МААМ-картинки

Проект «Маленькая страна под названием «Семья»

Ирина Лисицына
Проект «Маленькая страна под названием «Семья»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №10 «Берёзка» г. Светлоград

Проект

Тема: «Маленькая страна под названием семья»

Выполнила:

педагог – психолог Лисицына И. Г.

2023 г.

Участники проекта

Адресная направленность проекта – родители, воспитанники, педагоги.

Проект направлен на психолого-педагогическое сопровождение семей

и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования дошкольников.

Продолжительность – март – май 2023 г.

Актуальность проекта

Публикация «Проект „Маленькая страна под названием „Семья“» размещена в разделах

В Федеральном законе «Об образовании» и ФГОС ДО определен комплекс мер, направленных на развитие системы дошкольного образования в стране и повышение его качества.

Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышения компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития образования, охраны и укрепления здоровья детей. Многочисленными нормативными и концептуальными документами родители признаются полноправными субъектами педагогического процесса.

Новые модели сотрудничества ДОУ с семьей, основанные на доверии и партнерстве, направлены на поиск общих решений и способствуют вовлечению родителей в единое образовательное пространство и росту рейтинга ДОУ.

Мониторинг родителей МБДОУ деткого сада по вопросу системы взаимодействия ДОУ с семьей позволяет выделить следующие затруднения:

- недостаточная информированность родителей со стороны педагогов о содержании и возможных формах организации детской деятельности, о развивающем эффекте всех видов детской деятельности и о роли семьи в процессе воспитания и развития ребенка,

- стереотипное представление родителей о деятельности образовательного учреждения и наличия мнения отдельных родителей о прямой зависимости «наличия занятия» и «развитием ребенка»;

- склонность родителей к привычным, менее затратным по времени и эмоциональным усилиям, формам работы;

- недостаточный уровень мотивации родителей к расширению форм взаимодействия с ДОУ.

Описание проекта:

Цель проекта: разработка модели взаимодействия с семьями воспитанников на основе современных требований для обеспечения планомерной и целенаправленной работы по осуществлению психолого-педагогического сопровождения и повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования дошкольников.

Задачи проекта:

1. Обеспечение высокого качества образовательной среды для развития детей в условиях совместной деятельности родителей (законных представителей) и педагогов ДОУ;

2. Повышение уровня педагогической компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития дошкольников и их родительской ответственности;

3. Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между субъектами образовательного процесса;

4. Исследование теоретических и практических аспектов особенностей становления и развития процесса психолого-педагогического сопровождения семей дошкольников и возможности реализации в практике сотрудничества детей и родителей.

Работа по Проекту предполагает несколько этапов: диагностический, основной и обобщающий.

1. Диагностический этап

Формы работы:

определение ресурсной базы проекта;

анализ методологической литературы по проблеме исследования, включая интернет-ресурсы;

подбор и апробация диагностического инструментария;

организация диагностических процедур, включающая: наблюдение, беседы с родителями и детьми, диагностические методики;

Несмотря на имеющееся разнообразие методов и методик по выявлению детско-родительских отношений, ведущим диагностическим средством на данном этапе являлись:

- тест «Рисунок семьи» С. Бенс (выявление уровня детско-родительских отношений,

- опросник «Отношение родителей к детям» А. Я. Варга, В. В. Столина,

- методика «Рукавичка» по Г. А. Цукерману.

Большую помощь в определении уровней знаний родителей о воспитании и возрастных особенностях детей может оказать метод анкетирования.

анализ результатов первичной диагностики;

подбор и разработка основной части проекта, насыщение ее разнообразными активными формами и методами работы по вовлечению членов семьи в решение проблем психолого-педагогических родительских компетенций.

2. Основной этап

На данном этапе планируется проведение основных мероприятий, в ходе которых анализируется практика педагогического взаимодействия Детского сада и семьи, разрабатывается проект психолого-педагогической поддержки в системе взаимодействия родителей и педагогов.

Работа выстраивается по трём основным направлениям:

1. Организация клуба для родителей «Я - компетентный родитель».

Формы работы:

- Тренинговые занятия:

• «Формирование правовой компетентности родителей».

• «Мир речи и общения».

• «Мир математики».

• «Социальное развитие и воспитание детей дошкольного возраста».

• «Шесть шагов к здоровью малыша».

• «Дети и мир природы».

• «Музыка и праздники в жизни семьи».

• «Играем вместе с ребенком».

• «Художественно-эстетическая деятельность».

- Индивидуальное и групповое консультирование по запросу родителей и инициативе педагогов:

• информирование родителей о проблемах ребенка;

• оказание методической помощи в организации эффективного детско-родительского общения;

• психологическая поддержка родителей в случае серьезных проблем у ребенка, либо связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в семье.

- Реализация мини-проектов, совместных проектов с родителями.

2. Формирование детско-родительской группы «Ты да я, да мы с тобой» и организация её работы.

Формы работы:

- Совместные досуговые мероприятия, направленные на творческую семейную педагогику, традиций семейного воспитания и позитивного взаимоотношения с детьми в разных видах деятельности в интерактивных формах (творческие гостиные, тематические занятия, календарные праздники, семейные праздники, мастер – классы, открытые занятия ООД – совместная образовательная деятельность, игры).

- Проведение мероприятий, направленных на развитие способностей, склонностей, поддержки интересов (индивидуаль ные выставки, творческие коллективные и семейные выставки, участие в смотрах, конкурсах, соревнованиях и т. д).

- Декламирование успехов (награждение, определение номинаций «Музыкальная семья», «Семья художников», «Спортивная семья», «Театральная семья» и т. д.).

3. Работа детско-родительских пар.

Формы работы:

Ведение занятий для снятия психологического напряжения и развитие эмоционально -чувственной сферы «Сыпучие картинки», «Сказкотерапия», «Светотерапия», «Игротерапия», «Театральная терапия» и т. д.

3. Обобщающий этап

Формы работы:

сравнительная диагностика и обработка результатов (для сравнительной диагностики используются те же методики, которые применялись при первичной диагностике);

анализ результатов реализации проекта;

подведение итогов работы над проектом;

определение перспектив;

разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по работе с семьями, по проблеме исследования.

распространение опыта реализации проекта

Эффективность проекта

В результате практического применения проекта были отмечены следующие положительные изменения:

Для родителей:

- возрастание мотивации к улучшению взаимоотношений со своим ребенком;

- повышение уровня психоло - педагогической культуры;

- овладение техникой «активного слушания» при общении родителя с ребенком;

- приобретение и использование родителями навыков конструктивного общения с ребенком.

Для детей:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников;

- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим;

- формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками;

- формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

Для семьи:

- укрепление детско-родительских отношений в семье;

- появление детско-взрослой (семейной) развивающей и творческой

общности;

- появление семейных ценностей и традиций как одной из возможностей членов семьи «быть вместе».

Список литературы и интернет - источников

1. Буянов М. И. Ребёнок из неблагополучной семьи. М., 1988.

2. Заслуженюк В. С., Семиченко В. А. Родители и дети: взаимопонимание или отчуждение? М. ,1996.

3. Калейдоскоп семейного досуга. Составитель Л. С. Сальникова. М., 1988.

4. Кривцова С. В., Патяева Е. Ю. Семья. Искусство общения с ребенком / Под ред. А. Г. Асмолова. – М. : УЧЕБНАЯ КНИГА БИС. 2008.

5. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Ярославль, 2000.

6. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2006.

7. Общаться с ребенком. Как? / Гиппенрейтер Ю. Б. – М. : Астрель, 2007.

8. Овчинникова И. Г. Родительское счастье. М., 1987.

9. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и психологические игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей М. 2005г.

10. Смолярчук И. В. Проблемы детства. Тамбов, 2004.

11. Персональный сайт педагога-психолога Жарковой Оксаны Александровны https://zharkova-oksana.ru

Публикации по теме:

Ценностно-ориентированный проект «Маленькая страна под названием Семья»Ценностно-ориентированный проект «Маленькая страна под названием Семья» Тема проекта: «Маленькая страна под названием – Семья!" Актуальность проекта: Актуальность проекта обусловлена необходимостью популяризировать.

Фотоотчет об изготовлении журнала «Маленькая страна»Фотоотчет об изготовлении журнала «Маленькая страна» Нынишних воспитанников детских садов ждет насыщенное будущее. Чтобы они были успешными, умели ориентироваться в постоянно меняющемся мире,.

Фотоотчет о проекте «Маленькая страна насекомых»Фотоотчет о проекте «Маленькая страна насекомых» Идея: познакомить детей с насекомыми, показать беззащитность этих маленьких обитателей природы. Актуальность: Мир насекомых очень многообразен.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Маленькая страна под названием «Семья»
Опубликовано: 9 октября 2024 в 18:40
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Маленькая страна под названием «Семья»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Лисицына в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД