Елена Гусакова
Проект «Традиции русского чаепития»
▼ Скачать + Заказать документы
Чай горячий, ароматный,
И на вкус такой приятный.
Он недуги исцеляет,
Он усталость прогоняет,
Силы свежие дарит,
Всем за стол присесть велит!
Актуальность проекта
Воспитание гражданина и патриота своей Родины неразрывно связано с познанием духовного богатства и традиций своего народа. Поэтому перед нами встала проблема - пробудить у детей познавательный интерес к прошлому посредством знакомства с традициями русского народа, научить детей чтить и уважать их, понимать и любить культуру своей страны через реализацию проекта «Традиции русского чаепития».
Публикация «Проект „Традиции русского чаепития“» размещена в разделах
- Посиделки
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Чай. Традиции русского чаепития
- Темочки
Сейчас уже, конечно, чайные традиции не соблюдаются так строго, но неизменным остается одно: тепло и уют дома, где можно собраться за столом и выпить чашечку крепкого чая из начищенного до блеска бабушкиного самовара.
Тема проекта «Традиции русского чаепития» - актуальная тема сегодняшнего дня. Она способствует пробуждению интереса к истории и культуре, традициям и обычаям чаепития любви к родной стране.
Благодаря соблюдению чайных традиций, которые передаются из поколения в поколение, мы тем самым сохраняем культуру своего народа.
Было бы неправильно утверждать, о непопулярности чая. У нас «чайная страна» и пьют его много, но культура чаепития потерялась. Сейчас интерес к чаепитию возрождается. Поэтому, данный проект способствует расширению кругозора детей по ознакомлению с историческими ценностями и традициями нашей культуры.
Тип проекта – информационно-творческий, познавательный.
Сроки реализации проекта – март-май 2022 г.
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Цель: познакомить детей с культурой чаепития, особенностями чайной церемонии на Руси.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей чаепития на Руси.
2. Углублять и систематизировать знания о чае, его происхождении, распространении.
3. Формировать навыки исследовательской деятельности.
4. Приобщать детей к истокам русской народной культуры – традициям чаепития.
5. Воспитывать уважение к народной культуре и традициям страны, любовь к своей Родине.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап - март 2022
- изучение методической литературы
- определение цели и задач проекта
- определение методов, форм работы
- подбор материала для реализации проекта
Основной этап - апрель 2022
- проведение занятий
- показ презентаций
- просмотр познавательных материалов
- проведение сюжетно-ролевых игр
- организация дидактических, настольно-печатных, словесных, подвижных игры
- проведение бесед с детьми по теме проекта
- чтение художественной литературы
- слушание музыкальных произведений
- конструирование из конструктора
- художественное творчество по проекту
- создание памяток для родителей
Заключительный этап - май 2022
- развлечение «В гостях у Самовара»
- досуг «Чайный вечер»
Реализация проекта
О. О. «Социально-коммуникативное развитие»
сюжетно-ролевые игры:
- «Посиделки за чаем», «Кафе «Чайные сладости», «Магазин «Чайные сервизы»
дидактические игры:
- «Собери самовар», «Сервируем стол»
словесные игры:
- «Назови ласково», «Чайные рифмы»
НОД:
- «Детям о чае»
беседы:
- «Правила поведения во время чаепития»
создание памяток: «Правила чаепития»
развлечение: «В гостях у Самовара», «Чайный вечер»
О. О. «Познавательное развитие»
НОД:
- «Русский самовар»
беседы:
- «Чайные традиции на Руси», «Каким бывает чай», «Откуда к нам пришел чай»
экспериментирование:
- «Как влияет чай на рост растений», «Лаборатория чайных открытий»
презентация:
- «Традиции русского чаепития»
просмотр видеороликов:
- «Русское чаепитие»
просмотр мультфильмов: «Иван Иванович Самовар», «Тигренок в чайнике», «Пых, пых, Самовар»
виртуальная экскурсия: «Музей самоваров»
конструирование из разного материала - «Чайный столик», «Чайная посуда», «Сладости к чаю»
О. О. «Речевое развитие»
разучивание пословиц, частушек о чае и чайных традициях
вечер загадок: «Собрались в кружок подружки на чаек»
чтение художественной литературы:
- К. И. Чуковский «Муха – цокотуха», «Сказки о чае и целебных травах»
- Ю. Щербаков «Веселый чай»
- Г. Цыферов «Как лягушки пили чай»
О. О. «Художественно-эстетическое развитие»
аппликация: «Чайный сервиз»
лепка из пластилина: «Чайная пара»
рисование: «Самовары»
НОД: «Золотая хохлома»
слушание песен: «Наш красавец – самовар» (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского)
О. О. «Физическое развитие»
подвижные игры: «Чай, чай, выручай!»
пальчиковая гимнастика: «Мы выращиваем чай»
физминутки: «Самовар кипит, пыхтит…»
Ожидаемые результаты
У детей будут сформированы знания о культуре и традициях чаепития родной страны; сформируются необходимые знания о происхождения и приготовления чая; научатся уважать и любить культуру своей страны; расширятся знания о национальных способах заваривания чая; возрастет желание изучать историю, культуру и быт русского народа; научатся сервировке стола к чаепитию; научатся понимать значимость семейных традиций.
Заключение
На протяжении трех столетий на Руси не обходится без чая ни одна встреча друзей, ни одно семейное торжество. Чаепитие органично вписалось в старинные традиции гостеприимства русского народа. Каждая эпоха привносила что-то свое, менялись правила этикета, утварь и угощения к чаю, но оставались неизменными правила гостеприимства, предписывающие встречать гостей хлебом-солью и добрым отношением.
Приобщая детей к историческим данным родной культуры и знакомя традициям родной страны, мы развиваем личность каждого ребенка, который, будет уважать культурные ценности своего народа и станет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.
Список использованной литературы
1. Савельевских А. В. «Чай. Книга о том, как наслаждаться вкусом настоящего чая», 2005.
2. Иофина И О. «Чай и кофе: Секреты выбора, покупки и употребления», 2005.
3. Похлебкин. «Все о чае», 1989.
4. Журнал «Домашний очаг», № 11, 2006
5. Газета «Комсомольская правда» 30 сентября, № 39, 2005.
6. Все о чае. Электронный ресурс: www.tea.ru