Дарья Владимировна Внукова
Проект учебной ситуации на уроках литературы в начальных классах
▼ Скачать + Заказать документы
Планируемые результаты изучения учебной темы
Личностные Развитие умения работать в коллективе, в группе, брать ответственность на себя за свою часть работы; развитие мотивационной сферы, креативности, любознательности; поиск, оформление и представление информации, развитие творческого воображения.
Метапредметные Развитие способности формулировать, анализировать, решать проблемы; формулировать и задавать вопросы по тексту; развивать умение поддерживать друг друга, сопереживать, откликаться на переживания других; умение переносить информацию из истории, области искусства на предмет разговора; развивать умение находить, анализировать, выбирать нужную информацию в интернете, интегрировать, оценивать эту информацию.
Публикация «Проект учебной ситуации на уроках литературы в начальных классах» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Начальная школа. 1-4 классы
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
Предметные Развитие интереса к чтению; развитие способности к смысловому чтению; развитие умений представлять собственное суждение по прочитанному тексту, умений сопоставлять и сравнивать материал, высказывать своё мнение по текстовой проблеме; развивать умение оформлять материал кластером, таблицей, создавать ментальную карту; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию.
Краткое описание ситуации Коллективное решение проблемного вопроса: «Кто строил железную дорогу?»
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов. 1. Прочитайте внимательно эпиграф к стихотворению Н. Некрасова «Железная дорога».
2. Нарисуйте главных героев, о которых говорится в эпиграфе (группе художников).
3. Найдите в строчках эпиграфа фактические несоответствия.
4. Сформулируйте эти несоответствия проблемным вопросом.
5. Сравните точки зрения других поэтов на проблемный вопрос (группа филологов).
6. Найдите в интернете историческую точку зрения по данной проблеме (группе историков).
7. Изложите свою точку зрения, рассмотрев иллюстрации к стихотворению (группе художников).
8. Остальные дети делятся на 2 группы:
1 группа – найдите в тексте точку зрения автора и свой ответ оформите в виде кластера или таблицы.
2 группа – найдите в тексте точку зрения генерала и свой ответ оформите в виде кластера или таблицы.
9. Оформление вывода в виде ментальной карты.
Действия учителя для создания условий достижения запланированных результатов. 1. Приготовить альбомные листы, карандаши, фломастеры.
2. Разделить детей на группы художников, историков, филологов, исследователей текста.
3. Выдать группе художников иллюстрации к тексту.
4. Раздать группе филологов стихи других поэтов о железной дороге.
5. Обеспечить доступ к сайту История России https://histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/nikolaievskaia-zhielieznaia-dorogha историкам.
6. Записать предварительно на доске все этапы работы и колонки для отметок команд.
7. Подготовить лист для ментальной карты.
Описание учебной ситуации
Краткая аннотация учебной ситуации Планируемые результаты изучения темы для предложенной учебной ситуации
Ситуация 1.
Коллективная работа над эпиграфом стихотворения. Поиск фактических несоответствий в эпиграфе. Отображение несоответствия в рисунке. Формулирование проблемного вопроса. Личностные: Развитие умения работать в коллективе; развитие мотивационной сферы, креативности, любознательности; поиск информации, развитие творческого воображения.
Метапредметные: Развитие способности формулировать проблему; развивать умение поддерживать друг друга
Предметные: Развитие интереса к чтению;развитие умений представлять собственное суждение по прочитанному тексту, умений сопоставлять и сравнивать материал, высказывать своё мнение по текстовой проблеме; совершенствование речемыслительной деятельности.
Ситуация 2.
Групповая работа.
Сравнение стихотворений разных поэтов о железной дороге. Формулирование вывода: как относятся к построенной дороге поэты. Личностные: Развитие умения работать в группе, брать ответственность на себя за свою часть работы; умение сравнивать точки зрения; развитие мотивационной сферы, креативности, любознательности.
Метапредметные: Развитие способности понимать тексты, формулировать и задавать вопросы по тексту; развивать умение поддерживать друг друга.
Предметные: Развитие интереса к чтению; развитие способности к смысловому чтению; развитие умений представлять собственное суждение по прочитанному тексту, умений сопоставлять и сравнивать материал, высказывать своё мнение по текстовой проблеме;
Ситуация 3.
Групповая работа на сайте История России: https://histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/nikolaievskaia-zhielieznaia-dorogha
Поиск исторического материала о Николаевской железной дороге, её строителях. Вывод о строителях железной дороги. Личностные: Развитие умения работать в группе, брать ответственность на себя за свою часть работы; развитие мотивационной сферы, креативности, любознательности; поиск, оформление и представление информации, развитие творческого воображения.
Метапредметные: Развитие умения работать в группе; умение переносить информацию из истории на предмет разговора; развивать умение находить, анализировать, выбирать нужную информацию в интернете, интегрировать, оценивать эту информацию.
Предметные: Развитие интереса к чтению; развитие способности к смысловому чтению; развитие умений представлять собственное суждение по прочитанному тексту, совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию.
Ситуация 4.
Групповая работа. Составление текста о строителях железной дороги по представленным иллюстрациям. Личностные: Развитие умения работать в группе, брать ответственность на себя за свою часть работы; развитие мотивационной сферы, креативности, любознательности; развитие творческого воображения.
Метапредметные: развивать умение поддерживать друг друга, умение переносить информацию из области искусства на предмет разговора; развивать умение оценивать эту информацию.
Предметные: развитие умений понимать произведение живописи; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию.
Ситуация 5.
Групповая работа. Исследование текста о строителях дороги:
точка зрения автора и точка зрения генерала. Составление кластера или таблицы. Личностные: Развитие умения работать в группе, брать ответственность на себя за свою часть работы; развитие мотивационной сферы, креативности, любознательности; поиск, оформление и представление информации, развитие творческого воображения.
Метапредметные: Развитие способности анализировать, решать проблемы; формулировать и задавать вопросы по тексту; развивать умение поддерживать друг друга, сопереживать, откликаться на переживания других; развивать умение находить, анализировать, выбирать нужную информацию интегрировать, оценивать эту информацию.
Предметные: Развитие интереса к чтению; развитие способности к смысловому чтению; развитие умений представлять собственное суждение по прочитанному тексту, умений сопоставлять и сравнивать материал, высказывать своё мнение по текстовой проблеме; развивать умение оформлять материал кластером, таблицей.
Ситуация 6.
Коллективная работа. Вывод по проблемному вопросу. Составление ментальной карты. Личностные: Развитие умения работать в коллективе, развитие мотивационной сферы, креативности, любознательности; поиск, оформление и представление информации, развитие творческого воображения.
Метапредметные: Развитие способности формулировать выводы; оформлять итоги работы в виде ментальной карты.
Предметные: развитие умений представлять собственное суждение по прочитанному тексту, умений сопоставлять и сравнивать материал, высказывать своё мнение по текстовой проблеме; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком.
Критерии оценивания задания ситуации 5
Задание: Групповая работа. Исследовать текст о строителях дороги: выявить точку зрения автора и точку зрения генерала. Свои выводы оформить в виде кластера или таблицы.