журавлева светлана
Проект «Театр и дети»
▼ Скачать + Заказать документы
.МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» г. ДОЛИНСК САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
(МБДОУ «Сказка»)
694051 Сахалинская область, г. Долинск, ул. Октябрьская 17 тел / факс (8 424 42) 27-2-78
e-mail : sckazcka2014@yandex.ru
Проект по театрализованной деятельности
в средней группе №1 «Почемучки»
«Театр и дети».
Публикация «Проект „Театр и дети“» размещена в разделах
Автор проекта : вос-ль: Журавлева С. В.
г. Долинск, 2019г.
«Он с нами с детства- в наших играх оживал,
Премудрости житейские не прятал
Добро и зло по смыслу расставлял
Его величество и добрый друг-ТЕАТР!»
(Б. М. Теплов)
Тема проекта : «Театр и дети»
Тип проекта : творческий, игровой.
Вид проекта : групповой, краткосрочный
Срок реализации проекта : два месяца (декабрь 2019г. - январь 2020г.)
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.
Введение. Обоснование выбора темы, ее актуальность.
Для обогащения развития ребенка по ФГОС мы запланировали краткосрочный проект, который называется «Театр и дети».
Актуальность: Театрализованная деятельность-это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, развитию речи, проявлению любознательности, стремление к познанию нового. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. У ребенка появляется возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Реализация данного проекта позволит сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Проблема: Неумение детей передавать эмоциональный характер героев.
Недостаточный словарный запас не сформированная диалогическая речь. Стеснительность детей.
Цель проекта : Создание условий для развития творческих способностей детей; развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность.
Задачи проекта :
-Познакомить детей с различными видами театра;
-Обогащать словарь детей, активизировать его;
-Вызвать у детей интерес к театру, желание участвовать в театральной деятельности;
-Развивать инициативу, самостоятельность, связанную речь, воображение и фантазию.
Для родителей:
-Сформировать у детей и родителей интерес к театру и совместной театральной деятельности;
Для педагога:
-Разработать план на время действия проекта;
-Подготовить конспекты НОД;
-Презентация проекта.
Принципы:
Принцип воспитывающего характера обучения.
Принцип наглядности обучения.
Принцип доступности.
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип активности и сознательности.
Методы и приё мы: Непосредственно-образовательная деятельность, рисование, аппликация, лепка, чтение художественной литературы, дидактические игры, сюжетно ролевые, подвижные игры. Театрализованные постановки, мини сценки. Проведение досуга по теме проекта.
Ожидаемый результат:
-Дети знают различные виды театра;
-Дошкольники с интересом разыгрывают новые постановки сказок;
-Повышение темпа развития речи в целом за счет включения дошкольников в творческую деятельность;
-Через систему разнообразных мероприятий будут сформированы основные понятия о театрализованной деятельности детей;
-Развитие эмоционального фона дошкольников;
- Пополнение театрального уголка.
План реализации проекта :
1 этап. Подготовительный, информационно-исследовательский. (с 1 по 13 декабря 2019г.)
- Определение темы проекта;
- Составление плана работы;
-Чтение художественных произведений (сказки, рассказы);
-Выявление предварительных знаний детей по теме проекта;
-Подбор игр, пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики, мини-сценок, театрализованных игр.
2 этап. Подготовительный. (с 16.12. 2019г. по 17.01.2020г.)
Реализация проекта в различных формах, методах и приемах совместной взросло-детской деятельности с учетом интеграции образовательных областей, оформление развивающей среды, оснащение театрального уголка. Изготовление различных видов театра и кукольных персонажей. Репетиции театрализованных постановок и создание реквизитов совместно с родителями.
3 этап. Заключительный. (с 20.01.2020г. по 31.01.2020г.).
Организация выставки художественного творчества по теме проекта.
Показ театрализованных постановок детям других групп, родителям и сотрудникам детского сада.
