Юлия Кудливская
Проект «Наро-Фоминск — моя Родина» с детьми 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект с детьми 4–7 лет
«Патриотизм как цель и результат патриотического воспитания молодёжи – это проявление любви к Родине, отчизне, отечеству»
Владимир Даль.
Данный проект – методическая разработка, представляющая систему мероприятий ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников.
I. Вводная часть:
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Проблема: большую часть времени дети проводят в ДОУ, который организует воспитательно-образовательный процесс, помогая формированию личности ребёнка, развивая его познавательную активность и творческий потенциал. Но тема ознакомления дошкольников с малой родиной раскрыта недостаточно, не имеет системы. В сложившейся ситуации очень трудно сформировать у подрастающего поколения основы патриотического сознания и уважительного отношения к родному городу.
Актуальность: Родина – это святое понятие, которое должно быть развито у каждого из нас. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из главных задач нашего времени. В Требованиях ФГОС ДО говорится о необходимости формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о своей малой родине, как основе патриотизма.
Дошкольное детство – важный этап становления личности человека, как будущего гражданина своей Родины. Положить начало этому процессу целесообразно с воспитания у ребёнка эмоционально-положительного отношения, любви и уважения к малой родине, к тем местам, где он родился и живет; к людям, которые его окружают. Надо развивать умение видеть красоту родного края. Нужно формировать любознательность и желание больше узнать о нём, о его природе, истории, людях, которые, вносят свою лепту в его процветание. Актуальность данной темы состоит ещё и в том, что в ДОУ назрела необходимость разработать систему ознакомления детей с малой родиной. Желательно составить план мероприятий, подготовить серию конспектов ООД и НОД по ознакомлению детей с родным городом, его историей, достопримечательностями, боевыми и трудовыми заслугами.
Наш город Наро – Фоминск уникален, ему есть о чём рассказать и чем гордиться.
Этот проект поможет детям лучше узнать свой родной город, научит гордиться им, его историей и заслугами перед Отечеством. Знания о родном городе – начало формирования основ патриотического сознания личности дошкольника.
Гипотеза: система работы с детьми даст им глубокие знания о Наро – Фоминске, поможет воспитать любовь к своей малой Родине, заложит основы патриотического сознания, полноценнее сформирует личность дошкольника.
Новизна проекта : Создан, апробирован и адаптирован систему работы по формированию любви к своей малой Родине у дошкольников с 4 – 7 лет, который педагоги не только Московской области, но и других регионов нашей страны смогут взять за основу своей целенаправленной деятельности с дошкольниками по краеведению.
Цель проекта : разработать, апробировать и адаптировать систему мероприятий по формированию основ патриотического сознания у дошкольников с 4 – 7 лет в процессе исследования своей малой Родины.
Задачи проекта :
Образовательные:
- Дать первоначальные знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, улицы, памятники;
- Обогащать знания детей постепенно при переходе от одного возрастного периода к другому;
- Познакомить с прославившими его людьми;
- Знакомить с героическим прошлым родного города;
- Расширить знания детей о современном городе;
- Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий.
Развивающие:
- Формировать интерес к родному городу;
- Формировать представление о значимости города для страны;
- Формировать потребность в самостоятельном изучении его;
- Формировать патриотическое сознание дошкольников в процессе исследования родного города;
- Развивать коммуникативные умения;
- Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления прославить свой город;
- Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности;
- Развивать воображение, фантазию, мышление;
- Активизировать и расширять словарный запас детей.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им;
- Воспитывать уважение к людям, прославившим в прошлом и прославляющим сегодня родной город;
- Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями.
Вид проекта : групповой.
Тип проекта : информационно - исследовательский, нравственно – патриотический.
Предмет исследования: город Наро - Фоминск.
Адресация проекта : педагогам.
Проблема исследования: В ДОУ нет системы, системы работы по формированию любви к своей малой Родине. Дети, у которых не заложены основы патриотического сознания в дошкольном периоде могут иметь в дальнейшем проблемы в социализации и в формировании личности.
Место проведения проекта : г. Наро - Фоминск, МАДОУ дс кв 12 «Радуга».
