Наталья Зенцова
Проект «Такой разный транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Детский сад «Радуга»
Проект
"Такой разный транспорт"
Воспитатели старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР: Зенцова Н. А., Ситникова О. Ф.
Актуальность
Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. Современная школа, находясь на пути перемен, ставит перед собой, как и всегда, задачу социализации детей, при этом необходимо учитывать условия изменяющегося общества. В связи с этим необходимо уделять особое внимание развитию творческой активности уже с дошкольного возраста. Продуктивность мыслительной и особенно творческой активности детей, их творческой деятельности, к сожалению, остается далеко позади их потенциальных возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Публикация «Проект „Такой разный транспорт“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Проекты
- Темочки
Сегодня актуальна проблема формирования творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями, анализировать свою деятельность. Творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении творческих задач.
Решение проблемы развития творческих способностей детей предполагает учет и введение в обиход системы образования специальных развивающих средств, так как уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения. С появлением теории решения изобретательских задач стало возможным массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности.
Успешное развитие напрямую зависит от чувственного опыта, от восприятия ребенком окружающего мира. Дошкольник, познавая окружающий мир, познает многообразие его предметов и явлений, делая на своем пути удивительные открытия, получает первые впечатления, делает первые наблюдения и делает определенные выводы. При этом неоценима роль взрослого, в общении с взрослыми и сверстниками активно развивается словарь, грамматический строй, связная речь. При наличии речевой патологии развитие ребенка протекает в стесненных условиях, особенно у детей с общим недоразвитием речи.
Данный проект направлен на формирование объема словаря, формирование структуры значения слова, представлений о конкретных и существенных признаках предметов, развитие лексической системности у детей с общим недоразвитием речи на материале темы «Транспорт».
Проблема:недостаточный уровень знаний детей о транспорте, несформированность лексико-грамматического строя по теме. Отсутствие системы работы по формированию практических навыков безопасного поведения детейна дороге.
Цель: развитие познавательных способностей, расширение представлений о транспорте, как части окружающего предметного мира. Расширять представление детей о видах транспорта, как средство передвижения.
ЗАДАЧИ:
формировать познавательную активность в ходе работы;
создать условия для развития творческих способностей детей,
познакомить с разными видами транспорта
расширять знания детей о профессии «водитель» (пилот, машинист, тракторист и т. д.)
учить сравнивать виды транспорта между собой (специальный транспорт)
формировать умение получать информацию из разных источников
развивать творческое воображение, умение ориентироваться в пространстве
поддерживать инициативу в проявлении творчества.
Активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей.
Расширять, активизировать и актуализировать словарь.
Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Вид проекта : информационно–практико–ориентированный, групповой, среднесрочный,
Период реализации проекта : января- март 2018 года.
Принципы реализации проекта :
1. принцип системности
2. принцип комплексности (формируются в процессе воспитательно-образовательного сопровождения воспитанников в разнообразных видах деятельности);
3. принцип развития (в процессе выделяются те задачи, трудности, этапы, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка);
4. принцип учета возрастных и психофизических особенностей воспитанников;
5. принцип единства обучения и воспитания.
Участники проекта :
воспитатели группы
воспитанники старшего дошкольного возраста;
родители
Новизна
Новизна заключается в использовании инновационных технологий в работе с дошкольниками по овладению детьми базовых правил поведения на дороге, в процессе осуществления деятельностного подхода, исходящего из положений о том, что полноценное развитие ребёнка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности.
Методы: наглядный, словесный, практический, исследовательский
Предполагаемый результат
Предполагается, что поисковая познавательная активность воспитанников, базирующаяся на внутренней познавательной потребности, способствует эффективному усвоению нового знания, качественному творческому преобразованию ранее полученных знаний, является положительным психологическим фундаментом процесса познания и саморазвития (самовоспитания) личности. Полученные знания, умения и навыки в ходе проектной деятельности будут более стойкими, у дошкольников более успешно актуализируется словарь, сформируется системность по теме «Транспорт».Обогащение знаний и представлений о транспорте. Развитие диалогической и связной речи. Получение информации из различных источников. Совместная работа взрослых и детей в оформлении выставки. Закреплять представления о проезжей части, о переходе, дорожных знаках.
Иметь представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.
Ресурсное обеспечение-
Временные ресурсы: январь- март 2018 года
Информационные:демонстрационный материал, книги, интернет ресурсы,
телевидение, игры, подборка стихов о транспорте.
