Ирина Бурзилова
Проект «Тайны села Безводное»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Безводное Кстовского района Нижегородской области
Воскресная школа прихода Храма в честь Пресвятой Живоначальной Троицы с. Безводное Кстовского района
Проект
«Этно-экологическая тропа раскрывает "Тайны села Безводное"
1.
Разработали:
актив музея
Руководитель:
Бурзилова Ирина Михайловна,
учитель краеведения
2013 год
Содержание.
1 Введение. Обоснование актуальности создания проекта.
Публикация «Проект „Тайны села Безводное“» размещена в разделах
Сроки проекта.
Список партнёров. 3 - 4
2. Цель и задачи проекта.
Содержание проекта по направлениям.
5
3. Этапы реализации проекта.
Основные методы исследования.
5 - 6
4. Ожидаемые результаты. 6
5. Литература. 7
1. Введение. Обоснование актуальности создания проекта.
За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать её интересы. Ослаблен механизм координации и организации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления по воспитанию подрастающего поколения на всех уровнях. В связи с этой проблемой патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она приобретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению, как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
В нашей школе краеведческое направление является основным направлением работы. Реализация краеведческого направления МБОУ СОШ С. Безводное имеет свои причины. Прежде всего, с. Безводное, процветающий центр ремёсел, пришёл в упадок. Но богатейшие культурные и духовные традиции живы вместе с безводнинцами и должны сохраняться их детьми. Эта сложнейшая задача ложится и на школу. В этом направлении мы строим работу через тесное сотрудничество с сельской администрацией, клубом, воскресной школой и родителями, вовлекая их и детей в изучение родного края, имеющего свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющих тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю. Его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность.
Социально-экономические принципы реорганизации сельской школы выявляет ряд новых для школы социально-значимых позиций, среди которых перспективным является проектное преобразование школы по этнокультурному пути.
На территориях с хорошо сохранившимся этнокультурным наследием, к числу которых принадлежит и с. Безводное, эффективным технологическим средством социальных преобразований становится построение комплекса этносоциальных образовательных практик. Такие проектно-партнёрские практики (антропопрактики) формируют эффективные стратегии развития сельского социума на основе управленческой и педагогической актуализации традиционно-культурных знаний и технологий. Образовательные антропопрактики создают учащегося как личность, как хозяина и творца своих знаний, своей культуры, своего профессионального пути. Цель антропопрактик – развитие субъекта своей собственной деятельности (В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков).
Опыт проектного партнёрства позволяет даже небольшой сельской школе быть в курсе развития научной мысли. Инновационной областью этнокультурного образования являются модели развития образовательного знания школы через проектное исследование и интеграцию местных традиционно-культурных знаний и технологий. В таких проектах учащиеся работают с живым, онтологичным, проблемным знанием, при этом такое знание глубоко связано с их родной культурой, малой родиной, их собственной судьбой. В образовательной модели школы этносоциальных практик на основе многообразных форм такого живого знания учащимися и взрослыми (учителя, родители, партнёры) разрабатываются стратегии развития сельского социума. Школа, таким образом, предлагает не только Программу своего развития, но через развитие личности учащегося «перекидывает мост» к преобразованию, развитию ближайшего социального пространства. Поэтому своё целевое пространство МБОУ СОШ с. Безводное Кстовского района определяет через создание модели «Школы социокультурных практик».
Программа развития школы как Школы социокультурных практик опирается на реализацию Программы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодёжи МБОУ СОШ с. Безводное, реализуется через дополнительную образовательную программу «Школьный краеведческий музей «Память». В последние годы воспитанники музея показывают следующие результаты:
2008 год – 3 место в конкурсе музеев, залов образовательных учреждений Нижегородской области, посвящённому вкладу нижегородцев в победу в Великой Отечественной войне.
2008 год – диплом 3 степени в Нижегородском областном конкурсе «За сохранение природы» Штабу по экологическому воспитанию.
2009 год – диплом 2 степени в областном конкурсе исследовательских и проектных работ «Юный исследователь».
2009 год – диплом 2 степени в областном конкурсе «Золотые ворота».
2010 год - диплом 1 степени в областном конкурсе исследовательских и проектных работ «Юный исследователь».
2011 год – участие во Всероссийском конкурсе им. В. И. Вернадского.
2012 год – Мызин Григорий – Лауреат Всероссийского конкурса им. В. И. Вернадского.
Созданная в 2008 году в рамках областного проекта «Карта местных ценностей – вовлечение молодого поколения в развитие туризм», организованного «Экоцентром «Дронт» и поддержке компании «ЛУКОЙЛ», этно-экологическая тропа «Тайны села Безводное» стала визитной карточкой села. Публикации в СМИ позволили привлечь внимание жителей района, учеников школ, гостей села в истории, культуре старинного села Безводное.
