Ирина Кустова
Проект «Такие забавные буквы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Такие забавные буквы"
Разработала: учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 175», г. Перми Кустова Ирина Николаевна
Недооценка своевременного исправления речевых дефектов у детей приводит впоследствии к трудностям в овладении письмом и чтением. Такой ребенок будет постоянно отстающим в школе, будет страдать от того, что его старания не приводят к положительному результату. Его вины здесь нет. Виноваты только родители, считавшие, что малыш вырастет и «выговорится». Л. С. Белинсон
ТАКИЕ ЗАБАВНЫЕ БУКВЫ.
Публикация «Проект „Такие забавные буквы“» размещена в разделах
Без помощи родителей работа логопеда бывает очень длительной и даже бесполезной. Все что на занятии с логопедом изучаем, дома обязательно с мамой, папой закрепляем!
Анализ ситуации
В настоящие время ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. Является очевидным, что для полноценной логопедической работы необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей. Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.
Актуальность
Актуальность и востребованность проекта заключается в том, что с участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе необходимо.
Гипотеза
Будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей. Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей. Они преодолеют возникшие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком
Цели проекта:
- формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза детей; - профилактика дисграфии у детей с ТНР; - включение родителей в коррекционный процесс; - повышение компетентности родителей в вопросах развития речи детей с ТНР; - формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребенком.
Задачи проекта:
- формировать у детей умение определять наличие (или отсутствие) заданного звука в слове; - упражнять в умении выделять первый звук в начала слова, последний – в конца слова; - определять место заданного звука в слова; - подбирать слова с заданным звуком; - различать понятия «звук» и «буква»; - привлечь родителей к изготовлению книжек – малышек по пройденным звукам.
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс может быть использована логопедами, воспитателями групп.
Тип проекта: практико-ориентированный, индивидуальный. По продолжительности: долгосрочный (в течение всего периода коррекции звукопроизношения) 2 года. Участники проекта: учитель-логопед, родители детей группы, воспитатели группы, воспитанники группы.
Ожидаемые результаты проекта: - У детей сформированы навыки звукового анализа и синтеза на примере слова. - У детей развит фонематический слух. - Дети знакомы с буквами русского алфавита и правильно их пишут. - Повышен уровень компетентности и заинтересованности родителей в вопросе развития детей с ТНР. - Родителей принимают активное участие в коррекционном процессе своих детей.
Этапы проекта: 1 этап – подготовительный (информационно - аналитический) Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей с ТНР.
Задачи:
1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования. 2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).
2 этап – основной (практический) Изготовление самодельных книжек – малышек на каждый пройденный звук, букву, соблюдая определенный условия:
- сначала подбираем предметные картинки на заданный звук (звук находится в начале слова);
- затем подбираем картинки, в которых позиция звука определятся в конце слова;
- следующие картинки со звуком в середине слова; - превращение пройденной буквы в предмет.
3 этап - заключительный (оформление мини-библиотеки авторских пособий)
- презентация каждой книжки всеми участниками проекта (родители, дети, воспитатели) и оформление выставки (библиотеки) в детском саду.
Презентация опыта:
готовыми книжками могут пользоваться педагоги ДОУ, логопеды, родители, а также сами дети, играя в различные игры. Опыт будет транслирован на педсовете ДОУ и на районном (городском) методическом объединении.
Содержание и деятельность проекта:
В современной педагогике, практике образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. Анализ исследований российских учёных (Н. А. Андреева, Е. П. Арнаутова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, Н. Ф. Виноградова, Т. А. Данилина, Л. В. Загик, О. Л. Зверева, М. В. Иванова, В. К. Котырло, Т. В. Кротова, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова, О. В. Огороднова, М. М. Рамазанова, З. И. Теплова и др.) позволяет рассматривать взаимодействие педагогов и родителей, как важное условие эффективности воспитания и развития детей.
Содержание работы:
Работа с детьми - Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке». - Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции. - Использование при анализе артикуляции изучаемого звука авторского пособия «ЛЯГУШКА-ГОВОРУШКА». - Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука).
Работа с семьей - Выступление на родительском собрании по теме: «Роль семьи в речевом развитии ребенка». - Консультация для родителей «Какие бывают нарушения звукопроизноше-ния у детей с ТНР и их причины»; - Совместное с ребенком изготовление книжек – малышек на пройденный звук (букву) «Такие забавные буквы». - Использование книг в процессе закрепления пройденного звука и при определении позиции данного звука в слове. - Памятки «Автоматизация звуков в домашних условиях».
Работа с педагогами - Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды». - Оформление выставки с детьми «Такие забавные буквы» (на все пройденные и полюбившиеся детьми буквы). - Использование памятки в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.
Практический результат проекта
- Презентация индивидуальных книжек - малышек «Такие забавные буквы», их практическое использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда. - Пополнение мини-библиотеки книжками-самоделками.
Вывод:
Включение родителей в совместный с логопедом и воспитателями процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникает понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя – логопеда и родителей.
В перспективе:
Поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с ТНР во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.