Интеллектуальные:знания детей, родителей и педагогов, загадки о транспорте.
Кадровые:рассказы о профессиях, связанных с работой на транспорте.
Материально-технические:фотоаппарат, компьютер, иллюстрации, книги.
Этапы: подготовительный – основной – заключительный
Первый этап –подготовленный
В ходе данного этапа проводится предварительная работа: определение цели и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов бесед по ознакомлению детей с профессией, оформление тематического уголка для сюжетно-ролевых игр, изготовление дидактических игр и пособий.
Второй этап – основной
В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Третий - Заключительный этап
Проводятся обобщение результатов работы, анализ деятельности, презентация проекта для родителей.
Мероприятия:
Беседа
Чтения художественной литературы и придумывание загадок о транспорте
Слушание и пение песен «Катерок», «Голубой вагон», «Машина»
Просмотр презентации «Специальный транспорт», «Такие необычные машины»
Дидактические игры «Кто, чем управляет», «Собери машину», «Что лишнее»
Сюжетно ролевые игры «Движения транспорта»
Подвижная игра «Грузовик»
Организация выставки «Специальный транспорт»
Консультации для родителей
Клуб по интересам
Встреча с интересными людьми.
Создание выставки совместно с родителями «Транспорт своими руками»
Экскурсия в СовПК.
Создания мини- музея «Разный транспорт»
План мероприятий по проекту :
Направления Мероприятия
Январь Февраль Март
«Познавательное развитие» Беседа «Путешествие в прошлое автомобиля».
Цель: Познакомить детей с историей возникновения транспорта. Развивать познавательную активность детей, обогащая представления о транспорте.
Рассказ водителя о своей профессии.
Чтение художественной литературы В. Берестов «Про машину».
Дидактическая игра «Четвертый лишний».- развитие внимания, закрепление названий машин, расширение словаря.
Беседа с детьми о профессии водитель;
Встреча с интересными людьми. Рассматривание иллюстраций «Профессии»
Беседы: «О профессии водитель»
Беседа: «Что нужно водителю для работы».
Экскурсия в СовПК.
Режиссерские игры «Железная дорога», «Городок».
Интерактивная экскурсия «водитель разного транспорта» - расширять знания детей о профессии водителя
Гонки «Чья машинка быстрее едет»
«Речевое развитие»
Беседа о правила поведения в самолете.
Чтение рассказа К. Арон «Человек поднялся в небо».
Цель: формировать умение внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы по содержанию.
Словесная игр «Летает - не летает».развитие внимания, активизировать употребление прилагательных, расширение словаря.
Составление рассказов «Для чего нужен разный транспорт»
Чтение стихов и загадок про транспорт
Беседа «Кто чем управляет»
Разучивание стихотворения
Режиссерская игра «Военная авиация».
Заучивание стихотворения К. Чалиева «Шуршат по дорогам» Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Все работы хороши»; В. Маяковский «Кем быть?»;
Л. Берг «Рассказ о маленьком автомобильчике»
Цель: поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе, как средству получения новой информации.
Отгадывание загадок
«Изобразительная деятельность и восприятие художественной литературы» Конструирование «Вертушка».
Дыхательная гимнастика «Закрути вертушку»
Рисование «Машины будущего».
Упражнение на внимание «Ехали медведи.».
Д/ и. «Проложи маршрут».
Цель: формировать умение ориентироваться по карте, правильно называть направление движения транспорта.
Чтение Е. Лопатин «Отважная путешественница».
Рисование по трафаретам
Конструирование «Гаражи для машин» Лепка «грузовик»
Аппликация «автобус»
Поэтапное рисование транспорта
«Совместная деятельность воспитателя с детьми» Пальчиковые игры: Автобус, Велосипед, Кораблик, Лодочка,
Поезд, Самолет, Светофор. Чтение литературы о ПДД,
дидактические и настольные игры «Кто чем управляет»,«Собери знак».
сюжетно – ролевые игры «Автобус», подвижные игры «Поезд», «Машины»
Экскурсия….
рассматривание картин, иллюстраций.
«Взаимодействие с родителями»
Консультация:Для закрепления у ребенка знаний о транспорте и уличном движении.
