Оля Михеева
Проект «Народные промыслы Южного Урала»
▼ Скачать + Заказать документы
Методический паспорт проекта
№
п/п Структура Содержание проекта
1. Тема «Народные промыслы Южного Урала»
2. Адресация проекта Проект адресован воспитателям ДОУ. Может быть реализован в образовательной и свободной деятельности.
3. Руководители проекта Михеева Ольга Владимировна
4. Участники проекта Активные участники проекта :
Публикация «Проект „Народные промыслы Южного Урала“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Урал - наш край родной
- Темочки
Воспитатели - проводят установочные и итоговые беседы о народных промыслах Южного Урала, консультируют воспитанников во время выполнения проекта, организуют художественно-продуктивную и творческую деятельность. Организуют работу с родителями;
Воспитанники – выполняют познавательную и творческую работу по развитию и обогащению знаний о народных промыслах Южного Урала
Родители воспитанников – принимают участие в образовательном процессе. Сотрудничают по созданию мини-музея предметов народных промыслов Южного Урала
5. Возраст воспитанников Дошкольники (5-6 лет)
6. Особенности типа проекта По характеру создаваемого продукта – информационно – творческий;
По количеству участников – групповой;
По продолжительности – краткосрочный;
По содержанию – ребёнок и его интересы;
По профилю знаний – межпредметный (монопроект);
По характеру координации – с открытой координацией;
По уровню контактов – на уровне образовательного учреждения и взаимодействие с социально-культурными учреждениями города (школа искусств);
По типу объекта проектирования – информационно – творческий.
7. Цель проекта Формирование у детей познавательного интереса к народной культуре, через ознакомление с декоративно - прикладным искусством и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
8. Задачи проекта 1. Расширить знания детей о народных промыслах Южного Урала.
2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов Южного Урала.
3. Содействовать развитию речи ребенка, обогащать словарь, повышать выразительность речи.
4. Развивать навыки художественного творчества детей.
5. Использовать в процессе ознакомления детей с народными промыслами Южного Урала приемы интеграции разных видов деятельности.
6. Активизировать деятельность родителей по формированию предметно-развивающей среды к проекту; оказывать посильную помощь в создании мини-музея.
9. Ресурсы проекта фотоаппарат;
подбор наглядных и дидактических материалов: тематические картины, плакаты, изделий народных промыслов Урала;
подбор художественной литературы, фольклор, статей на тему «Народные промыслы Южного Урала»;
подготовка экспонатов для создания мини-музея «Народные промыслы»;
подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
10. Предполагаемые результаты проекта Сформировано представление у детей о народных промыслах Южного Урала;
Развито умений ориентироваться в различных видах росписи, составлять узоры по мотивам народных росписей;
Сформированы предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; формирование добропорядочности в детях, любовь к Родному краю, к своей Родине в целом.
Активное взаимодействие родителей с ДОУ по формированию предметно-развивающей среды к проекту; оказание посильной помощи в создании мини-музея; привлечение родителей к историческому и культурному наследию родного края.
Пояснительная записка
Устное народное творчество и русские народные художественные традиции обладают удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. В наше время необходимость и потребность в содействии нравственному воспитанию дошкольников является приоритетной задачей. Ведь именно в дошкольном возрасте зарождаются патриотические чувства. Русские народные промыслы развивают у детей художественный вкус, знакомят с декоративно-прикладным искусством, различают предметы народного творчества воображения, что так необходимо современным детям.
Реализация проекта коснулась всех образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие
Рассматривание альбомов с изображением изделий уральских мастеров
Рассматривание коллекций уральских камней;
Беседы: «Что такое музей?» «Русская народная игрушка», «Мы – уральцы» (программа «Наш дом – Южный Урал») «Камень заговори» (программа «Наш дом – Южный Урал»)
Д/и «Угадай, какая роспись» «Найди отличия», «Откуда пришел предмет?» (программа «Наш дом – Южный Урал») «Народные праздники» «Составь узор», «Уральские узоры», «Составь уральский букет» «Укрась поднос»
Сюжетно – ролевые игры: «Магазин промыслов» «Угостим матрешек чаем» «Экскурсия в музей»
Просмотр мультфильма «Малахитовая шкатулка»
Экскурсия в краеведческий музей уральских промыслов.
Создание мини-музея в группе «Народные промыслы Южного Урала».
