Ирина Хайрулина
Проект сюжетно-ролевой игры «Техническое обслуживание машин»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект сюжетно-ролевой игры
«Техническое обслуживание машин»
Цель: формирование коммуникативной компетентности.
Задачи
1. Развивать умение получать необходимую информацию в общении, выслушать другого человека, умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т. д., умение принимать и оказывать помощь.
2. Развивать конструктивные умения, умение проявлять творчество, обогащать предметно-игровую среду группового помещения, игровой опыт дошкольников.
Публикация «Проект сюжетно-ролевой игры „Техническое обслуживание машин“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Проекты
- Темочки
3. Активировать словарь: «слесарь», «автомойщик», «эвакуатор».
Предварительная работа:
- чтение «Про машину» В. Берестов. (Приложение 1);
- чтение художественной литературы- Н. Носов «Автомобиль» (Приложение 2);
- дидактическая игра «Автосервис» (Приложение 3,«Кто на чем ездит?» (Приложение 4, «Шиномантаж» (Приложение 5, «Автомеханик» на липучках (Приложение 6);
- беседа: «Профессия автомеханик» (Приложение7, «Профессия водитель и автомойщик с элементами СРИ» (Приложение 8);
- наблюдение за транспортом на прогулке;
- игры-имитации «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» (на тему автомастерской).(Приложение 9);
- изготовление и оформление рекламного буклета автосервиса (Приложение 10);
- рассматривание мини-лэпбук «Управление транспортным. (водитель)» (Приложение 11);
- рассматривание Мини-лэпбук «Работники СТО» (Приложение 12);
- изготовление атрибутов (чеки, деньги, спецодежда);
- рассматривание сюжетных картин и иллюстраций по темам «Шофёры», «Автомастерская», «Автомойки», «Ремонт автомобилей», «Какие разные машины» (Приложение 13);
- продуктивная деятельность: конструирование и обыгрывание постройки «Автосервис»; конструирование их бумаги «Автомобилей» (Приложение 14);
- раскрашивание на тему «Техническое обслуживание машин» и рисование машин по схемам (Приложение 15).
Взаимодействие с семьями воспитанников:
- оказание помощи в сборе наглядного материала по теме и изготовление атрибутов для игры.
- составление коллажа «Спешат машины». Оказание помощи в оформлении вывески автосервиса.
- экскурсия с детьми в автомастерскую наблюдения: за работой мастера; за ремонтом машины).
Оборудование:
- строительный материал для постройки гаража;
- слесарные инструменты для ремонта машин;
- оборудование для мойки и покраски автомобилей: краскопульт для покраски машин (пластиковая бутылочка со шлангом, флаконы из-под лака для волос, дезодорантов, душевой шланг);
- схемы к играм Автомастерская (Приложение 16);
- макеты «Автомойки», «Автосервиса» изготовленные из картонных коробок (Приложение 14);
- вывеска автосервиса, шиномантажки, автомойки (Приложение 10);
- мини-лэпбук «Управление транспортным. (водитель)» (Приложение 11);
- мини-лэпбук «Работники СТО» (Приложение 12);
- бейджики;
- автозапчасти для ремонта (мелкий бросовый материал).
Предполагаемые игровые роли и игровые действия,
развивающая предметно-игровая среда
Роль Ролевые действия Атрибуты, игровая среда
основные Начальник станции технического обслуживания автомобилей
Набирает штат сотрудников, закупает необходимые комплектующие материалы, контролирует работу сотрудников, при необходимости улаживает конфликтные ситуации между сотрудниками и посетителями. Рубашк,
Брюки,
Галстук,
Компьютер,
Телефон,
Записная книжка
Диспетчер
Принимает заявки на ремонт автомобилей от клиентов, передаёт заявку мастеру, доводит до сведения клиентов время и сроки выполнения работ. Компьютер,
Телефон,
Записная книжка
Мастер
Принимает заявки от диспетчера, даёт распоряжения слесарям по ремонту машин, отвечает за наличие деталей и материалов для обслуживания автомобилей. Контролирует качество выполненной работы.
