Елена Бахтина
Проект по освоению нетрадиционных техник рисования «Волшебные краски»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
по освоению нетрадиционных техник рисования
Тема: «Волшебные краски»
во второй младшей группе
Составитель проекта воспитатель МБДОУ № 28 «Белочка»
Бахтина Елена Юрьевна
Тема: «Волшебные краски»
Участники проекта : воспитатель, родители, дети младшего дошкольного возраста.
Сроки и этапы реализации проекта : Сентября 2014 – Май 2015 гг.
Публикация «Проект по освоению нетрадиционных техник рисования „Волшебные краски“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты
- Рисование. Все материалы
- Темочки
База реализации проекта : МБДОУ № 28 «Белочка» вторая младшая группа.
Вид проекта : творческий, групповой.
Формы реализации образовательной деятельности:
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка.
Формы работы с детьми: создание игровой ситуации, проговаривание последовательности работы, наблюдения, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, организованная деятельность.
Цель проекта : Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи проекта :
• Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
• Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
• Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
• Поощрять инициативность и самостоятельность при выборе материала и техники изображения, помочь детям почувствовать радость творчества.
• Развитие у дошкольников творческих способностей, через нетрадиционные техники рисования.
• Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
Условия реализации:
Центр по изодеятельности:
Оборудование и материалы:
мольберт, наборы цветных карандашей, наборы фломастеров, гуашь, акварель, цветные восковые мелки, кисточки тонкие и толстые, щетинистые, беличьи, баночки для промывания ворса кисти от краски, бумага для рисования разного формата, салфетки из ткани хорошо впитывающей воду для осушения кисти, губки из поролона, салфетки для рук.
Методы проведения занятия:
• - словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
• - наглядные
• -практические
• -игровые
Используемая программа и технологии :
Программа «Цветные ладошки» Лыкова И. А.
Нетрадиционное рисование.
Актуальность
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
• Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
• Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
• Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость) ;
• Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Практическая значимость.
Практическая значимость проекта заключается в том, что используя нетрадиционные техники рисование,развиваются художественно-творческие способности детей младшего дошкольного возраста.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта :
• формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
• владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
• умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
Основные преимущества.
Нетрадиционные техники рисования для детей 3-4 лет – это прекрасный способ привить ребенку любовь к рисованию, искусству. Научить его творчески подходить к восприятию мира и изображению тех или иных предметов на бумаге. Данные техники позволяют малышу быстро и легко в игровой форме освоить рисование и получить новые знания
I этап – подготовительный:
1. Изучение методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
2. Разработка содержания проекта : «Нетрадиционные способы рисования для малышей».
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
II этап – практический:
1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы.
2. Формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.
III этап – итоговый:
1. Разработала «Методические рекомендации» по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста.
2. Заключительная диагностика развитие художественно- творческих способностей детей.
3. Провела презентацию и мастер-класс по теме: «Нетрадиционные способы рисования для малышей» в своем ДОУ.
Работа с родителями:
Цели:
Познакомить родителей с нетрадиционными способами рисования.
Привлекать их к совместному с детьми творчеству.
Формы работы:
папки передвижки, консультации, мастер класс;
организация выставок детских работ для родителей;
изготовлен альбом "Маленькие художники";
анкетирование;
разработка рекомендаций для родителей;
родительские собрания.
Заключение
Проект «Волшебные краски» направлен на развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка - оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать… Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками : рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, печатками из овощей и другими. Малышам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными.
Этапы реализации проекта
Период Мероприятия Задачи
Подготовительный этап
сентябрь 1неделя
Изучение методической литературы, интернет - ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. Повысить компетентность педагогов.
2 неделя
Разработка содержания проекта :
«Нетрадиционные способы рисования для малышей»
Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты
3 неделя
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. Определить объем и содержание работы по проекту.
4 неделя Анкетирование родителей на тему: «Развитие творческих способностей у детей» Выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков.
Основной этап
октябрь 1 неделя Непосредственно образовательная деятельность «Ягодка за ягодкой» (На кустиках).
И. А. Лыкова стр. 30
Знакомить с техникой нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком,
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.
2 неделя Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме.
«Ягодки и яблочки на тарелочке»
Р. Г. Казакова стр. 76 Упражнять в комбинировании различных техник при изображении простейшего натюрморта в расположении рисунка по всей плоскости листа.
3 неделя Памятка для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности.
4 неделя Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Свитер для моих друзей»
Р. Г. Казакова стр. 72 Развивать творческое воображение;
память;
мелкую моторику пальцев рук. Продолжать знакомить с техникой рисования пальчика_
ми; развивать инициативу закрепить знание цветов;
учить составлять элементарный узор.
Ноябрь 1 неделя Непосредственно образовательная деятельность «Падают, падают листья».