Речевое развитие
Чтение сказок Бажова П. П «Каменный цветок», «Иванко – Крылатко», «Серебряное копытце»
Путешествие по сказам П. П Бажова. Отгадывание загадок (с показом иллюстраций) (Приложение №2)
Чтение стихотворение об Урале (П. Воронько, В. Степанов, Р. Алдонина, Л. Татьяничева) (Приложение №1)
Заучивание пословиц, поговорок о труде;
Составление описательных рассказов об изделиях, изготовленных уральскими мастерами, из чугуна, камня, дерева, бересты.
Познавательное развитие
НОД (ознакомление с предметным и социальным окружением) Презентации «Народные промыслы Южного Урала» «Уральские самоцветы», «Жостовский поднос», «Каслинское литье» (интернет ресурсы https://www.maam.ru/)
Беседа «Россия мастерами славится»( https://infourok.ru /)
Познавательно – исследовательская деятельность «Из чего же, из чего же?», «Откуда пришел предмет»
Физическое развитие
П/и «На ярмарке народных промыслов»; физминутка «Чудо-птицы» https://infourok.ru/
Художественно-эстетическое развитие
Продуктивная деятельность: лепка «Каслинские кудесники», рисование «Уральский букет», конструирование из бумаги «Музыка в камне» (программа «Наш дом – Южный Урал»,
Раскрашивание «Дымковская барыня», «Сказочные птицы»,
«Гжель», «Городецкая роспись», «Жостовские подносы»
Слушание народной песни «Ах, вы, камушки – самоцветки»
Этапы проведения и реализации проекта :
Информационно – накопительный
• Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи, изделий народных промыслов Урала);
• Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
• Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
• Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
• Подготовка экспонатов для создания мини-музея;
• Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы
• Работа с родителями по заданной теме.
Организационно - практический
Поэтапная реализация проекта
Презентационно – завершающий
Презентация проекта, выставки детских работ, организация мини-музея предметов народных промыслов.
Понедельник
Презентация «Народные промыслы Южного Урала»
Цель: Познакомить детей с народными промыслами Южного Урала для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок.
Раскрашивание «Дымковская барыня», «Сказочные птицы», «Гжель»
Беседа «Мы – уральцы» Цель: Актуализировать представления детей об Урале как малой родине, расширять знания детей о традициях и обычаях, распространенных на Урале. Познакомить детей с промыслами декоративно-прикладного искусства Урала : каслинским литьем, златоустовской гравюрой, росписью на металле.
Д/и «Откуда пришел предмет?» (программа «Наш дом – Южный Урал»)
Познавательно – исследовательская деятельность «Из чего же, из чего же?», «Откуда пришел предмет» Цель: Формирование проектно- исследовательских умений и навыков.
Вторник
Экскурсия в краеведческий музей уральских промыслов.
Цель: дать знания о том, что музей – хранитель подлинных памятников, материальной и духовной культуры нашего края, города. Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить и приумножать его историю.
Беседа: «Что такое музей?»
Д/и «Угадай, какая роспись» Развивать интерес к уральскому искусству, уважение к мастерам
Просмотр мультфильма «Малахитовая шкатулка»
Чтение сказки Бажова П. П «Серебряное копытце» Цель: Закрепить знание о жанровых особенностях литературных произведений; формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии
Среда
Презентация «Уральская роспись», «Жостовские подносы»
Рисование «Уральский Букет» (программа «Наш дом-Южный Урал») Цель: способствовать расширению элементарных представлений детей об искусстве росписи по металлу. Способствовать развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений народного творчества. Совершенствовать композиционные умения при выполнении творческой работы
Раскрашивание «Жостовские подносы», «Городецкая роспись»
Д/и «Составь узор», «Уральские узоры»
Сюжетно – ролевая игра: «Магазин промыслов»
Слушание народной песни «Ах, вы, камушки – самоцветки»
Чтение стихов об Урале (Приложение №1)
Четверг
Презентация «Каслинское литье»
Лепка «Каслинские кудесники» (программа «Наш дом-Южный Урал») Цель: расширять элементарные представления детей об искусстве каслинского чугунного литья.. Способствовать развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений. Совершенствовать композиционные и изобразительные умения при выполнении работы в технике мелкой пластики
Рассматривание альбомов с изображением изделий уральских мастеров
С/р игра «Угостим матрешек чаем»
Чтение сказки к Бажова П. П «Каменный цветок» Цель: Закрепить знание о жанровых особенностях литературных произведений; формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии Развивать интерес к уральскому промыслу. Воспитывать уважение к мастерам Урала.