Компьютер,
Телефон,
Записная книжка
Автослесарь (автомеханик)
Принимают заявки от мастера, получают от него необходимые комплектующие материалы для работы, производят ремонт автомобилей.
Диагностика автомобиля
Ремонт мотора, рулевого управления, тормоза, двигателя
Диагностическое оборудование
(компьютер, сканер)
Набор инструментов
Карточки-схемы «Неисправности автомобиля»
Коробка
Автомойщик Моет автомобили
Протирает стёкла
Пылесосит
Чистит колёса
Фартуки и нарукавники для труда
Губки
Распылители
Флаконы с моющими средствами
Ведра
Тряпки
Пылесос
Кассир
Принимает платежи от клиентов, выдаёт зарплату сотрудникам станции технического обслуживания автомобилей. Столик
Кассовый аппарат
деньги
Рекламные буклеты автомобилей
Выставка автомобилей (автосалон)
Клиенты (водители) Знакомятся с перечнем услуг, оказываемых станцией технического обслуживания автомобилей, пригоняют машины на ремонт, обговаривает с мастером объём необходимых работ и сроки их выполнения. Производит оплату за оказанные услуги. Права
Автомобили
Накидки-автомобили
Стульчики
Деньги
Банковские карты
Автозаправшик Заправляет топливом автомобили Бейсболки
Бензоколонка
Ширма
Шиномонтажник
Накачивает шины
Ремонтирует шины
Меняет колеса
Проверяет давление воздуха в шинах
Набор инструментов
Насос
Прибор для измерения давления в шинах (компрессор)
дополнительные Охранник
Ведёт наблюдение за посетителями, разрешает конфликтные ситуации, по необходимости вызывает службы реагирования.
Форма
Рация
Уборщица
Наводит порядок в здание технического обслуживание машин Халат
Ведро
Тряпка
Метелка
Водитель эвакуатора Привозит сломанные машины на ремонт в автосервис. Права
Автомобиль -эвакуатор
Официант Фартук
Столики
Скатерти
Продукты
Меню
Готовит столики
Предлагает меню
Готовит продукты
Берет и приносит заказы
Рассчитывает клиентов Фартук
Столики
Скатерти
Продукты
Меню
Повар Готовит для клиентов и сотрудников Фартук
Колпак
Кастрюли
Поварешки
Продукты
Варианты начала игры.
1-й вариант. Сообщить детям о том, что на дорогах очень много автомобилей. Они часто ломаются по разным причинам. Чтобы машину отремонтировать быстро и качественно, водители обращаются на «Станцию технического обслуживания автомобилей». Для ремонта машин в мастерской имеются слесарные инструменты. А ремонтом занимается автослесарь.
2-й вариант. Воспитатель – директор автосервиса объявляет: «Внимание! Уважаемые жители игрового города, автосервис проводит «День открытых дверей». Для клиентов выставлена реклама об оказании услуг (ремонт машин, мойка, покраска). Директор автосервиса представляет услуги. Проводит инструктаж по технике безопасности «О правилах безопасного поведения обслуживающего персонала во время работы». Менеджер закупает автозапчасти, привозит их в автосалон, назначает работу. Директор следит за сроком исполнения работы, за качеством выполнения. В мастерскую обращаются водители (ремонт машин, мойка, покраска). Менеджер принимает заказы, распределяет работу. Кассир выдает чеки и берет деньги с клиентов за выполненный ремонт.
Руководство игрой
1. Обогащение содержания игры – принять на себя роль директора станции техобслуживания и пригласить на работу менеджера, кассира, слесаря, автомойщика.
2. Создание проблемных ситуаций:
• срываются сроки выполнения работ (Обратиться за помощью к директору);
• потерялись инструменты. Что делать? (Заказать новые инструменты в магазине. Обратиться в детективное агентство);
• Что делать, если во время выполнения работ загорелся гараж?
