Галина Марушкина
Проект «Влияние сюжетно-ролевой игры на коммуникативные навыки дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ №5
Проект
Тема:
«Влияние сюжетно – ролевой игры на коммуникативные навыки дошкольника»
Разработали воспитатели: Марушкина Г. М.
Шестакова Н. В.
2017 год
Содержание:
1. Введение…3
1.1. Участники проекта. …. 5
1.2. Тип проекта. ….5
2. Актуальность. …5
2.1. Новизна. ….6
2.2. Проблема…7
2.3. Цель и задачи….7
2.4. Принципы. ….8
3. Ожидаемые результаты…8
Публикация «Проект „Влияние сюжетно-ролевой игры на коммуникативные навыки дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
4. Этапы реализации проекта…. 9
5. Методические рекомендации…. 13
6. Информационные ресурсы…. 14
1. Введение
«Уметь говорить – искусство,
Уметь слушать – культура»
Д. Лихачев.
«Речь – удивительное средство,
но нужно много ума,
чтобы пользоваться им»
Г. Гегель.
Культура речи, как наука о языке, может и должна:
- помочь детям овладеть нормами литературного языка,
- привить любовь к родному языку,
- научить отличать литературную речь от примитивной разговорной,
- помочь освободиться от «сорных» слов.
Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия собеседников.
Речь - это форма существования языка, его воплощение, реализация.
Общение - взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, один из важнейших фактором психического и социального развития ребенка.
В успешной организации педагогического процесса многое зависит от культуры общения воспитателя. Культура – это духовный запасник общества. Внешняя культура представляет собой совокупность положительно оцениваемых целей и норм. Культура речи - это навыки и знания человека, обеспечивающие целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения, владение нормами устного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
Коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами, умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом.
Средствами коммуникации являются различные знаковые системы, прежде всего, речь (вербальные коммуникации) и другие системы знаков, составляющие (невербальные коммуникации). К ним относятся (жесты, мимика, тональность, организация пространства и времени коммуникативного процесса.
Учитывая возрастные особенности дошкольника можно сказать, что наилучшим способом формирования социально-коммуникативных способностей является сюжетно-ролевая игра, как наиболее точная и доступная модель общения дошкольника. В сюжетно – ролевой игре ребенок испытывает ощущение свободы. Это состояние связано со спецификой сюжетно – ролевой игры – действием в воображаемой, условной ситуации.
В дошкольном возрасте явная дифференциация происходит по положению в группе: одни дети уже в 4-5 лет становятся более предпочтительными для большинства сверстников, другие - не пользуются большой популярностью – либо отвергаются, или же остаются незамеченными.
Первые контакты со сверстниками, в процессе игры, становятся тем фундаментом, на котором строится дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение. Недостаточно сформированная потребность в общении препятствует пониманию мотивов поведения партнера, а так же установлению и поддержанию межличностных взаимодействий. Коммуникативные навыки ребенка формируются в процессе постоянного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, которые чаще всего происходят во время сюжетно – ролевой игры. С первых дней жизни приспособление ребенка к среде достигается социальными средствами на основе общения, которое выполняет функции развития, воспитания, обучения.
Сюжетно - ролевая игра многофункциональна, она реализует разные цели:
- развитие умения сотрудничать;
- развитие умения активно слушать;
- развитие умения перерабатывать информацию;
- развитие умения конструировать «текст для другого» (умение говорить самому).
Но есть общая цель – развитие коммуникативных навыков у дошкольников.
Специально организованные сюжетно-ролевые игры у детей дошкольного возраста повысят их коммуникативную компетентность, сделают процесс общения со сверстниками и взрослыми более качественным и привлекательным. Развитие коммуникативных навыков может привести к развитию таких качеств как эмпатия, толерантность, бесконфликтность, заинтересованность в контактах со сверстниками и взрослыми. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребенка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Именно в игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. Сюжетно-ролевая игра невозможна без общения; она делает его приятным, желанным, интересным, творческим; принимая на себя различные роли, ребенок использует речь так, как использовал бы речь его герой, применяя различные средства общения.
Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого и сверстника, но и самого себя (Л. С. Выготский, М. И. Лисинаи др.).
