ольга кучерова
Проект «Аккордеон в ДОУ и в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Введение…2
2. Актуальность проекта….3
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты…3-5
4. Аннотация проекта ….5-6
5. Этапы реализации проекта программы…. 6-7
6. План мероприятий …. …7-8
7. Ресурсы …. 8-10
8. Риски и пути преодоления рисков ….10
9. Выводы …. 10-11
10. Литература ….12
Введение
“Рассматриваю музыку не как
искусство забавлять слух,
но и как одно из величайших средств
трогать душу и возбуждать чувства”
К. Глюк
Публикация «Проект „Аккордеон в ДОУ и в семье“» размещена в разделах
Музыка – величайшее достижение человечества, одно из необходимых средств общения людей и условий развития их духовной культуры.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.
Впервые о “Методе проектов” заговорил Джон Дьюи, американский педагог-демократ. Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965, который разработал “проектную систему обучения”.
Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу, включаясь, таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями.
“…дети любят искать, сами находить. В этом их сила”, - писал А. Эйнштейн; а “…творчество – разновидность поисковой активности", утверждал В. С. Ротенберг и что “на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького “искателя истины”, необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания”,- писал К. Н. Вентцель.
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - формирование творческого потенциала в содружестве «педагог – дошкольник – родитель» посредством развития навыков игры на аккордеоне и создания мини-оркестра.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия реализации проекта, предметом деятельности является процесс развития творческого потенциала.
2 Актуальность создания проекта
С каждым годом все больше детей получает в детском саду музыкальное развитие. Рассматривая картинки, дети учатся понимать живопись, слушая рассказы, воспринимают художественное слово, а слушая песни или пьесы, сыгранные на каком- либо музыкальном инструменте, они учатся любить, понимать и осознавать музыку.
Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия, - пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Моя задача научить дошкольника понимать музыку, а для этого, прежде всего, необходимо развивать музыкальный слух.
Работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах актуальна и поможет мне расширить процесс овладения музыкальной деятельностью ребенка. Игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Аккордеон в ДОУ и в семье».
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные.
2. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для музыкального развития детей дошкольного возраста совместно с решением задач обучения дошкольников игре на аккордеоне в условиях детского сада.
Тактические цели
1. Создать модель проекта для пробуждения интереса дошкольника и родителей к совместной деятельности через познание аккордеона. 2. Сформировать сообщество «педагог – дошкольник – родитель», способное к познанию инструмента. 3. Организовать насыщенное и познавательное жизнепроживание в реализации проекта.
Задачи
1. Организация пространства развития ребёнка.
2. Методическое обеспечение проекта.
3. Материально-техническое обеспечение.
1. Организация системы управлением проекта.
2. Приобщение дошкольника и родителей к музицированию.
3. Повышение уровня знаний у родителей по обучению детей игре на музыкальных инструментах. 1. Правильно организовать и направить работу в проекте, учитывая разновозрастные ступени.
2. Создание "фундамента", на котором построится все дальнейшее развитие дошкольника.
3. Партнёрство в сообществе «педагог – дошкольник – родитель»
Ожидаемые результаты
1. Создание образовательной среды с учётом индивидуальных особенностей дошкольника и родителей.
2. Методическое обеспечение проекта, нацеленное на выявление и развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей сообщества проекта.
3. Создание картотеки для познания аккордеона.
1. Готовность сообщества к реализации проекта.
2. Дошкольник и родители, способные играть в оркестре.
3. Создание банка данных опыта родителей. 1. Организованная деятельность участников проекта
2. Прогрессивный период духовного овладения музыкой (хранить в уме, носить в душе, слышать своим ухом).
3. Единство семейного и общественного воспитания.
Продукт
1. Развивающая среда, достаточная для формирования творческих и познавательных способностей.
2. Проект «Аккордеон в ДОУ и в семье» и рекомендации для родителей.
3. Картотека для познания аккордеона.
1. Сплочённость общностью целей сообщества «педагог – дошкольник – родитель»
2. Дошкольник и родители, играющие в оркестре.
3. Банк данных опыта родителей.
1. Участник проекта – активная и творческая личность.