1. Возможные варианты обогащения содержания игры
В процессе развертывания игры воспитатель, при необходимости, опосредованно побуждает детей к расширению сюжета :
- открывается кафе на территории «Станцию технического обслуживания автомобилей»;
- открывается шиномантажка на территории «Станцию технического обслуживания автомобилей»
- Вводится роль шиномантажник, повар, официант);
В процессе развертывания игры, обращать внимание детей, на необходимость смены ролей и согласовании игровых действий в соответствии с сюжетом.
2. Создание проблемных ситуаций
Окончание игры
1-й вариант. Ваши заказы выполнены, благодарим Вас, что вы воспользовались услугами нашей станции. Водители довольны работой сотрудников «Станции технического обслуживания автомобилей».
2-й вариант. В случае пожара проводится эвакуация сотрудников и клиентов станции.
Анализ игры :
интервьюирование клиентов: чем довольны, а чем нет?
интервьюирование сотрудников: довольны ли вы своей работой?
обсудить с детьми, как каждый выполнял свою роль;
кем бы вы хотели быть из работников салона в следующей игре?
Игры-спутники :
В основе сюжетосложения лежит :
– обращение клиентов по поломке автомобиля («Моя семья», «ГИБДД», «Служба спасения»);
– оказание помощи или услуг сотрудникам организации («Медицинский центр», «Пиццерия», «Швейное ателье», «Салон связи», «ГИБДД», «Детективное агентство», «Служба спасения»);
– реклама организации («Телевидение»).
Приложение 6
Дидактическая игра "Кто на чем ездит?"
Цель:Учить детей группировать транспорт; соотносить транспорт в соответствии с профессией. Закреплять знания детей о назначении транспорта и значимости в жизни человека.
Материал:Наборы картинок с видами транспорта (такси, скорая помощь, аварийная служба, машина «Хлеб») и с изображением людей в одежде, соответствующей их профессии (доктор, таксист, специалист аварийной службы, водитель).
Ход игры
Воспитатель показывает картинки с изображением людей разных профессий (доктор, таксист, специалист аварийной службы, водитель). Сообщает детям, что каждый герой ждет свою машину, которая задерживается в гараже. На доске выкладываются все карточки с изображением транспорта (такси, скорая помощь, аварийная служба, машина «Хлеб»). Воспитатель показывает одного героя и предлагает детям определить, на чем поедет этот герой. Дети высказывают предположения. Кто первый из детей отгадает, тот «сажает» (накладывает карточку) героя в тот вид транспорта, который соответствует его профессии.
Приложение 7
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Профессия автомеханик»
Автомеханик - это рабочий широкого профиля, который выполняет операции по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, контролирует техническое состояние автомобилей с помощью диагностического оборудования и приборов, управляет автотранспортными средствами.
История профессии: Первые автомеханики появились ещё в середине 18 века в странах, где ранее всего появился транспорт, способный передвигаться самостоятельно. С тех пор самодвижущиеся механизмы постоянно изменялись и совершенствовались. Но любому механизму нужен своевременный уход и ремонт, поэтому требовались специально обученные и хорошо разбирающиеся в конструкции автомобиля люди. Так и возникла профессия автомеханика. …
Что надо знать и уметь: Автомеханик — специалист по ремонту автомобиля, занимающийся техническим обслуживанием различных машин, детально разбирающийся в их устройстве. Он должен знать устройства двигателя внутреннего сгорания, устройства электрооборудования автомобиля, должен уметь разбирать и собирать узлы и агрегаты автомобиля; диагностировать автомобиль и его узлы при помощи диагностического оборудования; регулировать механизмы, детали и т. д.
Как вы думаете работа автомеханика тяжелая?
Работа автомеханика связана с большими физическими нагрузками, ведь детали автомобиля бывают очень тяжелыми.
Что будет если не будет автомехаников?
Благодаря работе автомеханика срок службы автомобиля значительно увеличивается, что, в свою очередь, снижает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий и обеспечивает безопасность водителя на дороге.
Что помогает в моей работе, вы узнаете отгадав загадки об авто инструментах.