Автор проекта : воспитатель Кудливская Ю. А.
Участники проекта : дети – 27 чел., родители – 27 чел., воспитатели – 2 чел., специалисты ДОУ – 4 чел.
Возраст воспитанников: 4 – 7 лет.
Направленность развития деятельности: комплексная.
Продолжительность: 3 года (сентябрь 2015 г. – май 2018 г.).
Ожидаемый результат:
• В результате мероприятий, имеющих систему, разработанных с учётом возрастных особенностей, у детей сформируются знания о родном городе, чувство гордости и любви за свою малую Родину. Появится желание беречь свой город и прославлять его своими пока маленькими достижениями.
• Данный проект станет методической разработкой для педагогов в работе по краеведению своей малой родины.
Конечный результат:
1 год - Открытая ООД «Виртуальная экскурсия по г. Наро – Фоминску».
2 год – Панорама «Мой родной Наро – Фоминск».
3 год - Викторина «Наро - Фоминск – моя Родина».
Ресурсное обеспечение: мини – музей г. Наро – Фоминска в группе; электронные презентации и видеофильмы о городе; экскурсии в городской музей боевой славы, по улицам и площадям города, к памятникам и стеле, к достопримечательностям.
Принципы реализации проекта :
1. Принцип доступности изучаемого материала;
2. Принцип историзма: сохранение хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое и настоящее;
3. Принцип «Единства эмоций, действий, интеллекта»;
4. Принцип интегративности.
Методы проекта :
- тематические НОД, ООД по ознакомлению с городом;
- все виды игр (дид/и, спортивные, сюж/рол, строительные);
- чтение художественной литературы;
- экскурсии и целевые прогулки;
- панорама, викторина, открытая ООД.
Диагностика: Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном городе у детей 4-7 лет.
Цель: определить уровень знаний о родном городе:
4 года – знать название города, своей улицы, название 2 – 3 улиц.
7 лет – знать домашний адрес. Называть достопримечательности города, площади, улицы, памятники. Знать геральдику.
Материал: фотографии, презентации, видеофильмы про город.
Ход проведения: Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать что изображено.
Оценка результатов:
Высокий уровень (З балла) : Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет несколько улиц, в 7 лет - площади.
Средний уровень (2 балла) : Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл) : Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
II. Этапы проекта :
I. Целеполагание:
1. Определение темы, проблемы, актуальности.
2. Постановка цели, определение задач.
3. Анализ информации о городе в группе.
4. Выявление уровня знания детьми своего города.
II. Планирование:
1. Создание творческой группы педагоги – родители – специалисты, составление плана работы.
2. Разработка проекта «Наро – Фоминск – моя Родина».
3. Обсуждение проекта в творческой группе.
4. Поиск критериев эффективности результатов деятельности по проекту.
5. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
6. Составление перспективного плана мероприятий. Разработка НОД, ООД о городе.
7. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, привлечь к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.
8. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей (создание и обогащение мини – музея по краеведению, создание библиотеки книг о городе).
III. Основной:
1. Проведение НОД, ООД о городе.
2. Рассматривание фото и иллюстраций города.
3. Организация продуктивных видов деятельности.
4. Организация игр (сюж/ рол., дид/ и, под/и).
5. Экскурсия в историко – краеведческий музей города.
6. Экскурсии по улицам, к памятникам, к стеле, к достопримечательностям города.
7. Экскурсия на выставку картин в ДК «Звезда».
8. Советы родителям по реализации цели проекта в домашних условиях.
9. Встреча с ветеранами войны. Организация шефства.
10. Привлечение семей воспитанников к исследовательской работе по изучению города.
11. Чтение художественной литературы.
12. Создание презентации.
План мероприятий:
Тема Содержание Цель
4 – 5 лет
1. «Что такое Родина» Беседа, просмотр презентации. Знакомство с обобщающим понятием «родина», флагом.
2. «Виртуальная экскурсия по г. Наро – Фоминску» ООД, просмотр презентации, видеофильмов. Познакомить детей с городом (некоторые факты).