2. Большой объём знаний участников проекта.
3. Дошкольник с высоким развитием музыкальных и познавательных способностей.
4. Аннотация
В подготовительной группе я знакомлю детей с аккордеоном. Даю его рассмотреть. Дети слушают знакомые мелодии в моем исполнении и прослушиваем его звучание в исполнении музыкантов - профессионалов. Играть на аккордеоне может не каждый ребенок. В подготовительной Из всех детских инструментов он сложен для детей. Из группы детей 5-6 человек детей которые хотят научится игре на аккордеоне. Эта работа проводится индивидуально. Я учу детей не вытягивать пальцы, держать их над клавиатурой, учим правильной аппликатуре, разводить аккордеон спокойно без рывков, следить за своей осанкой при игре.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
1. Приобщение к любительскому музицированию “игре для себя”.
2. Искать такие способы развития дошкольника, которые бы постепенно превращали его фантазию в звуковое воображение.
3. Очень важно, начиная работу с детьми 6-7 летнего возраста, сделать родителей соучастниками педагогического процесса.
В соответствии с ФГТ проект опирается на научные принципы ее построения:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятель-ность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает :
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Ряд авторов (Джон Дьюи (1859-1952, Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965, В. С. Ротенберг, Ф. А. Дистервег) рассматривают проекты с детьми, во-первых: творчество – разновидность поисковой активности, во-вторых: плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
Пути решения проекта :
• обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;
• учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;
• разработать систему реализации идей на основе реальной
практики и возможностей конкретной семьи;
• оценить риски реализации проекта.
5. Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 2 недели: с «7» ноября по «21» ноября
№ п/п Этапы Цель Сроки
1. Подготовительно-проектировочный этап
Сбор информации и проектирование воспитательно-образовательной деятельности с участниками проекта.
7.11.11 -10.11.11
2. Практический этап
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам обучения детей игре на музыкальных инструментах
11.11.11.-21.11.11
3. Обобщающе - результативный этап
Защита проекта и подведение итогов результативности реализации проекта
22.11.11
6. План мероприятий
№ п/п Название мероприятий Сроки Ответственные
1 этап - Подготовительно-проектировочный этап
1 Составление плана работы по проекту Музыкальный
руководитель
2 Подборка материала для
изготовления альбома. Музыкальный
руководитель
3 Привлечение материалов из
Интернета.
Подборка видео материала. Музыкальный
руководитель
4 Подборка материала для
записной книжки – копилки. Музыкальный
руководитель
5 Подборка дидактических игр
Музыкальный
руководитель
6 Поиск и сбор информации
об аккордеоне Музыкальный
руководитель
2 этап - Практический этап
1 Посмотреть и послушать
музыку в исполнении
известного аккордеониста
Петра Дранго. Музыкальный
руководитель
2 Изготовление игрового
материала для фланелеграфа
длинные и короткие лучики,
музыкальные инструменты.
Музыкальный
руководитель
3 Внести в записную книжку
музыкального руководителя
«сказки о музыке» и
проблемные ситуации. Музыкальный
руководитель
4 Обучение ребенка игре на
аккордеоне. Музыкальный
руководитель
5 Изготовление картотеки
музыкально - дидактических игр. Музыкальный
руководитель
6 Создание альбома «История
аккордеона». Музыкальный
руководитель
7 Сотрудничество с семьей в работе над проектом. Музыкальный
руководитель
3 этап - Обобщающе - результативный этап
1 Выступление семейного
оркестра. Музыкальный
руководитель,
ребенок и родители
2 Обобщение опыта по теме
«Обучение дошкольников
игре на аккордеоне» Музыкальный
руководитель
3 Презентация результатов работы над проектом Музыкальный
руководитель
7. Ресурсное обеспечение проекта
Нормативно-правовые ресурсы
• Закон РФ «Об образовании»
• Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования» от 5.07.2001
• УСТАВ ДОУ
• СанПиНы 2.4.1.2660-10
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
• Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Кадровые ресурсы
Для работы в проекте привлекаются музыкальный руководитель родители и ребенок.