Поднимать машины рад
Механический (домкрат)
Круглая но не таблетка
Все измеряет (рулетка)
Знает даже не знаток
Гвоздь вбивает (молоток)
Как де ловко, как же вертко
Крутит винтики (отвертка)
Накачает шины
У любой машины (насос)
Что может починить автомеханик?
Первый мой вопрос простой:
Что пробьет туман густой?
Чьи волшебные лучи
Освещают всё в ночи?
На машине их две пары
Догадались? Это…
(фары)
Едем-едем мы и вот
Надо сделать поворот
Путь вперед сейчас закрыт
И патруль на нас глядит
Чтоб не задержал патруль,
Поворачиваем…
(руль)
Ну ответьте-ка теперь:
Кто рычит как дикий зверь?
Что в машине всех главней?
Не поедете на ней,
Коль в машине до сих пор
Не поставили…
(мотор)
Человеку, чтобы жить,
Надо есть и надо пить.
Пища есть и для машин
Называется…
(бензин)
Это пища не пустяк –
Ей заполнят…
(бензобак)
Чтобы каждый топать мог,
Есть у вас по паре ног.
Чтобы ехать нам вперед –
Ноги делает завод.
Проще нет для вас вопроса:
Что здесь крутится?. (колеса)
Профессия автомеханика очень востребована так как количество автомобилей неуклонно растет и нужны люди которые их будут обслуживать.
Приложение 8
Конспект занятия в старшей группе «Профессия водитель и автомойщик с элементами СРИ»
Цель: Закрепление знаний у детей правил дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях.
Задачи:
1. Продолжать формировать знания детей о труде водителя; познакомить с сопутствующей профессией (автомойщик, с назначением автомойки и предметами, необходимыми для мытья автомобилей)
2. Закрепить сигналы автомобильного светофора. Продолжать знакомить с информационно - указательными знаками.
3. Закреплять представления детей о городском транспорте: грузовом, легковом, специальном;
4. Развивать любознательность, познавательную активность, логическое мышление, память, речь, внимание, воображение, ориентировку в пространстве.
5. Воспитывать грамотного участника дорожного движения и уважение к людям данных профессий.
Активизация словаря: спецтранспорт, автомойка, автомойщик, проезжая часть, автомобили, шофер, водители.
Атрибуты: Костюмы водителя, автомойщика, Светофора; дорожный знак «Мойка автомобилей», машина «грязная», ведра, тазики, тряпочки, голубая ткань для воды в емкости, щетки, кёрхер игрушечный, светильники, полка, Авто шампуни, губки, фартуки, перчатки резиновые, нарукавники, кепки, очки ; 3 ткани разные по цвету: зеленая, голубая, красная, игрушечные машины : грузовые, легковые и специальные; нагрудные картинки транспорта.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я хочу вам загадать одну загадку:
«Пьет бензин как молоко,
Может ехать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней» Что это?
Дети: Машина!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много машин стоят на одной стоянке-столе. Как называют машины, которые перевозят грузы? Какие грузы перевозят грузовые машины? Назовите части грузового автомобиля. (ответы детей)
Воспитатель: Как называют машины, которые перевозят людей? По размеру они больше или меньше грузовых машин? Обратите внимание и на другие машины, которые называют специальными. Они такие разные и маленькие, и большие, у всех свое название. Назовите их («скорая помощь», «полиция», «пожарная», «почта»). Как называют все эти машины одним словом? Правильно, их называют специальные машины, специальный транспорт.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю все машины - автомобили поставить на отдельные цветные стоянки. Все грузовые автомобили необходимо поставить на зеленую стоянку, легковые на голубую, а спецтранспорт на красную стоянку (под музыку дети расставляют машины)
Мы расставили все машины по назначению, этим они и различаются, а что общего у всех машин? (дети отвечают)
Воспитатель: Как называется человек, управляющий разными видами транспорта? А как вы думаете, что должен уметь водитель? (Водить машину, заправлять ее бензином, ремонтировать, мыть, беречь и т. д.)