Взаимодействие участников проектной деятельности
1 этап. Подготовительный. Проект предусматривал определение уровня сформированности представлений дошкольника о театре и различных видах театра. Использовалась модель двух вопросов: «Что я знаю?», и «Что я хочу знать?». Таким образом, были определены главные вопросы информационно-исследовательской деятельности:
«Что такое Театр?»
«Какие виды театра бывают?»
2 этап. Практический. Организация и проведение мероприятий.
Работа воспитателя при подготовке к проекту :
- подбор материала;
- оформление театрального уголка; Приложение 1.
- разработка конспектов НОД;
- чтение сказок, рассказов, загадывание загадок;
- создание картотек: дидактических игр, подвижных игр, сюжетно-ролевых игр;
- консультация для родителей: «Театр и дети», «Роль сказки в развитии воспитании ребенка»;
-оформление папки передвижки: «Театр наш друг и помощник»;
- привлечение родителей к процессу реализации проекта.
Родители приняли активное участие в реализации проекта. В театральном уголке появился главный персонаж уголка кукла Буратино, персонажи к сказке «Три медведя», «Заюшкина избушка», театр «Смешарики» изготовленные своими руками.
В совместной деятельности родителей с детьми были оформлены книжки-самоделки, собственного сочинения.
Совместная образовательная деятельность воспитателей с детьми:
- рисование и лепка и аппликации по теме «Любимые сказочные герои». «Репка», «Колобок», «Лиса и заяц», «Теремок».
-Проведение досуга: «Домок теремок», викторина «По дорогам сказок». Приложение 2.
-Проводились репетиции театрализованных постановок по сказкам: «Колобок», «Репка», «Рукавичка».
-Организована выставка для родителей «Наше творчество».
3 этап. Заключительный.
- Организована выставка художественного творчества по теме проекта для родителей.
-Показ театрализованных представлений «Репка», «Рукавичка», детям других групп, сотрудникам детского сада и родителям.
Вывод: в ходе реализации проекта дети познакомились с различными видами театра. Ребята получили положительный эмоциональный заряд от показа спектаклей. У детей развился устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, обогатился словарь, многие справились со своей стеснительностью, проявляют самостоятельность и активность в игре с персонажами- игрушками и в играх со сверстниками.
У родителей появился интерес к участию в проектах, расширились знания о театрализованных играх с детьми. Появился интерес к совместной деятельности.
Использованная литература:
1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии М. ; ТЦ Сфера 2009;
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников : кн. Для воспитателя детского сада. Просвещение, 1991. ;
3. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Театрализованные игры в детском саду. М. : Школьная пресса,2004. ;
4. Доронова Т. Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. (Методическое пособие для воспитателей дошк. Учреждений) /М. «Просвещение», 2004.
Приложение 1.
Приложение 2.
Викторина «По дорогам сказок»
Цель:
- закрепить знание русских народных сказок;
- учить угадывать знакомые сказки;
- развивать внимание, мышление, память, интонационную выразительность речи;
- воспитывать любовь к русским народным сказкам
Материалы:
Шкатулка загадок; сундучок с предметами из сказок (бобы, яйцо, короб, три миски разного размера, яблоко, листочки березы); картинки/иллюстрации из сказок «Теремок» и «Колобок»; книжки – раскраски с героями русских народных сказок на каждого ребенка
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок; рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам; подвижные игры; показ различных видов театров; просмотр русских народных сказок на видео
Ход - НОД
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, мы прочитали с вами очень много русских народных сказок. Давайте проведем викторину «По дорогам сказок» и посмотрим, кто у нас хорошо знает сказки.
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Пусть будет шире дружбы круг.
В кругу стоят друзья твои,
Ты им свою улыбку подари!
А сейчас присаживайтесь на стулья. Я приготовила для вас вот такую волшебную шкатулку Загадок! (воспитатель показывает детям шкатулку). А загадки эти из книжек русских народных сказок. Я буду вам загадывать разные загадки по этим сказкам, а вы будете их отгадывать. Только будьте очень внимательны. Хорошо?
