ёжик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик навстречу качелям шагнул
Мишка качели к себе потянул
Мишка: «Я первый!»
А Ё жик: «Нет, я!»
Воспитатель:
Не уступают друг другу друзья.
Мишка обиделся:
Мишка:
«Значит ты Ёж,
Как друг мне совсем не хорош!»
(мишка и ежик уходят в разные стороны)
– Что произошло, что они не поделили?
– Почему Мишка решил не дружить с Ёжиком?
– Как помирить Мишку и Ежика?
– А что нужно сделать, чтобы помириться?
– Правильно, играть в мирилку.
(Мишка и ежик говорят мирилку.)
Мы не будем больше злиться,
Мы решили помириться,
Злюка, уходи от нас.
Мы опять друзья сейчас!
– Какая стала бы эта история, но уже с весёлым, добрым концом, когда Мишка и Ёжик смогли договориться? (Ответы детей). Снова выходят Мишка и Ежик.
Мишка сказал:
«Покачаю тебя,
Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья».
Ё жик:
«Мишка, запомни правило дружбы :
Уметь уступать и не ссориться нужно».
– Какой третий секрет дружбы мы разгадали?
– Третий секрет дружбы : УМЕТЬ УСТУПАТЬ, НЕ ЖАДНИЧАТЬ. Вот и третий лепесток распустился на цветке, который мы готовим для старушки Шапокляк. Ребята, а как вы думаете легче быть добрым или злым человеком?
Стихотворение «Быть легче добрым или злым?»
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда – один…
– Так что же такое доброта? Ребята, а как вы думаете, можно ли доброту увидеть? А где?
– Ребята, посмотрите на эти предметы (грязная тарелка, лист бумаги и фломастер, яблоко, порванная книга, сломанная игрушка, букет цветов) С помощью этих предметов, можно совершить добрый поступок? А какой, мы сейчас узнаем, поиграв в игру "Добрый мяч" (у кого мяч, тот и называет, что нужно сделать с предметом: помыть тарелку, подарить цветы и т. д.)
– А сейчас сядьте все удобно и положите правую руку на левую сторону груди. Вы чувствуете толчки? Это бьётся ваше доброе сердце. Я знаю, в ваших сердцах живёт доброта, и я верю, что про вас будут говорить «У него доброе сердце».
Релаксация. Слушают биение сердца. (Музыка спокойная)
– Какой ещё один секрет дружбы мы разгадали?
– Четвёртый секрет дружбы : ДОБРОТА. Вот и ещё один лепесток раскрылся. Сегодня мы с вами раскрываем секреты дружбы для старухи Шапокляк. Ой, а про самый важный секрет мы с вами забыли. Этот секрет старуха Шапокляк точно не знает. Помните, что делала Шапокляк в мультфильме?
– Кто догадался, что это за секрет? (БЫТЬ ЧЕСТНЫМ)
– Что это значит? (Ответы детей).
– Я расскажу вам одну очень интересную историю.
«В одном детском саду были две подружки Катя и Маша. Они дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Катину куклу.
– Кто сломал мою куклу? – расплакалась Катя.
– Не знаю, – сказала Маша. – Наверное, это Максим.
– Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Катя у Максима.
– Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.
– Не может быть! – воскликнула Катя. – Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.
Подошла Катя к Маше и спросила – Зачем ты обманула меня Маша?
– Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.
– Не делай так больше Маша! – сказала Катя. – Друзья должны быть честными друг с другом!»
– Запомните, ребята, обман может разрушить дружбу. Поэтому друзья по отношению друг к другу всегда должны быть честными.
– Какой же пятый секрет дружбы мы раскрыли?
– Пятый секрет дружбы – ЧЕСТНОСТЬ. Посмотрите, все лепестки цветка раскрылись, а в середине мы видим ещё один секрет. Попробуем последний секрет разгадать? Для этого разделитесь на пары, с помощью смайликов. Найдите два одинаковых. Секрет «зашифрован» в картинках. Подойдите к столам. На столах лежат конверты, в них – пазлы. Соберите картинку, внимательно на неё посмотрите и расскажите, что на картинке изображено.
Дети собирают пазлы. Рассматривают и обсуждают изображённые ситуации. Затем переходят от одного стола к другому – проверяя, как справились другие дети с заданием.
– Попробуйте определить, что общего в этих картинках. (На всех картинках люди помогают друг другу, животным, растениям, птицам).
– Вот и ещё один секрет дружбы мы раскрыли. Какой?
– Шестой секрет дружбы : ПОМОЩЬ. Помогай всем, кто нуждается в помощи и у тебя будет много друзей. Вот и раскрылся наш цветок.
– А давайте с вами представим, что дружба это одно большое сердце (показываю сердце).
– Как вы думаете, какие опасности подстерегают наше сердце на жизненном пути?
(Обидные слова, драки, грубость, злость, слёзы, жадность.)
– Да, всё верно (повторяю слова и сердце понемногу сдувается, вот такими опасностями можно причинить боль сердцу и сердце может заболеть).
– Так давайте никогда не забывать секреты дружбы, которые мы сегодня раскрыли, и тогда наше сердце всегда будет здорово.
– Сейчас вспомним все секреты дружбы (дети перечисляют все 6 секретов дружбы).
– Полюбуйтесь, какой замечательный цветок Дружбы у нас получился.
III. Заключительный этап.
Под музыку входит Шапокляк.
– Посмотрите, ребята, Шапокляк догадалась, что вы ей обязательно поможете, и пришла к нам в детский сад. Подарим ей прекрасный цветок Дружбы. Шапокляк многое узнает о дружбе, тоже найдёт себе друзей, потому что с друзьями жить весело и интересно.
– Ребята, вам понравилось помогать Шапокляк?
– Что больше всего понравилось?
– Перед вами две тарелочки: красная и синяя и лежат сердечки, возьмите каждый по одному сердечку и положите в красную тарелочку, если занятие вам понравилось, и в синюю тарелочку, если занятие не понравилось.
Шапокляк:
Дружат бабочки, жучки,
Муравьи и паучки.
Дружат звери меж собой,
Дружит солнышко с землей.
Дружба всем нужна всегда,
Словно воздух и вода.
Шапокляк благодарит детей и угощает сладостями под песню «Дружба крепкая не сломается».
– Вы у меня молодцы, я вами довольна и очень горжусь.