Воспитатель: У водителя очень ответственная работа, он должен хорошо знать свой маршрут, разбираться в устройстве машины, устранять поломки в пути, хорошо знать правила дорожного движения.
Вот сейчас я предлагаю поиграть в шоферов. Так еще называют водителей. Всем вам раздам нагрудные картинки транспорта. Представьте, что вы водители городского транспорта.
Подвижная игра «Мы – шоферы»
Едем, едем на машине (Имитируют движение рулем)
Нажимаем на педаль (Ногу сгибают, вытягивают)
Газ включаем, выключаем (Рука к себе, от себя)
Смотрим пристально мы вдаль (Приставляют ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли (Руки сгибают перед собой в локтях).
Вправо, влево. Чистота! (Наклоняют руки вправо, влево)
Волосы взъерошит ветер (Над головой шевелят пальцами)
Мы – шоферы хоть куда! (Поднимают вверх большой палец рук)
- А вы знаете, водители, кто самый главный на проезжей части?
«Он и вежливый и строгий,
Он известен на весь мир.
Он на улице широкой,
Самый главный командир»
Воспитатель: Ребята для чего нужен светофор, почему его называют «Самый главный командир?»(ответы детей)
Всем водителям необходимо слушаться светофор и соблюдать правила дорожного движения!
- А сейчас я хочу всем ребятам - водителям, что- то интересное рассказать. Садитесь на стульчики и слушайте внимательно! Мы с вами познакомимся с тем, что такое Автомойка и зачем она нужна. А поможет нам кот Мурлыка. Вот он. Послушайте и посмотрите, что он вам расскажет (показ на экране телевизора кота Мурлыку, затем идет рассказывание и показывание мойки машины на 2 мин.)
-Теперь вы знаете, что такое автомойка и зачем она нужна, Я хочу вам предложить помыть одну грязную машину. Для этого нам надо выбрать водителя машины, автомойщика и Светофор. Остальные водители – дети, смотрите и запоминайте, как надо мыть машину.
(выбираю детей и одеваю костюмы под музыку)
А теперь каждый пойдет на свое место и мы начинаем!
- Водитель выехал за город
И испачкал всю машину,
Окунул колеса в глину,
Даже номер не видать!
Он взволнован: что же делать?
Где такого вот размера
Ему мойку отыскать? (мальчик-водитель везет грязную машину)
Водитель умный, но пугливый,
И уехал с той дороги,
Думал ехать по шоссе,
Где уж точно сможет встретить
Автомойку по пути!
Там уж точно ее помоют,
И от грязи, и от глины,
Будет снова его машина
Чистотой своей блестеть!
Вот и едет наш водитель.
Смотрит, Светофор стоит! (ребенок Светофор показывает руками цвета светофора по тексту)
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно!
Желтый свет – готовься,
Жди сигнала для движенья.
Свет зеленый говорит:
«Можно ехать, путь открыт!» (ребенок водитель едет с машиной к знаку «Мойка автомобилей»)
-Вот впереди дорожный знак,
Указывает на автомойку.
Налево нужно повернуть
И сразу видно мойку! (далее ребенок- авто мойщик выполняет действия по тексту)
Мытье машины, тяжкий труд,
Водою моют, тряпкой трут.
Но первым делом надо,
Помыть водичкой чистой,
А потом машину надо
Тщательно намылить,
Чтобы вся грязь с машины отошла.
Теперь смываем пену с грязью,
И тряпочкой сушить пора!
Остались грязные колеса,
Так значит, снова за работу!
Поможет щетка без труда,
Почистить все четыре колеса!
Здесь идет работа быстро,
Вжик – и грязи не видать!
Машина вымыта до блеска,
И нам всем было интересно
В такую вот игру играть!
В эту мы игру играли,
А спасибо работнику мойки не сказали,
Ты, водитель, подойди и его благодари!
И теперь твоя машина,
Засияла и запела!
Вот теперь и можно в путь!