Дети : Да!
Воспитатель: Тогда начнем!
1. Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ! (Курочка ряба)
2. В этом доме без забот,
Жили звери без хлопот
Но потом медведь пришел
Поломал звериный дом. (Теремок)
3. Он от бабушки ушел,
И от дедушки ушел,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом. (Колобок, сказка «Колобок»)
4. Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (Мышка, сказка «Репка»)
5. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (Козлята, сказка «Волк и семеро козлят»)
6. Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нес,
Кто садился на пенек
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? … (Медведь, сказка «Маша и медведь»)
7. Унесла его лиса
За далекие леса.
Но придет на помощь кот,
Своего дружка спасет! (Петух, сказка «Кот, Петух и Лиса»)
Воспитатель: Молодцы! Отгадали все загадки. А сейчас отдохнем.
Физкультминутка «Звериная зарядка» (Выполняются движения в соответствии с текстом)
Раз присядка, два прыжок
Эта заячья зарядка.
А лисята как проснуться,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть
Ну и хвостиком вильнуть!
А волчата спинку выгнуть,
И легонечко подпрыгнуть!
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте!
А кому зарядки мало
Начинает все сначала!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть волшебный сундучок. Давайте его откроем и посмотрим, что же в нем лежит?
Д/и «Волшебный сундучок»
Воспитатель вместе с детьми находят предметы и угадывают, из каких они сказок (в сундучке лежат бобы из сказки «Петушок и бобовое зернышко», яйцо из сказки «Курочка ряба», короб из сказки «Маша и медведь», три миски разного размера из сказки «Три медведя», яблоко из сказки «У страха глаза велики» или «Гуси-лебеди»).
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы, справились и с этим заданием. А теперь немножко отдохнем. Повторяйте за мной!
Физкультминутка «Жили-были зайчики»
Жили-были зайчики (показать «ушки»)
На лесной опушке, (руки вверх, пальцы врозь – «дерево»)
Жили-были зайчики (показать «ушки»)
В беленькой избушке. (домик)
Мыли свои ушки, (имитация мытья ушек)
Мыли свои лапочки. (имитация мытья рук)
Наряжались зайчики, (покрутить кистями рук)
Надевали тапочки. (потопать ногами)
Воспитатель: Ребята, следующий наш конкурс – «Вопрос – ответ».
Конкурс «Вопрос — ответ»
1. С кем встретился Колобок во время своей прогулки по лесу? (с зайцем, волком, медведем, лисой).
2. Кого позвал дед тянуть репку? (Бабку, внучку, Жучку, кошку, мышку).
3. Кто первым нашел теремок? (Мышка — норушка).
4. А кто раздавил теремок? (Медведь).
5. Из чего бабка испекла Колобка, если муки не было? (По сусеку поскребла, по амбару помела, и набралось муки горсти две).
6. Кто жил в домике, в котором Маша ела кашу и заснула в маленькой кроватке? (Три медведя).
7. Какую песенку пела Коза своим козляткам, чтобы они открыли ей дверь?
8. А что пел петушок, когда гнал лису из заюшкиной избушки?
9. Что пела лисичка, выманивая петушка из домика?
10. Кто напугал героев сказки «У страха глаза велики»? (Зайчик).
11. Кто спрятал сестрицу с братцем от злых гусей-лебедей? (Речка, яблонька, печка).
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, на все вопросы нашли правильный ответ! А сейчас будьте очень внимательны, следующее задание: у меня есть картинки из русских народных сказок «Теремок» и «Колобок». Вам нужно разложить эти картинки по порядку, как происходили действия в сказке. Девочки будут составлять сказку «Теремок», а мальчики – «Колобок». Итак, все готовы? Тогда приступаем! (Под легкую, веселую музыку дети выкладывают по порядку иллюстрации из сказок).
Воспитатель: Вы и с этим заданием справились! Видно, что вы хорошо знаете эти русские народные сказки! А у нас с вами осталось последнее задание – игра «Я начну, а вы продолжайте, как зовут героев, называйте!».
