Ираида Иванова
Проект «Традиционный народный костюм Липецкого края»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта :
Вид проекта : творчески-исследовательский
Продолжительность: средней продолжительности.
Участники проекта : дети старшей и подготовительной к школе групп, педагоги, музыкальный руководитель, хореограф, родители.
Срок реализации: октябрь - декабрь
Образовательная область: познавательное развитие (краеведение).
Актуальность проблемы:
«Чем дальше в будущее входим,
Тем дальше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим!»
Публикация «Проект „Традиционный народный костюм Липецкого края“» размещена в разделах
- Липецкая область, город Липецк
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
У любого человека кроме родителей должны быть родная история, родная земля, родной язык, родная культура. Но самым главным из этих корней является родная история. Знать и изучать историю своей малой родины с юных лет важно потому, что, не зная прошлого, невозможно осмыслить и понять настоящее, заглянуть в будущее.
В последние два десятилетия, в связи с новым подъемом национального самосознания и стремлением узнать свое историческое прошлое, наметился поворот в отношении культурной общественности России к национальному костюму. Неуклонно растет число исполнителей фольклора, которые стремятся бережно воссоздать в своих сценических костюмах традиции народной одежды. Русский народный костюм стал постепенно возвращаться и в быт людей, в том числе и традиционный народный костюм Липецкого края, который используется в качестве празднично-ритуальной одежды.
В настоящее время традиции, связанные с историей традиционного народного костюма Липецкого края, являются очень актуальными. Молодое поколение проявляет интерес и осознает значимость самобытности и необходимости сохранения художественных и исторических образов, воплощенных в традиционном народном костюме Липецкого края.
Традиционный народный костюм Липецкого края представляет собой пеструю картину и по форме, и по цветовой гамме. Объясняется это тем, что Липецкая область, образованная в 1954 году, вобрала в себя сложившуюся
традиционную культуру соседних областей. В Воловском, Елецком, Долгоруковском, Тербунском, Измалковском, Лев-Толстовском районах в одежде нашли свое отражение черты рязанского костюма. В Лебедянском, Добринском, Краснинском и Липецком районах прослеживается влияние тамбовского традиционного костюма. В остальных - Орловской, Воронежской и Тульской губерний.
«Их дивное многоцветье рождает ощущение праздника в душе, влияет на духовную культуру».
Красота традиционного народного костюма Липецкого края доставляет детям радость, пробуждает в них художников, учит чувствовать и понимать ориентацию ребенка в мире и, следовательно, не только отражает мир, но и преображает, творит его. Знакомство детей с историей и особенностями традиционного народного костюма формирует проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию Липецкого края.
Цели проекта :
обобщить знания детей об истории и особенностях традиционного народного костюма Липецкого края,
развивать у детей умения получать информацию о традиционном народном костюме Липецкого края, самостоятельно ориентироваться в ней и применять полученные сведения для решения познавательных и практических задач;
воспитывать бережное, уважительное отношение к историко-культурному наследию малой Родины (Липецкого края);
активизировать творческий потенциал детей, родителей.
Задачи проекта :
образовательные:
познакомить детей с историей традиционного народного костюма
Липецкого края;
пополнить знания детей о Романовском костюме : его истории и возможностях воплощения некоторых его элементов в современной одежде;
вызвать интерес к традиционному народному костюму Липецкого края, влияния на него различных исторических событий;
учить детей раскрашивать народные костюмы Липецкого края в книжках-раскрасках;
развивающие:
развивать у детей интерес к народной культуре родного края посредством ознакомления с традиционным народным костюмом Липецкого края;
развивать познавательную активность детей, самостоятельность мышления детей, умение делать выводы и заключения, художественный вкус;
развивать творческие способности детей и взрослых; художественно-творческие способности детей;
воспитательные:
способствовать воспитанию патриотических качеств, чувства гордости за талант народа Липецкого края, который дарит нам познание красоты и добра;
воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;
воспитывать бережное отношение к культурному наследию Липецкого края.