3. «Освобождение г. Наро – Фоминска» НОД, рассматривание фото, просмотр презентации. Дать элементарные представления о героическом прошлом города. Познакомить с некоторыми памятниками.
5 – 6 лет
1. «Мой Наро - Фоминск». НОД, беседа. Рисование «Мой город». Экскурсия по мини - музею группы. Чтение стихов о городе. Рисование города. - Знакомство детей с городом, символикой.
2. «Природа родного края». НОД, беседа. Экскурсия на выставку работ художников в ДК «Звезда». Целевые прогулки с целью знакомства с природой родного края. Рисование природы города. Чтение стихов о природе города. - Знакомство с природой родного края, изображением её художниками и поэтами города.
3. «Улицы города Наро -Фоминска». НОД, беседа, экскурсия по ул. Комсомольской. -
- Обогащение знаний об улицах города, закрепление знаний своего адреса.
4. «Памятники города Наро-Фоминска». НОД, беседа, строительство города Наро – Фоминска из конструктора. Экскурсия. Чтение стихов. - Расширение представлений о памятниках города.
5. Экскурсия в Детский парк. Возложение цветов. Беседа. Разучивание стихов, чтение. Рассматривание иллюстраций и фото. Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевая игра «Идём в детский сад», «Семья», «Экскурсия по городу». -
- Сообщение знаний о героях – защитниках города.
6. Экскурсия к Стеле. Беседа, просмотр иллюстраций и фотографий. - Познакомить с наградами города.
7. Панорама «Мой родной Наро – Фоминск». Изготовление открытки, газеты родителями. - Закрепление знаний детей о родном городе в литературно – музыкальной форме.
6 – 7 лет
1. «Наро - Фоминск – моя Родина». НОД, беседа, экскурсия по ул. Комсомольской, Луговой, М. Жукова, Калинина. Рисование «Мой город». Экскурсия по мини - музею группы. Чтение стихов о городе. Прослушивание «Гимн Наро-Фоминску-городу Воинской Славы» сл. А. Шкуркова,муз. И. Кормас. - Обобщение знаний детей, пополнение их новыми фактами.
2. «Достопримечатель - ти г. Наро – Фоминска». НОД, беседа, задание для родителей «Показать детям достопримечательности города». Экскурсия к Сердцам влюблённых. - Знакомство с главными достопримечательностями города.
3. «Рода войск в армии в ВОВ. Дивизии, участвующие в боях под городом Наро-Фоминском. Легендарная Катюша». НОД, беседа, аппликация «Танк». Викторина внутри группы, посвящённая битве под Наро-Фоминском. Рисование «Защитники Родины». Сюж/рол. игра «Танкисты». Чтение художественной литературы, на военную тему, об армии. Прослушивание попурри из песен о разных родах войск. - Сообщение знаний о военных действиях, проходящих в городе в годы Вов, о родах войск, защищавших город.
4. «Ордена и медали– награды ВОВ. Награды города Наро-Фоминска». НОД, беседа; экскурсия в городской историко – краеведческий музей. Под / и «Лётчики». - Познакомить с основными наградами Вов.
5. Встреча с ветеранами войны, жителями г. Наро - Фоминска. Рассматривание фотографий города. Беседа. Игровая деятельность: словесные игры «Путь - дорога», «Доскажи словечко», «Ты мне – я тебе»; дид / игры о профессиях в армии: «Кто где?», «Кому что нужно?», «Отгадай загадку». Разучивание песен, стихов к панораме. -
- Знакомство с ветеранами, героями Вов.
6. Посещение ветеранов. Организация шефства семьёй воспитанника. - Оказание поддержки и помощи ветеранам Вов.
7. Участие в мероприятиях города, посвящённых г. Наро - Фоминску. Привлечение родителей к участию в событиях, происходящих в городе. Привлечь семьи воспитанников к мероприятиям города. - Воспитывать в детях сопричастность к событиям города.
8. «Наро – Фоминск – город – труженик». НОД, беседа; экскурсия на почту, на площадь Молодёжную, на площадь Свободы. - Знакомство с трудовыми достижениями города.