Проводится игра «Я начну…»
Дети стоят в кругу, воспитатель по очереди кидает ребятам мяч и просит продолжить имя героя сказки:
Воспитатель: Зайчик?
Дети : «Побегайчик!»
Воспитатель: Волчок?
Дети : «Серый бочок!»
Воспитатель: Петушок?
Дети : «Золотой гребешок!»
Воспитатель: Мышка?
Дети : «Норушка!»
Воспитатель: «Лягушка?
Дети : «Квакушка!»
Воспитатель: Гуси?
Дети : «Лебеди!»
Воспитатель: Бычок?
Дети : «Смоляной бочок!» и т. д.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну вот и подошла наша викторина к концу. Вам понравилось путешествовать по сказкам?
Дети : Да!
Воспитатель: какое задание вам понравилось больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо. А я убедилась, что вы хорошо знаете русские народные сказки. И можете справиться с любыми заданиями. Мне очень понравилось с вами играть. У меня есть для вас сюрприз – книжки – раскраски с героями русских народных сказок!
Дети рассматривают книжки – раскраски, можно организовать коллективное раскрашивание.
Спасибо за внимание!
Театрализованные игры
ЭСТАФЕТА
Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.
Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди, сохраняя темпоритм и не вмешиваясь в действия друг друга. Это упражнение можно выполнять в разных вариантах, придумывая с детьми интересные игровые ситуации.
ЗНАКОМСТВО.
Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.
Ход игры. Из-за ширмы появляется какой-либо любимый герой детских сказок (Карлсон, Красная шапочка, Буратино и т. п.). Он хочет познакомиться с детьми и предлагает встать и назвать свое имя четко вслед за предыдущим.
РАДИОГРАММА.
Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.
Ход игры. Игровая ситуация: в море тонет корабль, радист передает радиограмму с просьбой о помощи. Ребенок, сидящий на первом стуле, — «радист», он передает по цепочке хлопками или похлопыванием по плечу определенный ритмический рисунок. Все дети по очереди повторяют его, передавая дальше. Если задание выполнено правильно и последний ребенок — «капитан» спасательного судна точно повторяет ритм, тогда корабль спасен.
ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ?
Цель. Тренировать слуховое внимание.
Ход игры. Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате для занятий в течение определенного времени.
Вариант 2: слушать звуки в коридоре или за окном.
УПРАЖНЕНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ
Цель. Тренировать зрительное внимание.
Ход игры. Педагог произвольно раскладывает на столе несколько предметов (карандаш, тетрадь, часы, монету и др.).
Водящий ребенок в это время отворачивается. По команде он подходит к столу, внимательно смотрит и старается запомнить расположение всех предметов. Затем снова отворачивается, а педагог в это время либо убирает один предмет, либо меняет что-то в их расположении. Водящий соответственно должен либо назвать пропавший предмет, либо разложить все, как было.
РУКИ-НОГИ
Цель. Развивать активное внимание и быстроту реакции.
Ход игры. По одному хлопку дети должны поднять руки, по двум хлопкам — встать. Если руки подняты: по одному — опустить руки, по двум — сесть.
УПРАЖНЕНИЕ СО СТУЛЬЯМИ
Цель. Привить умение свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами. (Сесть на стулья, построив заданную фигуру, надо одновременно.)
Ход игры. По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко, домик для куклы (квадрат, самолет, автобус.
ЕСТЬ ЛИ НЕТ?
Цель. Развивать внимание, память, образное мышление.
Ход игры. Играющие встают в круг и берутся за руки; ведущий — в центре. Он объясняет задание; если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: «Да!»; если не согласны, опускают руки и кричат: «Нет!».
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка?
Есть ли гребень у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нем ошибки?
ПЕРЕДАЙ ПОЗУ
Цель. Развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.
Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по-турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.
ЗАПОМНИ ФОТОГРАФИЮ
Цель. Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий.