Предполагаемый результат:
в процессе усвоения знаний о традиционном народном костюме Липецкого края, Романовского костюма, формирования и развития умений и навыков происходит становление личности ребенка, духовных традиций, высокой нравственной культуры, осознание ценностей, выверенных веками и сохранивших свою значимость для современного человека;
научить ребенка уважать свой народ, почувствовать себя частью великого целого, с достоинством относиться к его прошлому, заботиться о его будущем;
умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее; оказывать посильную помощь;
приобретение детьми навыков социального общения со взрослыми.
Роль родителей в реализации проекта : активное участие в познавательной деятельности ребенка, беседах, наблюдениях, исследованиях, оформлении выставки, изготовлении кукол в народных костюмах Липецкого края, практических занятиях.
Участие специалистов в реализации проекта : педагоги, музыкальный руководитель, хореограф.
Продукт проектной деятельности :
рост познавательной активности детей;
развитие детей;
повышение активности родителей в делах группы;
выставка детских работ «Традиционный народный костюм Липецкого края», «Романовский костюм»;
выставка кукол (совместная работа детей и родителей) в народных костюмах Липецкого края.
Этапы проведения и реализации проекта :
I. Информационно-накопительный.
Изучение интереса детей для определения целей проекта.
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
Сбор и анализ информационных материалов и фотографий.
Обращение к специалистам и жителям села Троицкое Липецкого района.
II. Организационно-практический.
Проведение ОД по темам «Русский народный костюм», «Романовский костюм», «Народный костюм Лебедянского уезда», «Традиционный народный костюм Липецкого края»; «История одежды крестьян Липецкого края».
Организация выставки детского творчества (совместно с родителями) «Куклы в народных костюмах Липецкого края».
Посещение мини-музея «Куклы в народных костюмах».
Создание традиционного народного костюма Липецкого края из бумаги и других подручных материалов.
Оформление дидактических игр «Одень куклу», «Найди пять отличий», «Обведи и раскрась», «Найди пару».
Раскрашивание плоскостных силуэтов красками, карандашами, восковыми мелками.
Экскурсия в Краеведческий музей.
Посещение выставки народно-прикладного творчества.
III. Презентационно-завершающий.
Презентации «Романовский костюм», «История одежды крестьян Липецкого края».
Выставка продуктов детской и родительской деятельности «Куклы в народных костюмах Липецкого края».
Необходимые условия реализации проекта :
интерес детей и родителей;
методические разработки;
интеграция со специалистами детского сада.
Формы и методы работы с детьми:
наблюдения;
исследования;
сотрудничество ребенка со взрослыми в развивающих занятиях;
ознакомление с художественной и научной литературой, фотографиями;
игровая форма ОД, беседы;
выставка рисунков и поделок;
наглядная пропаганда;
самостоятельная деятельность детей;
игры: дидактические, настольные, словесные.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
мультимедиа, компьютер, экран,
стереомагнитола;
СД с записями русских народных песен;
видеофильм о народном костюме Липецкого края;
дидактические игры;
подбор произведений русского народного творчества;
подбор наглядного материала (фотографии из домашних архивов жителей Липецкого края, иллюстрации с изображением традиционного народного костюма Липецкого края);
подготовка разного вида наглядного материала;
подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
презентация "Романовский костюм".
Советы и рекомендации: проект можно использовать для детей старшей и подготовительной к школе групп, учащихся начальной школы (1 - 2 классов).
Литература:
1. Андреева А. Ю. «Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг».
2. Архивные материалы краеведческих музеев г. Лебедяни, Ельца, Липецка (городов Липецкой области).
3. Беззубцева Н. В. «Моя Родина – Липецкий край».
4. Броктауз Ф. А., Эфрон И. А. «Энциклопедический словарь».
5. Важинский В. М. «Сельские поселения Липецкого края» - Записки краеведческого общества.
6. Воротников Р. В. «Из истории Липецкого края».
7. Воспоминания жителей с. Троицкое, с. Ленино, с. Большое Попово, с. Куликово (Липецкая область).
8. Высочкина Н. Н. «Вышивка на счастье и удачу…».
9. Ильин М. А. «Вещи рассказывают».