инна гладких
Проект «Толерантность спасёт мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта Толерантность спасёт мир
Номинация Творческо - исследовательский проект
Автор проекта
Гладких Инна Михайловна
инструктор по физвоспитанию
Участники проекта Дети, педагоги и родители
Время реализации проекта 1 год : 2015-2016 г. г.
Актуальность
Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Большой энциклопедический словарь.
Публикация «Проект „Толерантность спасёт мир“» размещена в разделах
- Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведёт от культуры войны к культуре мира.
Из «Декларации принципов толерантности», принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.
«Культурный человек терпим к людям других национальностей, к инакомыслящим, не агрессивен».
А. В. Сухомлинский
В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:
• этика и стратегия ненасилия;
• идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
• необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.
Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны. Разрешить возникающие проблемы взаимоотношений можно только с помощью воспитания толерантного сознания. Сегодня всё большее распространение в детской и подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин такого поведения детей достаточно много. В первую очередь стоит отметить понижение общего уровня культуры, массу негативной, а зачастую и просто агрессивной информации, обрушивающейся на незрелую психику ребёнка с экрана телевизора или через компьютер, социальное равнодушие и недостаток внимания со стороны взрослых.
В Государственной концепции дошкольного воспитания говорится: "В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям… Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей".
Дошкольный возраст наиболее сенситивен для развития толерантности. В этот возрастной период ребёнок очень впечатлителен, открыт миру, стремится к взаимодействию с взрослыми и детьми, глубоко переживает свою значимость в качестве участника, партнёра, проявляет интерес к социальным явлениям, событиям и др. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения, памяти. Природная эмоциональность дошкольников служит благоприятным фактором постижения ценностно – ориентированного материала, связанного с осознанием культуры своего и других народов. По данным психологов, опыт эмоционально – ценностного отношения к людям, обретаемый в дошкольном возрасте, является весьма прочным и принимает характер установки.
Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе. Но для этого необходимо проводить систематическую работу со всеми участниками педагогического процесса, создавать развивающую и обучающую среду в группах, повышать уровень самосознания и проявления толерантности у воспитателей, специалистов ДОУ, родителей воспитанников.
В результате анкетирования и тестирования родителей, я пришла к выводу, что у родителей невысокий уровень осознания проблемы толерантности, национального самосознания. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения. Поэтому одной из главных задач детского сада является формирование у детей самосознания, толерантного отношения к окружающему миру.
В ходе анализа деятельности педагогического коллектива ДОУ, были выявлены недостатки:
1. Недостаточная компетентность педагогического коллектива по данной проблеме, слабое владение современными технологиями и программами по социально – нравственному воспитанию детей, отсюда нет качественной системы в воспитательном – образовательном процессе ДОУ.
2. Слабая методическая база ДОУ.
3. Недостаточная развивающая и обучающая среда в группах по данной проблеме.
4. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная картина межличностных отношений между детьми. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения взрослых.
Проблема: Недостаточный уровень образовательного воздействия педагогов
на развитие толерантности у детей.
Необходимо устранить все выявленные причины и создать условия, которые дадут возможность всем участникам образовательного процесса развиваться и повысить уровень толерантного отношения к окружающему миру.
Цель проекта :
Создание условий для формирования у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к окружающему миру.
Задачи :
1. Развивить у детей старшего дошкольного возраста умение видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям.
2. Формировать у детей толерантное поведение, внутренней и внешней правовой культуры.
3. Повышать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
4. Закреплять нравственные представления, навыки социально приемлемого поведения.
5. Ознакомить педагогический коллектив с новинками методической литературы, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения.
6. Применить в работе с детьми педагогические технологии, ориентированные на развитие толерантности.
7. Взаимодействовать педагогам и родителям в воспитании толерантности.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
Предполагается, что в ДОУ будет создана система работы по формированию у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к окружающему миру.
Предполагаемые риски:
1. Загруженность педагогов и специалистов методической работой.
2. Нежелание родителей получать знания о толерантном воспитании
Программа выполнения работ по проекту.
I этап – Подготовительный.
Мероприятия сроки Результат, продукт деятельности
1. Анализ образовательного процесса по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.
- Анкетирование родителей и педагогов ДОУ по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения.
- Диагностика по выявлению причин агрессивных отношений друг к другу у детей дошкольного возраста. 03.2015 Анкета
опросники, тесты
3. Изучение научно – практических и методических источников по заявленной теме. 03.2015
4. Разработка конспектов различных мероприятий для всех участников проекта. 03.2015 Конспекты мероприятий
6. Создание картотеки подвижных игр народов мира. 04.2015 картотека
8. Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно – демонстрационных материалов, картин художников мира. О4.2015
II этап – Основной
1. Консультация для родителей: «Что такое толерантность и интолерантность». 04.2015 памятка
2. Выставка детских рисунков «Дружная семья – Россия» 04.2015 конкурс
2. Совместный физкультурно – познавательный досуг родителей с детьми старшего дошкольного возраста «День добра». 04.2015 конспект
3. Вечер придуманных сказок и историй о добре. 05.2015 конспект
4. Консультация «Рекомендации для родителей по толерантному воспитанию детей». 05.2015 буклет
5. Интегрированное занятие «Мы – жители планеты Земля» 05.2015 конспект
5. Спортивно – музыкальный праздник «День Победы». 05.2015 конспект
6. День подарков «Подари улыбку другу» 06.2015 конспект
7. Семинар – практикум для педагогов «Вопросы формирования толерантности в дошкольной практике» 06.2015 конспект
8. Создание альбома об обычаях и традициях народов мира 06.2015 Выставка альбомов
2. Спортивное развлечение «Игры народов мира» 07.2015 конспект
3. .Оформление информационных стендов для родителей «Мы разные, но мы дружные» 07.2015 фотовыставка
4. Досуг «День толерантности в детском саду» 09.2015 конспект
5. Музыкальное развлечение «Музыка и танцы народов мира» 10.2015 конспект
6. Создание альбома «Новогодние традиции всех стран мира» 10.2015 Конкурс на лучшее оформление альбома
7. Психологические встречи для родителей «Толерантность в разрешении конфликтов» 11.2015 Родительское собрание
8. Смотр – конкурс семейных газет «Мир во всём мире». 11.2015 Выставка газет
9. День добрых дел 12.2015 конспект
III этап – Заключительный.
1. Тренинг для педагогов «Я толерантная личность» 02.2016 конспект
2. Музыкально – спортивное развлечение «В стране доброты» 03.2016 конспект
4. Аукцион родительских проектов «Моя родословная» 04.2016 конкурс
Литература:
1. Аксёнова Н. Б. Проект «Мир в твоём доме». Ж «Ребёнок в детском саду», 2013 №1.
2. Ежкова Н. С. Приобщение дошкольников к ценностям: теория и методика. Тула, 2006.
3. Лянге А. А, Рассказова Н. Д. Формирование толерантности у дошкольников. Ж «Воспитатель», 2010 №9.
4. Риэрдон Б. Э. «Толерантность дорога к миру». М., 2001.
5. Сыродеева А. С. Поликультурное образование. М., 2001.