Ирина Лисицына
Проект «Маленькая страна под названием «Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Маленькая страна под названием «Семья»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №10 «Берёзка» г. Светлоград
Проект
Тема: «Маленькая страна под названием семья»
Выполнила:
педагог – психолог Лисицына И. Г.
2023 г.
Участники проекта
Адресная направленность проекта – родители, воспитанники, педагоги.
Проект направлен на психолого-педагогическое сопровождение семей
Публикация «Проект „Маленькая страна под названием „Семья“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2024
и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования дошкольников.
Продолжительность – март – май 2023 г.
Актуальность проекта
В Федеральном законе «Об образовании» и ФГОС ДО определен комплекс мер, направленных на развитие системы дошкольного образования в стране и повышение его качества.
Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышения компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития образования, охраны и укрепления здоровья детей. Многочисленными нормативными и концептуальными документами родители признаются полноправными субъектами педагогического процесса.
Новые модели сотрудничества ДОУ с семьей, основанные на доверии и партнерстве, направлены на поиск общих решений и способствуют вовлечению родителей в единое образовательное пространство и росту рейтинга ДОУ.
Мониторинг родителей МБДОУ деткого сада по вопросу системы взаимодействия ДОУ с семьей позволяет выделить следующие затруднения:
- недостаточная информированность родителей со стороны педагогов о содержании и возможных формах организации детской деятельности, о развивающем эффекте всех видов детской деятельности и о роли семьи в процессе воспитания и развития ребенка,
- стереотипное представление родителей о деятельности образовательного учреждения и наличия мнения отдельных родителей о прямой зависимости «наличия занятия» и «развитием ребенка»;
- склонность родителей к привычным, менее затратным по времени и эмоциональным усилиям, формам работы;
- недостаточный уровень мотивации родителей к расширению форм взаимодействия с ДОУ.
Описание проекта :
Цель проекта : разработка модели взаимодействия с семьями воспитанников на основе современных требований для обеспечения планомерной и целенаправленной работы по осуществлению психолого-педагогического сопровождения и повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования дошкольников.
Задачи проекта :
1. Обеспечение высокого качества образовательной среды для развития детей в условиях совместной деятельности родителей (законных представителей) и педагогов ДОУ;
2. Повышение уровня педагогической компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития дошкольников и их родительской ответственности;
3. Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между субъектами образовательного процесса;
4. Исследование теоретических и практических аспектов особенностей становления и развития процесса психолого-педагогического сопровождения семей дошкольников и возможности реализации в практике сотрудничества детей и родителей.
Работа по Проекту предполагает несколько этапов: диагностический, основной и обобщающий.
1. Диагностический этап
Формы работы:
определение ресурсной базы проекта;
анализ методологической литературы по проблеме исследования, включая интернет-ресурсы;
подбор и апробация диагностического инструментария;
организация диагностических процедур, включающая: наблюдение, беседы с родителями и детьми, диагностические методики;
Несмотря на имеющееся разнообразие методов и методик по выявлению детско-родительских отношений, ведущим диагностическим средством на данном этапе являлись:
- тест «Рисунок семьи» С. Бенс (выявление уровня детско-родительских отношений,
- опросник «Отношение родителей к детям» А. Я. Варга, В. В. Столина,
- методика «Рукавичка» по Г. А. Цукерману.
Большую помощь в определении уровней знаний родителей о воспитании и возрастных особенностях детей может оказать метод анкетирования.
анализ результатов первичной диагностики;
подбор и разработка основной части проекта, насыщение ее разнообразными активными формами и методами работы по вовлечению членов семьи в решение проблем психолого-педагогических родительских компетенций.
2. Основной этап
На данном этапе планируется проведение основных мероприятий, в ходе которых анализируется практика педагогического взаимодействия Детского сада и семьи, разрабатывается проект психолого-педагогической поддержки в системе взаимодействия родителей и педагогов.
Работа выстраивается по трё м основным направлениям:
1. Организация клуба для родителей «Я - компетентный родитель».