И. А. Лыкова стр. 40 Познакомить с техникой нетрадиционного рисования (способом примакивания);
теплыми цветами (красный, желтый, оранжевый) на голубом фоне (небе) Развитие чувства цвета и ритма.
2 неделя Консультация для родителей: «Рисование нетрадиционными способами» Продолжать знакомить родителей с основами рисование нетрадиционными способами
3 неделя Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме.
«Ветка рябины»
Г. Н. Давыдова стр. 11 Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.
4 неделя Мастер – класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста». В стиле ПУАНТЕЛИЗМ «Золотая рыбка» Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности с использование нетрадиционных техник рисования
Декабрь 1 неделя Непосредственно образовательная деятельность рисование декоративное «Вьюга завирюха»
И. А. Лыкова стр. 64 Рисование хаотичных узоров в технике по - мокрому. Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий развитие чувства цвета.
2 неделя Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Маленькая ёлочка»
К. К. Утробина стр. 14 Знакомить со способом рисования тычком жесткой кистью. Развивать эстетическое восприятие, развивать мелкую моторику.
3 неделя Оформление художественной выставки «Зимушка зима» Познакомить детей с понятием «выставка»;
её назначение;
побуждать детей принимать активное участие;
привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности;
вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.
4 неделя Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Маленькой ёлочке холодно зимой»
Р. Г. Казакова стр. 74 Закрепляем технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком,
активизировать словарь по лексической теме; развивать творческое воображение;
развивать мелкую моторику пальцев рук.
Январь
2 неделя Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме
«Морозный узор»
Г. Н. Давыдова часть 1. стр. 43 Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве
3 неделя Консультация для родителей оформление в папках передвижках
«Использование нетрадиционных методов рисования» Продолжать знакомить родителей с основами изобразительной деятельности нетрадиционными способами рисования
4 неделя Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме
«Разноцветные шарики»
И. А. Лыкова стр. 22 Развивать творческое воображение;
память;
мелкую моторику пальцев рук.
Февраль 1 неделя Непосредственно образовательная деятельность «Салют»
К. К. Утробина стр. 10 Продолжать знакомить со способом рисования тычком жесткой кистью. Развивать эстетическое восприятие, расширять знания об окружающей деятельности.
2 неделя Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме
«Зимние напевы» Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами;
активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.
3 неделя Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме.
Дидактическая игра «Собери гусеницу» Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.
4 неделя Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Зимний лес» Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.
Прикладывая ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева.
Март 1 неделя Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию
«Цветок для мамочки».
И. А. Лыкова стр. 106 Подготовка картин в подарок мамам на праздник. Освоение техники рисования тюльпанов в вазе.
2 неделя Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Ветка мимозы»
Р. Г. Казакова стр. 75 Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками (рисование пальчиком).Развиваем мелкую моторику рук.
3 неделя Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме.
Дидактическая игра «Дорисуй предмет» Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.
4 неделя Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме
Рисование ватной палочкой
«Мой веселый, звонкий мяч»
И. А. Лыкова стр. 16 Продолжить знакомить детей со способом рисования ватной палочкой; развивать изобразительные навыки и умения.
Апрель 1 неделя Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию «Я флажок держу в руке»
И. А. Лыкова стр. 134
Рисование флажков разной формы (прямоугольных, полукруглых).Развитие чувства формы и цвета.
2 неделя Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Солнышко, солнышко раскидай колечки»
И. А. Лыкова стр. 118
Продолжать знакомить с техникой пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук.
3 неделя Оформление художественной выставки «Весна» Побуждать детей принимать активное участие;
привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности;
вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.
4 неделя Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Солнышко, которое мне светит»
Р. Г. Казакова стр. 73 Вызывать эстетические чувства к природе и ее изображениям нетрадиционными художественными
техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-
двигательную координацию.
Завершающий этап
май
1 неделя Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию «Цыплята и одуванчики» И. А. Лыкова стр. 140 Рисование цыплят и одуванчиков нетрадиционным способом (пальчиками, ватными палочками).Развивать творческое воображение, память,
мелкую моторику пальцев рук.
2 неделя Разработала «Методические рекомендации» по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста. Продолжать знакомить родителей с основами изобразительной деятельности нетрадиционными способами рисования.
3 неделя Диагностика обследование навыков рисования
с использованием нетрадиционных техник. Выявить уровень художественного развития детей, возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения.
4 неделя Оформление художественной выставки «Чудесные краски» Продолжать знакомить детей с понятием «выставка»;
её назначение;
побуждать детей принимать активное участие;
привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности;
вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I, II – М. ; «Издательство Скрипторий 2003», 2007г.
2. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М. ; Педагогическое общество России, 2005г.
3. Лыкова Л. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Младшая группа. – М. : КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА, 2008.
4. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
5. Утробина К. К. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М. : «Издательство Гном и Д», 2007.