Ход игры. Дети распределяются на несколько групп по 4—5 человек. В каждой группе выбирается «фотограф». Он располагает свою группу в определенном порядке и «фотографирует», запоминая расположение группы. Затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроизвести изначальный вариант. Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь предметы или придумать, кто и где фотографируется.
КТО ВО ЧТО ОДЕТ?
Цель. Развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.
Ход игры. Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют на мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот».
Для мальчиков:
В центр круга ты вставай и глаза не открывай. Поскорее дай ответ: Ваня наш во что одет?
Для девочек:
Ждем мы твоего ответа: Машенька во что одета?
Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а также цвет одежды названного ребенка.
ДРУЖНЫЕ ЗВЕРИ
Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.
Ход игры. Дети распределяются на три группы — медведи, обезьяны и слоны. Затем педагог называет поочередно одну из команд, а дети должны одновременно выполнить свое движение. Например, медведи – топнуть ногой, обезьяны – хлопнуть в ладоши, слоны – поклониться. Можно выбирать других животных и придумывать другие движения. Главное, чтобы каждая группа выполняла свое движение синхронно, общаясь только взглядом.
ТЕЛЕПАТЫ
Цель. Учить удерживать внимание, чувствовать партнера.
Ход игры. Дети стоят врассыпную, перед ними водящий ребенок — «телепат». Он должен, не используя слова и жесты, связаться только глазами с кем-либо из детей и поменяться с ним местами. Игру продолжает новый «телепат». В дальнейшем можно предложить детям, меняясь местами, поздороваться или сказать друг другу что-нибудь приятное. Продолжая развивать игру, дети придумывают ситуации, когда нельзя шевелиться и разговаривать, но необходимо позвать к себе партнера или поменяться с ним местами. Например, «В разведке», «На охоте», «В царстве Кощея» и т. п.
СЛЕД В СЛЕД
Цель. Развивать внимание, согласованность действий, ориентировку в пространстве.
Ход игры.
Дети идут по залу цепочкой, ставя ногу только в освободившийся «след» впереди идущего. Нельзя торопиться и наступать на ноги. По ходу игры дети фантазируют, где они находятся, куда и почему так идут, какие препятствия преодолевают.
Например, хитрая лиса ведет своих лисят по тропинке, на которой охотники установили капканы; разведчики идут через болото по кочкам; туристы перебираются по камушкам через ручей и т. п.
Обязательно делить детей на команды, причем каждая команда придумывает свой вариант.
ЛЕТАЕТ — НЕ ЛЕТАЕТ. РАСТЕТ — НЕ РАСТЕТ
Цель. Развивать внимание, координацию.
Ход игры. Педагог или водящий ребенок называет предмет, если он летает, дети машут руками, как крыльями; если не летает — опускают руки вниз. Если растет — поднимают руки вверх, не растет — охватывают себя двумя руками.
ВЕСЕЛЫЕ ОБЕЗЬЯНКИ
Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.
Ход игры. Дети стоят врассыпную — это обезьянки. Лицом к ним — ребенок — посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки», передразнивая ребенка, точно повторяют все за ним.
ТЕНЬ
Цель. Развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.
Ход игры. Один ребенок — водящий ходит по залу, делая произвольные движения: останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается. Группа детей (3—5 человек, как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он делает. Развивая эту игру, можно предложить детям объяснять свои действия: остановился потому, что впереди яма; поднял руку, чтобы поймать бабочку; наклонился, чтобы сорвать цветок; повернулся, так как услышал чей-то крик; и т. д.
ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗВЕРИ
(ухо, нос, хвост)
Цель. Тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.
Ход игры. Дети представляют, что они находятся в лесной школе, где учитель тренирует их ловкость и внимание. Ведущий показывает, например, на ухо, нос, хвост и называет то, что он показывает. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет: «Ухо!». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.
УГАДАЙ: ЧТО Я ДЕЛАЮ?
Цель. Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.
Ход игры. Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.
1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т. п.
2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. Ищу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.
3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.
4. Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок.