Гоар Нерсесян
Проект «Игрушки»
Проект
Тема: «Игрушки»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА «Игрушки»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Дети 4-х лет в недостаточной степени имеют представление об игрушке, ее видах, свойствах, назначении. Они не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предмет, т. к. в этом возрасте имеют бедный словарь прилагательных и глаголов. Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и представления об игрушке, ее частях и видах, свойствах, назначении; развить их связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.
Публикация «Проект „Игрушки“» размещена в разделах
Актуальность заключается в том, что нас окружают разнообразные игрушки. Дети не всегда понимают, какую информацию несет та или другая игрушка, и как с ней играть. А в современном мире появляются все новые и новые игрушки.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает создание модернизированной системы образования в соответствии с требованиями, обеспечивающими всестороннее развитие личности ребенка. Мы считаем, что наиболее продуктивной формой работы с детьми является проектная деятельность.
Данный проект систематизирует и обобщает знания детей об игрушках (видах, материалах, из которых она сделана, предназначении).
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОЕКТА Формирование речевой культуры дошкольников
ТИП ПРОЕКТА • воспитательный;
• коллективный;
• познавательно — исследовательский;
• творческий.
УЧАСТНИКИ И АДРЕСАТЫ ПРОЕКТА • воспитанники средней группы;
• родители воспитанников средней группы;
• воспитатель средней группы.
АННОТАЦИЯ Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе данной проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста.
Дети, узнав о разных видах игрушек, проявили к ней интерес. Предполагается, что, расширив и систематизировав знания детей о видах игрушек, о материалах, из которых они сделаны, мы будем способствовать их всестороннему развитию. Творческие задания проекта будут стимулировать потребность детей в самореализации, творческой деятельности, сблизят их с родителями и сверстниками. Дети примут активное участие в создании коллекции игрушек.
ЦЕЛИ 1. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей в процессе разработки проекта «Игрушки».
2. Развитие у детей основных компонентов познавательной и речевой деятельности, а также познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, воображения) и получение информации в соответствии с выдвинутой идеей.
ЗАДАЧИ 1. Обогатить представления детей об игрушках.
2. Расширять словарный запас по теме «Игрушки».
3. Развивать познавательную активность, любознательность, самостоятельность, умение творчески перерабатывать полученную в ходе исследования информацию и само выражаться в разных видах деятельности.
4. Развивать связную речь через составление описательного рассказа об игрушках.
5. Воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам, умение правильно пользоваться ими.
6. Повышать уровень вовлеченности родителей в деятельность ДОУ.
РЕСУРСЫ:
информационные,
кадровые,
материально-технические,
нормативно-правовые 1. Информационные:
• диагностические методики.
2. Кадровые:
• воспитатели (проведение диагностических методик, обработка результатов);
3. Материально-технические:
• аудитория, которая позволит разместить всю группу;
• парты, стулья;
• канцелярские принадлежности: альбомные листы, краски (акварель/гуашь, цветные карандаши, пластилин.
• записи классической музыки;
• магнитофон; ноутбук;
• картинки, фотокарточки, игры – всё сделаны своими руками.
4. Нормативно– правовые:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Устав ОУ.
ПРОДУКТ ПРОЕКТА Выставка «Мир современных игрушек»
этапы Цели и задачи Содержание (проектные мероприятия) Ответственный за реализацию этапа Сроки реализации
Подготовительный определить сформированность знаний и представлений о классификации игрушек, их назначении, материалов из которых изготовлены игрушкы. 1. Проведение анализа (мониторинга) уровня знаний и представлений воспитанников по предлагаемой теме. Воспитатель средней группы За неделю до начала проекта
1. Подбор методической литературы.
2. Подбор художественной литературы и интернет ресурсов.
3. Написание и разработка конспектов занятий.
4. Подбор дидактического материала для рассматривания детьми и для организации выставки. Воспитатель средней группы В течение недели до начала проекта
Основной закреплять понятие «игрушка»; формировать осознание детьми значимости игрушки в жизнедеятельности ребёнка, знания об уходе за игрушкой; развивать познавательный интерес, речь; формировать бережное отношение к игрушке. 1. Беседа с детьми: «Зачем нужны игрушки?».
2. Д. /упр. «Что это?»
3. Просмотр презентации «Современные игрушки».
4. Пальчиковая игра «Помощники».
5. Работа с родителями:
папка передвижка по теме: «Классификация игрушек». - Воспитатель средней группы.
- Родители воспитанников средней группы. С первого дня начала проекта
6. Рассматривание альбомов «Разные игрушки».
7. Беседа с детьми: «Правильное использование игрушки».
8. Художественно-эстетическое развитие «Лепка». Тема: «Украсим матрёшку» (барельеф).
9. Д/ и: «Узнай игрушку по описанию».
10. Ситуативная беседа «Как играть с игрушками».
11. Дыхательное упражнение «Загнать мяч подальше».
12. Чтение художественной литературы: Т. Крюкова.
«Непослушная кукла».
13. Познавательное развитие:
Тема: «Игрушки».
14. Развивающая игра «Разрезные картинки».
15. Художественно-эстетическое развитие «Рисование». Тема: «Красивые узоры на игрушке».
16. С/р. игра «Магазин игрушек».
17. Загадывание загадок об игрушках.
18. Просмотр мультфильма «Свинка Пеппа».
19. Работа в творческой мастерской: Раскрашивание раскрасок по лексической теме: «Игрушки».
20. Чтение художественной литературы: О. Крас «Мои игрушки».
21. Беседа с родителями о совместной деятельности с детьми, по изготовлению творческих работ «Необычная, современная игрушка».
22. Беседа с детьми на тему: «Из чего сделана игрушка?».
23. Конструирование: разных игрушек из лего -конструкторов.
24. Д/и «Третий лишний».
25. Беседа с родителями об изготовлении игрушек на выставку : «Мир современных игрушек».
26. Д/и «Чудесный мешочек».
27. Художественно-эстетическое развитие «Аппликация». Тема: «Узор на любимой игрушке».
28. Чтение художественной литературы: А. Барто «Игрушки».
29. Развивающее задание «Дорисуй картинку» (игрушка).
30. Беседа с детьми «Как я играю с игрушками дома».
31. Разучивание физминутки «Игрушки».
32. Дыхательное упражнение «Смешарики».
33. Просмотр презентации «Разновидности современных игрушек».
34. Художественно-эстетическое развитие «Рисование». Тема: «Красивая игрушка».
35. Д/и «Чем похожи такие разные игрушки».
36. Развивающая игра «Сортировка игрушек по назначении».
37. Поисково - исследовательская деятельность «Предметы и материалы».
38. Д/и «Все игрушки перепутались».
40. Игра на имитацию движений «Как двигается игрушка-робот».
Заключительный закрепить умения называть и различать разновидности игрушек; называть части игрушки и её внешние признаки, в образовании и употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом; развивать внимание, логическое мышление и связную речь. 1. Викторина «Такие разные игрушки».
2. Выставка «Мир современных игрушек». - Воспитатель средней группы.
- Родители воспитанников средней группы Последний день проекта
Проектные риски Пути их минимизации
Риск 1: Воспитанники не знали названий и разновидностей игрушек. Часто болели и мало посещали в детский сад.
Риск 2: Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие. Индивидуальная работа с детьми и родителями.
Риск 3: Слабая заинтересованность детей и родителей. Не все родители принесли поделки на выставку «Мир современных игрушек». Стимулирование детей и родителей через публикации на страницах сайта ДОУ, награждение смайликами на стенде «Наши успехи».
Ребё нок средней группы должен знать:
- знать обобщающее понятие «игрушка» (игрушка – это предмет, которую ребёнок использует для игры);
- уметь классифицировать игрушки по назначению : игрушки бывают разные (для игры, для выставок, для театра, анимации);
- различать существенные признаки игрушек (цвет, форму, величину, материал);
- уметь правильно пользоваться (играть) игрушками;
- относиться бережно к игрушкам.
Уметь:
- соотносить игрушку, игрушку и картинку, силуэтное изображение игрушки;
- отгадывать загадки-описания про игрушек;
- дорисовывать недостающие части игрушки;
- самостоятельно описывать игрушку по схеме;
В работе целесообразно использовать:
- натуралистичные крупные изображения и наклейки игрушек, игрушки, контурные и силуэтные изображения.
В совместной игре:
- обводить трафареты с предметами игрушек на бумаге, цветной кальке, кафеле (смываемым маркером).
- сделать аппликацию игрушек;
- сортировать игрушки по материалу, из которого они сделаны;
- слепить игрушки из пластилина, из теста для лепки;
- поиграть в продавца, магазин игрушек, фабрику игрушек;
- развивать слуховое восприятие: Как звучит и из чего сделано? (говорящие игрушки)
Наблюдение в быту:
- рассмотреть и сравнить одинаковые виды игрушек из разных материалов;
- сравнить их свойства (резиновая игрушка мягкая, а пластмассовая - твердая);
- разобрать игрушки по ее предназначению;
- развитие мелкой моторики.
Список использованной литературы
1. Антонова, А. В. Теоретические основы эстетического образования и воспитания педагогов дошкольного образования. – М. : РИЦ «Альфа», 2011г.
2. Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., Прокопович О. И., Рымаренко Л. В. «Организация проектной деятельности в дошкольном образовании», 2015г.
3. Веракса Н. Е. Организация проектной деятельности в детском саду // Современное дошкольное образование : теория и практика. – 2008г. - № 3.
4. Выготский, Л. С. Психологическая наука и образование «Воображение и творчество в детском возрасте» [Текст] : учебное пособие для вузов. - М. : Просвещение, 2010г.
5. Гогоберидзе, А. Г., О. В. Солнцевой «Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения» : Учебник для вузов 2-е издание. Стандарт третьего поколения / - СПБ. : Питер, 2015г. – 464с.
6. Громова О. Е., Г. Н. Соломатина «Лексические темы по развитию речи детей 3 — 4 года» : Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2015г.
7. Давыдов, В. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Колосковой, Е. В. - М. : РИПОЛ классик, Издательство «Просвещение», 2011г.
8. Дубровская Е. А., Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина и др. «Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений» / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – М. : Издательский центр «Академия», 2015г.
9. Заплаткина, Е. А., Лыкова, И. А., Савенкова, Л. Г., Парамонова, Л. А., Чумичева, Р. М. : Специфика художественно-эстетического воспитания детей. отв. ред. О. Б. Нигматуллин. –РИО ИЦИПТ, 2015г.
10. Полянской Л. И., Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика., под редакцией Школьная пресса, 2010г.
11. Райхерт-Гаршхаммер Е. «Проектная деятельность в дошкольной организации», Издание: Национальное образование, 2016г.
12. Соколова З. А. Краеведческий проект как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста // Детский сад : теория и практика. – 2011г. - N 4.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2013г.
Выводы
Я, Нерсесян Гоар Ваагновна, приняла участие в данном проекте в подготовительном этапе. С помощью проведения анализа (мониторинга) уровня знаний и представлений воспитанников по предлагаемой теме определила сформированность знаний и представлений о классификации игрушек, их назначении, материалов из которых изготовлены игрушки.
Мной был подобран следующий материал:
• методическая литература;
• художественная литература и интернет ресурсы;
• написание и разработка конспектов занятий;
• дидактический материал для рассматривания детьми и для организации выставки.
Данный проект носит комплексный характер – включает в себя познавательно - исследовательскую, творческую и практическую деятельность. Проект содержит комплекс мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала всех участников процесса. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. Для достижения поставленной цели была использована совокупность методов и приемов.
Результативность данного проекта заключается в следующем: расширение и обогащение знаний детей через познавательно - исследовательскую, творческую, изобразительную деятельность; проявление мыслительной деятельности; установление тесного контакта с родителями, повышение компетентности родителей по вопросам художественно - эстетического воспитания; создание системы работы по художественно - эстетическому воспитанию, повышение профессионального уровня педагогов.
В результате проведенной работы дошкольники понимают и знают, что игрушка играет в жизни ребё нка важную роль: разновидности игрушек, как пользоваться игрушкой, где применять и как, как беречь их.
В результате проведенной работы мы отметили:
• Развитие у детей устойчивого интереса к игрушкам.
• Активное включение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
• Данный проект открыл удивительный мир современных игрушек.
• Данный проект позволил развить творческое мышление дошкольников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать простые факты, высказывать собственные суждения, делать простейшие выводы и умозаключения.
Можно сделать вывод, что благодаря проделанной работе произошло закрепление и улучшение знаний детей по данной теме.