По образовательному цензу коллектив проекта выглядит следующим образом:
Всего педагогов Высшее образование Средне специальное образование Неоконченное высшее образование Неспециалисты
1 1
Таким образом, образовательный ценз педагогов ДОУ достаточно высокий, способный организовать воспитание и образование на достаточном уровне.
По возрастному цензу:
До 30 лет До 40 лет До 50 лет Более 50
1
По стажу педагогической деятельности:
До 5 лет До 10 дет До 15 лет До 25 лет Более
1
По категорийности:
Высшая категория Первая категория Вторая категория
1
Таким образом, профессиональный уровень педагога достаточно высок.
Информационные ресурсы
• Журнал «Музыкальный руководитель»
• Ресурсы сети Интернет
Учебно-методические ресурсы:
Фонд методического кабинета:
• библиотека;
• аудиотека;
• фонотека.
Материально-технические ресурсы: ДОУ функционирует в типовом двухэтажном здании ДОУ «Детский сад № 5 «Колокольчик»», рассчитанном на 115 мест. В ДОУ имеется музыкальный зал, который оснащен мебелью, экраном, компьютером, мультимедийным проектором, акустической системой «Фоник».
Финансовые ресурсы
Финансирование проекта производится из методических средств музыкального руководителя.
Объект финансирования проекта
Вся финансово-экономическая деятельность направлена на реализацию данного проекта
№ п/п Наименование мероприятий Ориентировочная стоимость
1 Приобретение:
• пособие «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»
• пособие «Музыкально – дидактические игры» 300 рублей
2 Приобрести:
• бумагу «Снегурочка»;
• папки;
• файлы.
• Цветной картон
• Картон белый 500 рублей
4 Ресурсы сети Интернет 235 рублей
5 Подписка на СМИ:
• Журнал «Музыкальный руководитель»;
• Журнал «Музыкальная палитра». 600 рублей
ИТОГО 1635 рублей
Критерии оценивания проекта
1. Удовлетворённость родителей результатом работы ДОУ (созданными условиями, интересом ребёнка к образовательному процессу).
2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа.
3. Информированность родителей об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника.
4. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в музыкальной школе.
8. Риски и пути преодоления рисков
Риски Пути преодоления рисков
1. Не достаток информации Использование материала из Интернета и методической литературы.
2. Не желание родителей играть в оркестре. Организация системного взаимодействия с родителями и привлечение их к образовательному процессу.
9. Выводы:
Проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства.
Проведенная работа по обучению игры на аккордеоне :
- обогатила дошкольника опытом восприятия музыки;
- воспитала интерес к детским музыкальным инструментам;
- способствовала развитию чувство ритма;
- научила различать музыкальные инструменты по тембру и внешнему виду;
- способствовала обучению правильным приемам звукоизвлечения;
- помогла играть одному и в ансамбле, самостоятельно организовывать небольшой оркестр.
Систематическая и планомерная работа по проекту в аспекте данной проблемы, эффективно помогает развивать музыкальные способности и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает семью.
Представленная система работы направлена не только на обучение игре на аккордеоне, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку в процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности ребенка.
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер.
Литература
1. Ветлугина Н. А. Детский оркестр. - М. : Просвещение. 1982.
2. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М. :
Просвещение, 1981.
3. Кононова Н. Г. Обучаем игре на детских музыкальных инструментах. -
1990.
4. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М. :
Просвещение: Владос, 1994.
5. Н. Ветлугина. Музыкальный букварь М., Просвещение, 1990
6. Н. Кононова. Музыкально- дидактические игры. М., Просвещение, 1982.
7. Н. Метлов. Музыка- детям. М., Просвещение, 1985.
8. С. Бекина. Музыка и движение. М., Просвещение, 1984.
9. М. Б. Зацепина. Музыкальное воспитание в детском саду. М., Мозаика-
Синтез, 2005.
10. С. Газарян "В мире музыкальных инструментов".
11. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева "Воспитание музыкой".
12. Е. И. Юдина "первые уроки музыки и творчества".
13. Н. Колосова "Здравствуй, музыка!"
14. Т. А. Ракитянская "Воспитание звуком".
15. Л. Михеева "Музыкальный словарь".
16. М. А. Михайлова "Развитие музыкальных способностей детей".