Созданная команда юных экскурсоводов «Поиск» при поддержке сельской администрации, Центра занятости Кстовского района в 2010 году заняла 1 место в областном конкурсе трудовых бригад.
В 2012 году активом школьного краеведческого было решено продолжить реализацию проекта «Этно-экологическая тропа раскрывает "Тайны села Безводное» для решения наиболее острых социальных проблем родного села, выявленных в результате мониторинговых исследований: экологических, нравственных и др. с целью дальнейшего решения. К реализации проекта привлечены все учащиеся школы, родители, учителя, общественность, социальные партнёры.
Сроки реализации: март 2013 года – ноябрь 2015 года.
Социальные партнёры проекта :
1. Сельская администрация с. Безводное,
2. Дом культуры с. Безводное
3. Воскресная школа при Троицком Храме с. Безводное.
2. Цель и задачи проекта.
Цель – создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ученика в окружающем мире как активного хранителя и созидателя культурных и природных ценностей родного края.
Задачи:
1. Функционирование этно-экологической тропы «Тайны села Безводное».
2. Развитие эстетического восприятия природы и ее объектов.
3. Исследование традиционной культуры и истории родного края.
4. Активное участие в природоохранной деятельности.
5. Применение на практике знаний и умений, полученных на уроках биологии, экологии, географии, краеведения и истории.
6. Воспитание гражданской ответственности за сохранение окружающей среды для последующих поколений.
Содержание проекта по направлениям.
• Экскурсионная деятельность.
• Этно-экологическая просветительская деятельность.
• Исследовательская деятельность.
3. Этапы реализации проекта.
1. Поисково-теоретический этап - март-апрель 20123 года.
1. На данном этапе учащимися вёлся сбор информации экологической направленности, её систематизация, анализ. Был проведён опрос-анкетирование среди жителей с. Безводное о проблемах села Безводное.
2. Изучена литература, материалы музеев школы, Воскресной школы, архива г. Кстово.
В итоге была обозначены проблемы и намечена программа деятельности.
2. Практический этап - май 20123- август 2014 год
1. Проведение экскурсий по маршруту этно-экологической тропы.
2. Проведение экспедиций для сбора материала.
3. Работа группы волонтёров совместно с Центром занятости сельской администрации по благоустройству территории.
4. Участие в исследовательских конкурсах.
5. Работа НОУ школы участие в работе районного НОУ.
6. Проведение экологических акций.
3. Аналитический этап - сентябрь 2014 - ноябрь 2015 года.
1. Создание блока НОУ на сайте школы.
2. Выпуск стенгазеты НОУ "КРОТ" (Край Родной Открывает Тайны).
3. Выпуск сборника с публикациям работ уч-ся школы и руководителей уч-ся, посвящённый 150-летию народного образования с. Безводное.
Основные методы исследования.
1. Опрос жителей.
2. Анализ статистических данных.
3. Работа с разнообразными источниками информации (архивный документы, литература, интернет-ресурсы, публицистика).
4. Ожидаемые результаты.
В результате осуществления Проекта ожидается :
• Повышение уровень знаний учащихся о родном крае, экологической воспитанности обучающихся.
• Сформировано гражданско – патриотическое сознание, развито чувство гордости за своё село.
• Сформирована личная ответственность за состояние окружающей среды.
• Проведена работа по экологическому просвещению населения.
• Привлечено внимание СМИ, администрации села и района на экологические, социальные проблемах села Безводное.
Проект "Этноэкологическая тропа "Тайны села Безводное"
Литература.
1. Захарова О. А., Доронин Д. Ю. Этноэкология. Методическое пособие по проведению этноэкологических исследований – М. : Лесная страна, 2008. – 184 с. 2. Земля кстовская: историко-краеведческий и литературно- художественный альманах. – Н. Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1995. – 270 с., ил.
2. Гнедовский М. Б. Музей в системе непрерывного образования. Серия «Музейное дело и охрана памятников». Выпуск 3., М., 1990.
3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения., М., 1996.
4. Игнатьева, Г. А. Дидактика развивающего обучения: практико-ориентированная монография / Г. А. Игнатьева, В. О. Волкова, О. П. Шишкина. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1998. – 136 с.
5. Кузьмина Е. Е. Работа зарубежных музеев с подрастающим поколением. На материалах музеев Англии. Серия «Музейное дело и охрана памятников». Выпуск 2., М., 1990.
6. Музееведение. Ребенок в музее (социологические и психологические аспекты)., М., 1993.
7. Музей и школа: пособие для учителя. Сост. Павлюченко Э. А., М., 1985.
8. Панкратова Т. Н. Чумалова Т. В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. Первые шаги в мире культуры., М., 2000.
9. Решетников Н. И. Музейная педагогика как теоретическая проблема., М., 1991.