Формы работы:
- Тренинговые занятия:
• «Формирование правовой компетентности родителей».
• «Мир речи и общения».
• «Мир математики».
• «Социальное развитие и воспитание детей дошкольного возраста».
• «Шесть шагов к здоровью малыша».
• «Дети и мир природы».
• «Музыка и праздники в жизни семьи».
• «Играем вместе с ребенком».
• «Художественно-эстетическая деятельность».
- Индивидуальное и групповое консультирование по запросу родителей и инициативе педагогов:
• информирование родителей о проблемах ребенка;
• оказание методической помощи в организации эффективного детско-родительского общения;
• психологическая поддержка родителей в случае серьезных проблем у ребенка, либо связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в семье.
- Реализация мини-проектов, совместных проектов с родителями.
2. Формирование детско-родительской группы «Ты да я, да мы с тобой» и организация её работы.
Формы работы:
- Совместные досуговые мероприятия, направленные на творческую семейную педагогику, традиций семейного воспитания и позитивного взаимоотношения с детьми в разных видах деятельности в интерактивных формах (творческие гостиные, тематические занятия, календарные праздники, семейные праздники, мастер – классы, открытые занятия ООД – совместная образовательная деятельность, игры).
- Проведение мероприятий, направленных на развитие способностей, склонностей, поддержки интересов (индивидуаль ные выставки, творческие коллективные и семейные выставки, участие в смотрах, конкурсах, соревнованиях и т. д).
- Декламирование успехов (награждение, определение номинаций «Музыкальная семья», «Семья художников», «Спортивная семья», «Театральная семья» и т. д.).
3. Работа детско-родительских пар.
Формы работы:
Ведение занятий для снятия психологического напряжения и развитие эмоционально -чувственной сферы «Сыпучие картинки», «Сказкотерапия», «Светотерапия», «Игротерапия», «Театральная терапия» и т. д.
3. Обобщающий этап
Формы работы:
сравнительная диагностика и обработка результатов (для сравнительной диагностики используются те же методики, которые применялись при первичной диагностике);
анализ результатов реализации проекта;
подведение итогов работы над проектом;
определение перспектив;
разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по работе с семьями, по проблеме исследования.
распространение опыта реализации проекта
Эффективность проекта
В результате практического применения проекта были отмечены следующие положительные изменения:
Для родителей:
- возрастание мотивации к улучшению взаимоотношений со своим ребенком;
- повышение уровня психоло - педагогической культуры;
- овладение техникой «активного слушания» при общении родителя с ребенком;
- приобретение и использование родителями навыков конструктивного общения с ребенком.
Для детей:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников;
- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим;
- формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками;
- формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.
Для семьи :
- укрепление детско-родительских отношений в семье;
- появление детско-взрослой (семейной) развивающей и творческой
общности;
- появление семейных ценностей и традиций как одной из возможностей членов семьи «быть вместе».
Список литературы и интернет - источников
1. Буянов М. И. Ребёнок из неблагополучной семьи. М., 1988.
2. Заслуженюк В. С., Семиченко В. А. Родители и дети: взаимопонимание или отчуждение? М. ,1996.
3. Калейдоскоп семейного досуга. Составитель Л. С. Сальникова. М., 1988.
4. Кривцова С. В., Патяева Е. Ю. Семья. Искусство общения с ребенком / Под ред. А. Г. Асмолова. – М. : УЧЕБНАЯ КНИГА БИС. 2008.
5. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Ярославль, 2000.
6. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2006.
7. Общаться с ребенком. Как? / Гиппенрейтер Ю. Б. – М. : Астрель, 2007.
8. Овчинникова И. Г. Родительское счастье. М., 1987.
9. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и психологические игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей М. 2005г.
10. Смолярчук И. В. Проблемы детства. Тамбов, 2004.
11. Персональный сайт педагога-психолога Жарковой Оксаны Александровны https://zharkova-oksana.ru