Рекомендуем игры, в которые можно поиграть дома с Вашим ребенком
дидактическая игра «Пересчет различных видов транспорта», «Подбери признак»
Игра «Назови ласково» (образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами) : машина – машинка, трамвай – трамвайчик. Оформление информационного стенда: «Организация сюжетно-ролевой игры»
Изготовление атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевой игры
Закрепить в семье
- на улице с ребёнком понаблюдать за движением различного транспорта,
- повторить названия транспорта,
- узнать у ребёнка какие виды транспорта он знает, какой транспорт относится к подземному,воздушному, железнодорожному, наземному,
- вспомнить, люди каких профессий работают на различных видах транспорта,
- рассказать ребёнку о профессии регулировщика,
-рассказать ребёнку о правилах дорожного движения, также во время прогулки показать ребёнку светофор,
-спросить и уточнить у ребёнка на какой свет можно переходить дорогу.
Изготовление атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевой игры
Фотогазета из семейных архивов «Какие машины у родителей»
Изготовление машин
Совместно с родителями создать мини музей в группе
«Социально - коммуникативное развитие»
Игровая деятельность Дид. игры : «Собери дорожный знак», «Разрезные картинки»
Сюжетно-ролевая игра
«Автобус».
Подвижная игра «Цветные автомобили»
Сюжетно – ролевая игра «Мытьё и ремонт машин»
«Физическое развитие» Игры соревнования
Подвижные игры
Игры соревнования
Подвижные игры
Игры соревнования
Подвижные игры
«Безопасность» Беседы с детьми: «Как нужно вести себя в транспорте»
Игровая ситуация
«Умный светофор» Беседы с детьми:«Правила дорожного движения»
Игровая ситуация «Ушастик переходит через дорогу» Беседы с детьми:«Зачем нужно знать правила дорожного движения»
Презентации «Научим Хрюшу где можно играть»
Завершающий» Оформить папку «В стране дорожных знаков»
Создание папки «История транспорта» Создание наглядного пособия «Летаем, плаваем, ездим» Выставка «Транспорт своими руками»
Значимое событие показательное НОД по теме проекта.
Конспект НОД «Такой разный транспорт».
Образовательная область : познавательное развитие: мир природы мир человека.
Цель: Закрепление знаний детей о видах транспортных средствах.
Задачи:
Образовательные
1. Закрепить знания детей о классификации транспорта, его назначении
2. Закрепить знание детей о специализированных машинах и профессиях людей работающих на них.
Воспитательные
1. Воспитывать познавательный интерес.
2. Учить детей внимательно слушать взрослого и друг друга, отвечать на вопросы.
3. Закреплять навыки доброжелательного отношения друг к другу и взрослым.
Развивающие
1. Развивать память, логическое мышление.
2. Расширять кругозор детей, воспитывать наблюдательность.
Словарная работа: Виды транспорта,снегоуборочная машина, специализированные машины.
Оборудование и материалы:
мультимедиа,магнитная доска, иллюстративный материал с изображением машин специального назначения,сюжетные картинки с изображением знаков дорожного движения
Предварительная работа:разучивание стихов, чтение книг,
рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, дидактические игры.
Ход занятия
Входят дети с воспитателем, становятся в круг, проводится психологический настрой :
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг,
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы!
Дети садятся в полукруг на стульчики
Воспитатель:… для вас приговили загадки
Загадки:(на каждую отгадку показ картинки на слайде)
-Этот конь не ест овца,
Вместо ног два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (велосипед)
-Чудесный длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины,
И питается бензином (автобус)
-Не летает но жужжит,
Жук по улице бежит
И горят в глазах жука,
Два блестящих огонька (машина)
Что ж дружочек, отгадай,
Только это не трамвай.
Вдаль по рельсам быстро мчится
Из избушек вереница (поезд)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает
Отправляется в полет быстроходный…. (вертолет)
Вот стальная птица,
В небеса стремится,
а ведет ее пилот
Что за птица? (самолет)
Воспитатель: Молодцы вы отгадали все загадки. Ребята! Все вы знаете, что по нашим дорогам ездит очень много разных машин. Назовите все это одним словом. СЛАЙД
Дети Транспорт
Воспитатель: правильно
Какой транспорт бывает?
Дети наземный, воздушный, водный, специальный (сельскохозяйственный)
СЛАЙД показ транспорта
Воспитатель:
Как вы думаете, какой транспорт называют воздушным?СЛАЙД
Дети самолет, вертолет,дирижабль, воздушный шар и т. д.
