Наталья Николаевна Мельникова
Проект «Театральные постановки как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего возраста»
Педагогический проект
«Театральные постановки, как средство
духовно –нравственного воспитания детей»
Тип проекта: познавательный, творческий, групповой, долгосрочный.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, музыкальный руководитель, родители, воспитатели.
Образовательные области:
«Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Целевая группа
Дети старшего возраста
Сроки реализации (длительность)
С 1октября по 30мая
Актуальность:
Духовно-нравственное воспитание детей средствами искусства театра способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека; формированием навыков взаимного общения, коллективной работы. Театральные постановки - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Театральные постановки также позволяют формировать опыт социальных навыков, навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Использование театрализованного творчества, позволяет воспитывать у дошкольников отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости, расширять и углублять знания об окружающем мире.
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности детей, их индивидуальности, творческого потенциала. Дети имеют возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, связанных с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формирование эстетического вкуса;
- нравственное воспитание;
- развитие памяти, воображения, инициативности, речи;
- развитием коммуникативных качеств;
- созданием положительно эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через театральную игру.
Поэтому, я считаю, что постановка сказки позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Ну а самое главное – это праздник, эмоциональный выплеск, восторг от участия в спектакле.
Становление музыкально-эстетического и художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям -
Цель проекта: Формирование и развитие духовно-нравственных качеств личности и навыков нравственного мировоззрения посредством театрализации.
Задачи:
1. Совершенствовать эмоциональный мир ребенка: развивать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя.
2. Способствовать формированию нравственных качеств.
3. Формировать стремление подражать положительным героям сказок.
4. Развивать способность детей отличать добро и зло в сказке и в жизни, уметь делать нравственный выбор.
5. Работать над речью, интонациями; расширять и активизировать словарный запас детей.
6. Организовать воспитательную деятельность, направленную на формирование отзывчивости по отношению к сверстникам.
7. Воспитывать послушание на основе любви и уважения, умения помогать друг другу, уступать, с благодарностью принимать помощь.
8. Воспитывать у детей навыки доброжелательного, вежливого, внимательного заботливого поведения, общительность, дружелюбие.
Предполагаемые результаты:
Повышение уровня нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста. Повышение уровня приоритетности и общепризнанности в детском коллективе ценностей гуманизма, уважения к окружающему миру, толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь. Получение воспитанниками удовлетворения от результатов и процесса перевоплощения, импровизации; ощущение собственной необходимости и полезности от исполнения собственной роли. Усиление ориентации воспитанников на духовные ценности.
Проект реализуется в 3 этапа:
• 1 этап – подготовительный этап
• 2 этап - основной этап
• 3 этап – заключительный
Этапы работы над проектом:
1 этап – подготовительный:
• определение темы (проблема проекта, постановка цели, формулировка задач).
• подбор музыкального сопровождения для хореографических и танцевальных номеров.
• сбор информации, литературы.
• разучивание и освоение ролей;
• формирование интонации, дикции.
2 этап - основной:
• Организация сюжетно-ролевой игры «Поход в театр»
Содержание работы с детьми:
• Видео - просмотр сказки «».
• Беседа по содержанию сказки.
• Распределение ролей в создании проекта.
• Развитие речевого аппарата, четкой дикции;
Содержание работы с родителями
Консультация «Театральная деятельность, как средство художественного
и духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Разучивание текста по сценарию с детьми.
Работа с педагогами
Отработка выразительного исполнения ролей (мимики, жестов, движений, дикции и т. д.)
Организация и подготовка атрибутов и костюмов.
3 этап – заключительный:
• Образность и эмоциональность подачи текста;
• Культура поведения на сцене.
• Показ спектакля
• План работы по реализации проекта.
Весь проект, долгосрочный, рассчитан на три этапа.
Все три этапа подразделяются на 3 подэтапа.
1 подэтап. Знакомство с музыкальным материалом
Цель данного этапа: накопление детьми впечатлений и их мотивации к театрализованной деятельности, анализ характера каждого персонажа.
2 подэтап. Подготовка к представлению. Начинается он с выполнения упражнений: на развитие голоса и речи, игры на координацию речи и движений. Разучивание монологов, диалогов, разыгрывание сценок для постановки драматизации.
Цель этапа: развитие у детей сенсорной сферы, выразительной пластики, творческих способностей.
3 подэтап – разучивание партий, работа с мизансценами.
Главная задача состоит в том, чтобы добиться ритмической четкости, как того требует фонограмма, и выразительности фразировки.
Итог – Выступление, показ спектакля.
Цель этапа: дети обучаются диалоговому общению, чувству партнерства, учатся двигаться и ощущать пространство «сцены» (по одному и в коллективе)
Вывод. Ожидаемые результаты были получены. Дети стали более коммуникабельными и творчески активными. Приобрели важнейшие социальные навыки, а также научились импровизировать.