9. «Люди, прославившие г. Наро – Фоминск». НОД, беседа, экскурсия на выставку художников в Дом Культуры «Звезда». Встреча с руководителем художественного коллектива «Забава» Оноприенко Т. А. Встреча с ветеранами города. - Знакомство с знаменитыми людьми города, их деятельностью.
10. Экскурсия в Детский парк к Мемориалу погибших воинов. Возложение цветов. Разучивание стихов о городе. Беседа. Игровая деятельность: Сюжетно-ролевая игра «Идём в детский сад», «Семья», «Экскурсия по городу». - Знакомство с устоявшимися традициями ДОУ, с защитниками города.
11. Экскурсия к Стеле, в музей, памятнику М. Ефремову, памятнику неизвестному солдату, танку-34 Беседа. Разучивание танцев и упражнений к Панораме. Игровая деятельность: настольно-печатная игра «Город», лото «Профессии». - Продолжать знакомить с героическим прошлым города.
12. Экскурсия к памятнику маршала Г. К. Жукова. Беседа, возложение цветов -
- Познакомить с выдающейся личностью – советским полководцем.
13. Викторина «Наро - Фоминск – моя Родина». Изготовление открытки в подарок городу. - Закрепление, обобщение и систематизация знаний, накопленных в ходе реализации проектной деятельности.
IV. Заключительный:
1. Проведение открытых мероприятий.
2. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
III. Заключение
В настоящее время остро встаёт вопрос о воспитании гражданственности и патриотизма. Формировать и развивать социально значимые ценности необходимо уже в дошкольном возрасте. Для реализации этой цели мы использовали проектную деятельность, которая способствовала воспитанию у дошкольников любви и уважения к своей малой родине, гордости за его успехи и за людей, прославивших её. В ходе проекта с детьми проводились различные виды деятельности, которые помогли детям углубить знания о родном городе и сформировать основы патриотического сознания. У воспитанников появилось желание самостоятельно исследовать свой город, делиться полученными впечатлениями. Педагоги, разрабатывая проект, создали систему знаний о Наро – Фоминске, в которую вошли презентации о городе, серия конспектов НОД и ООД по патриотическому воспитанию, сценарии викторины и панорамы.
Нельзя стать патриотом, не зная своей малой Родины, её истории, её значимости в жизни страны и каждого наро – фоминца.
Вывод:
• результатами, итогом проекта стали открытые мероприятия, которые показали, что данная тема близка дошкольникам, выявили наличие у детей знаний, высокого познавательного интереса к родному городу, гордости за свою малую Родину. Знания детей о родном городе обобщены и систематизированы. Можно сказать, что положено начало формированию у дошкольников основ патриотического сознания.
Дети приобрели:
1. Знания о родном городе, о его историческом и героическом прошлом, познакомились с его символикой, с людьми, прославившими город.
2. Узнали о значимости города в жизни страны и каждого наро – фоминца.
3. Желание узнавать о городе новые факты.
4. Желание радовать город своими малыми делами и достижениями
Дети научились:
1. Беречь свой родной город.
2. Делиться полученными впечатлениями.
3. Отражать свои чувства к городу в продуктивных видах деятельности и играх.
• В ДОУ – создана система работы по формированию у дошкольников любви к своей малой Родине с 4 – 7 лет.
• Проект, созданная система работы, положили начало традициям в ДОУ:
- проведение викторин, панорам, конкурсов;
- экскурсии к Стеле, в музей, к памятникам с возложением цветов;
- встречи с ветеранами и знаменитыми людьми города.
Эти традиции из года в год соблюдаются и становятся основными формами работы с детьми по краеведению.
Список использованной литературы:
1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. - М. : УЦ «Перспектива», 2008. – 248 с. ;
2. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М. : ТЦ «Сфера», 1999 – 112 с.
3. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2010. – 80 с;
4. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. Методическое пособие. - М. : ТЦ «Сфера», 20011. – 160 с. ;
5. Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ, - М. : ТЦ «Сфера», 2011 г. – 160 с. ;
6. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с. ;
7. Подрезова Т. И. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание Айрис-Пресс, Айрис-Дидактика, 2008, 128 стр.