До свидания, не забудь! (ребенок-водитель благодарит и прощается с авто мойщиком и уезжает с машиной под музыку)
Воспитатель: Наша игра в водителей подходит к концу. Сегодня мы с вами очень много узнали, вспомнили о том, какой бывает транспорт, познакомились с профессией водителя и мойщиком машин, повторили знаки дорожного движения. Вы были очень внимательные, активные, правильно отвечали на все вопросы и выполняли задания. На этом наша игра заканчивается. Спасибо всем за внимание!
Приложение 9
Игры-имитации «Где мы были не скажет, что делали покажем»
Интеграция образовательных областей: социализация и общение, познание.
Задачи:
1. Образовательная: учить детей называть действие словом
2. Развивающая: развивать творческое воображение, сообразительность
3. Речевая: правильно употреблять глаголы (время, лицо)
4. Воспитательная: воспитывать положительное отношение к другу другу.
Ход игры.
Игровые правила. Все дети правильно изображают действие, так чтобы можно было догадываться, называть его.
Руководство ходом игры.
Воспитатель обращается к детям, говорит: - Сегодня мы поиграем так: тот, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим: «Где мы были не скажем, что делали, покажем».
Выбирают водящего, он выходит.
Воспитатель изображает, что будто он моет машину. - Что я делаю? – спрашивает он у детей.
- моете машину
-Давайте все будем мыть машину
Приглашают водящего.
- Где вы были? Что вы делали? – спрашивает он.
Дети хором: -Где мы были не скажем, что делали, покажем.
Воспитатель и дети изображают мытье машины, водящий отгадывает:
- Вы моете машину
Для продолжения игры выбирают другого водящего.
Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать.
Приложение 14
Автосервис для машин из картонной коробки своими руками.
1. КОРОБКА.
Для коробки берем картон толщиной 2 мм. Вырезаем из него пол и стены. При этом длина боковых стенок соответствует полу, а длина задней стенки на 4 мм меньше длины пола - так мы учитываем ширину картона. Передняя стенка - ворота - будет откидная, ее длина соответствует длине пола. Намазав торцы стенок клеем, приклеиваем их к полу (кроме передней). Стыки проклеиваем бумажными лентами.
2. ОБКЛЕИВАЕМ.
Обклеиваем внешнюю сторону коробки красной бумагой. Бумаги отрезаем столько, чтобы ее можно было завернуть на внутреннюю часть стенок и приклеить. “Хвостики” в уголках тоже подклеиваем. Так уголки получаются аккуратными.
3. ВОРОТА.
“Ворота” крепятся к полу с помощью лент из ткани. Сначала приклеиваем ленты к низу ворот с обеих сторон, потом обклеиваем ворота бумагой, делаем двери. Готовые ворота с помощью свободных продольных концов лент приклеиваем к полу. Обклеиваем внутри стены и пол и наносим разметку на полу.
4. ДЕКОРИРУЕМ КОРОБКУ.
Аналогичным способом делаем “крышу” для автосервиса, она должна быть чуть больше коробки. Крыша фиксирует двери в закрытом состоянии. На стены и крышу автосервиса наклеиваем аппликации из веселых машинок. Автосервис готов, теперь будем его заселять
5. ЭСТАКАДА.
Для эстакады вырезаем из толстого картона две полоски шириной 3,5 см, намечаем места сгибов неглубокими надрезами. Полоски сгибаем по разрезам, придавая нужную форму и обклеиваем цветной бумагой. С внутренней стороны полоски бумаги оставляем с запасом, потом с помощью них мы приклеим эстакаду к полу.
6. СТЕНД ДИАГНОСТИКИ.
Вырезаем основу из картона как на фото. Делаем сгибы с надрезами, боковые и заднюю стенки приклеиваем отдельно. Из проволочки скручиваем пружинку, вставляем конец пружинки внутрь стенда через дырочку, внутри закрепляем с помощью бусинки. Стенд обклеиваем. На задней стенке стенда приклеить кусочек липучки - с помощью нее стенд будет крепиться внутри коробки.