Составление описательных рассказов об изделиях, изготовленных уральскими мастерами, из чугуна, камня, дерева, бересты
Цель:. Продолжать учить составлять описательные рассказы о предметах, совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными. Воспитывать любовь и уважение к произведениям декоративно-прикладного искусства, к людям, создавшим произведения искусства.
Открытие мини-музея «Народные промыслы Южного Урала» Расширять представления детей о многообразии изделий уральского декоративно-прикладного искусства.
Пятница
Презентация «Уральские самоцветы»
Конструирование из бумаги Тема: «Музыка в камне» (программа «Наш дом-Южный Урал») Цель: содействовать расширению элементарных представлений детей об уральских самоцветах. Способствовать развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений и декоративно-прикладного искусства, эстетической рефлексии при выполнении творческой работы, расширять эстетическое представление детей об уральских самоцветах.
Беседа «Камень заговори» (программа «Наш дом – Южный Урал») Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, какую пользу для человека они приносят.
Рассматривание коллекций уральских камней
Путешествие по сказам П. П Бажова. Отгадывание загадок (с показом иллюстраций) (Приложение №2)
Итоговое мероприятие : Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей»
Цель: Через игру, организацию развивающей среды, продолжать знакомство с культурными явлениями (музей, их атрибутами, правилами поведения.
Развивать монологическую форму речи. Формировать умение рассказывать о предмете.
Расширять представление о народном искусстве, художественных промыслах.
Приложение№1
Стихи об Урале
Лучше нет родного края
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля?
— Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края!
П. Воронько
***
Страна малахита
Уральские горы
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
В страну, где не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих
И добрых людей.
(В. Степанов)
***
На Урале
Не бывали на Урале?
Жалко, если не бывали,
И не видели, к примеру,
Вы Кунгурскую пещеру,
Где блестит на стенах лед
И не тает круглый год.
Сквозь кустов густую сень
Там течет река Ирень,
Извиваясь как змея.
По реке той плавал я.
И смотрело с берегов
Стадо сонное коров:
– И куда они плывут?
Ведь всего приятней тут.
Склоны гор в лесной клубнике,
Костянике, землянике,
А под соснами блестят
Шляпки желтые маслят.
А с горы кругом видна
Вся зеленая страна!
(Р. Алдонина)
***
Живу я в глубине России
Живу я в глубине России,
В краю озёр и рудных скал.
Здесь реки – сини,
Горы – сини
И в синих отсветах металл.
Милы и дороги до боли,
Да так, что глаз не оторвать,
Мне брови лиственниц собольи
И сосен царственная стать.
Тайга, тайга…
Берёт отсюда
Начало изумрудный цвет,
А зеленее изумруда
Ни дерева, ни камня нет!
По красоте,
По скрытой силе
Мне не с чем мой Урал сравнить.
Иной здесь видится Россия.
Суровей,
Строже, может быть.
А может, здесь она моложе…
Свежей тут времени рубеж.
Но сердце русское – всё то же.
И доброта,
И песни те ж!
И лица те же, что в Рязани,
И так же звучны имена.
Как солнце в драгоценной грани –
В Урале Русь отражена!
(Л. Татьяничева)
Приложение №2
Путешествие по сказам П. П Бажова. Отгадывание загадок (с показом иллюстраций)
1. Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Мурёнка,
И смотрит на них из окошка.
(Дарёнка)
2. Как куклёнка, девочка
Спляшет вам с припевочкой!
Появляется в огне.
Как зовут? Скажите мне!
(Огневушка - Поскакушка)
3. Козё л тот особенный был:
Правой ножкой о камешки бил,
В каком месте топнет-
Камень дорогой появится. (Серебряное копытце)
4. Сироткой рос мальчишечка:
Голубенькие глазоньки,
Волосики кудрявеньки,
А сам, наверно, в маменьку.
У мастера Прокопьича
Малахитову делу обучался
И с самой Хозяйкой медной,
Говорят в народе знался. (Данила-мастер)
5. Небольшого росту девка,
И сама вся статная,
И коса её чернява,
Да такая ладная.
Платье цвета малахита,
В косе ленты красные,
Глаза словно изумруды,
Волшебные, ясные. (Медной горы хозяйка)