Выберете на слайде (воздушный, водный, наземный, специализированный)
Воспитатель:Для чего он нам нужен? Воздушный транспорт самый быстрый. Применяется для пассажирских и грузовых перевозок.
А какой транспорт называют водным?
Дети:подводная лодка, корабль, лодка СЛАЙД
Воспитатель: водный транспорт перевозит очень большие грузы, используется пассажирские перевозки.
А какой транспорт наземный?
Дети:машина, велосипед, мотоцикл,автобусСЛАЙД
Воспитатель: транспорт передвигающийся по земле. Он так же используется для перевозки людей, груза.
Какой еще транспорт относится к наземному
Дети:специализированный.
Воспитатель: правильно. какие машины относятся к специализированному транспорту СЛАЙД
Дети: скорая помощь, пожарная машина, полицейская, снегоуборочная машина.
Воспитатель:Ребята а есть еще специализированный транспорт в сельском хозяйстве. СЛАЙД
Игра: «Кто чем управляет» - проводится с использованием среднего мяча. (дети стоят полукругом на ковре).
- Кто управляет самолетом? (летчик)
- Кто управляет машиной? (шофер, водитель)
- Кто управляет ракетой? (космонавт)
- Кто управляет пароходом? (капитан)
- Кто управляет трактором? (тракторист)
- Кто управляет поездом? (машинист)
- Как одним словом назвать то, что вы назвали? (профессии)
Физкультминутка (под музыку)
На лошадке ехали, (Шагаем на месте.)
До угла доехали.
Сели на машину, (Бег на месте.)
Налили бензину.
На машине ехали,
До реки доехали. (Приседания.)
Трр! Стоп! Разворот. (Поворот кругом.)
На реке — пароход. (Хлопаем в ладоши.)
Пароходом ехали,
До горы доехали. (Шагаем на месте.)
Пароход не везет,
Надо сесть на самолет.
Самолет летит,
В нем мотор гудит: (Руки в стороны, «полетели».)
-У-у-Ф.
Воспитатель: Много транспорта на наших улицах. Они наши помощники, но могут быть и опасны и для человека. Чтобы не попасть в опасные ситуации, надо соблюдать правила безопасности на дорогах. КАКИЕ ПРАВИЛА ВЫ ЗНАЕТЕ?
Воспитатель: выбирайте правильный ответ
На слайде
Дети:
не переходить улицу перед движущемся транспортом,
надо посмотреть налево и направо, и перейти,
нельзя играть на дороге,
кататься на санках- дороги бывают скользкими и водители могут не затормозить.
показ дорожные знаки
Дети садятся в полукруг на стульчики
Игра "Четвертый лишний?"
На слайде
Самолет, поезд, вертолет, ракета.
Машина, лодка, автобус, троллейбус.
Пароход, лодка, самолет, катер.
Поезд, электричка, подводная лодка, трамвай.
Дети встают подходят к столам
Игра Путаница. (разбор транспорта по видам - работа всей группы)
На столе набор карточек всех видов транспорта, а на других столах стоят три флажка - черный, синий, голубой. Надо отобрать карточки с наземным, воздушном и водном транспортом и положить к нужному флажку.
Какие виды транспорта Вы ребята собирали?
Дети:наземный,водный,воздушный.
Дети встают к столам
Изготовление панно-аппликация. Дети наклеивают виды транспорта на лист- воздушный - вверху на голубом цвете, водный - в середине на синем,
наземный -внизу листа на черном цвете.
Ребята вы молодцы! Спасибо вам за сотрудничество.
Список литературы:
1. Игнатьева С. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии [Текст] : учеб. пособие / С. А. Игнатьева. М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – С. 121-132.
2. Лалаев Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития [Текст] : кн. для логопеда / Р. И. Лалаева. М. : Изд-во ВЛАДОС, 2004. – 312 с.
3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] : практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 224 с.
4. Филимонова О. Ю. Развитие словаря дошкольника в играх [Текст] : пособие для логопедов, воспитателей и родителей/ О. Ю Филимонова. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 127 с., илл.
5. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательного рассказа // Дошкольное воспитание. 1990. №10
6. Евдокимова Е. Н. Проект как мотивация к познанию. // Дошкольное воспитание. 2003. №3.
7. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения – М. : Изд. Аркти 2003.
8. Меркулова Т. В. Дубинина Е. А. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика [Текст] : учеб. пособие / Меркулова Т. В. Дубинина Е. А. М. : Изд. Школьная Пресса, 2010.