Именно общение ученые (С. В. Корницкая, М. И. Лисина, Ю. Б. Некрасова и др.) рассматривают как основное условие развитие ребенка, важнейший фактор формирования личности. Только через общение дитя входит в мир окружающих его людей. Хорошее знание языка ребенку необходимо для общения и взаимодействия с окружающими, изучение других предметов, овладение программой дошкольного образовательного учреждения, а в последующем – школы.
Чтобы раскрепостить ребенка, создать ему благоприятную обстановку, вызвать положительно-эмоциональный настрой, необходимо развить его коммуникативные способности.
Педагогическую ценность сюжетно – ролевой игры как средства коммуникативного развития детей подчеркивает Д. Б. Эльконин: «игра должна способствовать нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, формированию личности ребенка особое внимание в игре должно быть обращено на человека, его деятельность и его отношения с другими людьми».
1.1. Участники проекта
Участники проекта : воспитатели, дети второй младшей и средней группы.
1.2. Тип проекта
По доминирующей деятельности: познавательно-игровой - речевой
По времени проведения: долгосрочный
По характеру контактов: взаимопосещения возрастных игр
2. Актуальность
Современное общество предъявляет все более высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Несмотря на то, что на смену классическому жанру общения приходит современное общение, с применением ИКТ, общение как главный способ взаимодействия остается востребованным на протяжении всей жизни человека.
Умение общаться – большое искусство и жизненно важная необходимость для всех людей, в том числе и для детей. Общение дает знания, радость от контактов. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Люди – самое интересное и прекрасное, что есть в жизни. Чтобы общаться с ними, надо научиться делать шаг им навстречу, придавая контакту все новые формы и оттенки. Дети нередко чувствуют себя непонятыми, заброшенными и несчастными. Но если они овладевают навыками «красивого» общения, то они не останутся вне контактов с людьми, увидев, что они думают о них, что и на их долю может выпасть немало внимания, нежности и тепла».
В своей работе, мы столкнулись с тем, что ребенок, приходя в детский сад, не умеет общаться, свободно выражать свои мысли, воспитанник замкнут и зажат, с трудом сходится с детьми, плачет. И если этот недостаток в развитии ребенка не устранить, он так и останется скованным. Ребенок находится в плену социальных коммуникаций. Просмотр мультфильмов и легко доступный домашний интернет позволяет ребенку выбрать то, что ему хочется (игра, либо интересный мультфильм).
Такой ребенок замкнут, живет в собственном мире.
В общении с ребенком, на воспитателя ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает его образцы, которые усваиваются во время сюжетно – ролевой игры.
Вывод:
Развитию коммуникативных навыков способствуют сюжетно – ролевые игры, что актуально для современного ребенка.
Выпускаясь, из детского сада, у ребенка должны сформироваться определенные коммуникативные навыки.
Взрослый социальный мир требует от него самостоятельности, целеустремленности и уверенности в себе, общительности.
Предъявляемые сегодня требования к качеству образования нацеливают педагогический коллектив на постоянное слежение за качеством условий процесса и результатов деятельности дошкольной организации. Изучив методическую литературу и опыт работы других педагогов, позволил нам, систематизировать работу по формированию коммуникационных навыков через сюжетно – ролевую игру.
2.1. Новизна
Чтобы раскрепостить ребенка, создать ему благоприятную обстановку, вызвать положительно-эмоциональный настрой, необходимо развить его коммуникативные способности через сюжетно – ролевые игры. Педагогическую ценность сюжетно – ролевой игры как средства коммуникативного развития детей подчеркивает Д. Б. Эльконин: «игра должна способствовать нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, формированию личности ребенка особое внимание в игре должно быть обращено на человека, его деятельность и его отношения с другими людьми».
2.2. Проблема
Именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания. Важным фактором развития коммуникативных умений ребенка-дошкольника является совместная партнерская деятельность во время сюжетно – ролевых игр.
2.3. Цель и задачи проекта
Цель: формирование коммуникативных навыков у дошкольников в ходе сюжетно-ролевых игр.
Задачи:
Обучающие:
• Знакомить с различными профессиями людей, расширяя знания об орудиях труда.
• Формировать готовность выручить сверстника, умение считаться с его мнением и интересами в игре.
Развивающие:
• Способствовать развитию коммуникативных качеств личности : эмпатийность, доброжелательность, искренность, открытость в общении, инициативность;
• Развивать навыки вступать в коммуникативный контакт, ориентироваться в ситуации общения, употребляя средства вербального и невербального общения;
• Развивать способность слушать партнера, договариваться с партнером, умение вступать в диалог, поддерживать его и завершать.
• Обогащать активный словарь детей.
Воспитывающие:
• Воспитывать гуманное отношение к сверстникам;
• Воспитывать желание играть со сверстниками.
2.4. Принципы
В основу педагогической работы были положены принципы:
• Принцип свободы выбора.
В совместной со сверстниками деятельности необходимо предоставлять ребенку право выбора, в принятии им решений должна присутствовать достаточная степень свободы.
• Принцип ведущей деятельности.
Освоение детьми коммуникативных навыков должно осуществляться в интересной игровой форме, в частности в сюжетно-ролевых играх.
• Принцип личностной ориентации.
Каждый ребенок должен чувствовать эмоциональный комфорт.
• Принцип гендерности.
Ориентирует мальчиков и девочек на выбор ролей в соответствии со своим полом, акцентирует внимание на поведении ребенка в соответствии с выбранной ролью.
• Принцип доступности и безопасности.
Предполагает свободный и безопасный доступ детей к играм, игрушкам и атрибутам, обеспечивающим все основные виды детской активности во время сюжетных игр.
• Принцип стабильности – динамичности с учетом настроения и возможности детей.
Принцип стабильности - динамичности ориентирован в первую очередь на внесение элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей.
• Принцип активного совместного участия взрослого и детей.
Составляет система отношений ребенка и взрослого, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности.
• Принцип интеграции образовательных областей.
Интеграция всех образовательных областей, в процессе планомерной, целенаправленной и последовательной игровой деятельности детей и воспитателя предполагает постоянное и непрерывное познавательное развитие дошкольников.
Сроки реализации проекта : 1 год.
3. Ожидаемые результаты:
• Создание предметно-развивающей среды
• Обогащение и расширение словарного запаса.
• Умение пользоваться диалогической речью;
• Умение, контактировать в игровом сообществе, разрешать возникающие трудности, умение договариваться;
• Проявление доброжелательности, тактичности, вежливости, дружеских взаимоотношений;
• Усвоение детьми знаний о трудовых действиях людей разных профессий.
• Проявление интереса к сюжетно-ролевым играм;
• Проявление творчества в игровой деятельности;
• Сформированность взаимоотношений в сотрудничестве и взаимопомощи;
• Умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры;
• Умение согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников.
4. Этапы реализации и содержание проекта
Подготовительный этап.
Задачи:
1. Создание предметно-развивающей среды для реализации проекта
2. Создание положительного эмоционального настроя, подготовка детей для участия в сюжетно-ролевых играх
Содержание работы
• Информирование родителей о сущности проекта. Формирование мотивации на сотрудничество.
• Создание предметно-развивающей среды для реализации проекта : оснащение игрового пространства и пополнение сюжетно – ролевых игр атрибутами.
• Подбор произведений устного народного творчества, художественной литературы, иллюстраций по данному направлению.
• Подбор методической литературы по организации сюжетно - ролевых игр с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
• Создание презентаций из отрывков мультфильмов и детских художественных фильмов.
• Создание положительного эмоционального настроя, подготовка детей для участия в проектной деятельности с помощью игр:
- «Хорошее настроение»;
- «Зеркало»;
- «Доверие в общении»;
Основной этап
Задачи:
1. Формировать культуру речевого общения со сверстниками и взрослыми во время сюжетных игр.
2. Учить умению детей задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме.
3. Развивать коммуникативные навыки и способности контролировать себя и друг друга во время общения в игре.
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение пользоваться вежливыми словами в ходе сюжетно-ролевых игр.
5. Воспитывать уважительное отношение к профессиям.
Для детей 3-4 лет:
а) Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
- вводятся понятия: «продавец», «покупатель», «касса», «очередь»;
- умение пользоваться в общении со сверстниками вежливыми выражениями: «спасибо», «пожалуйста», «проходите», «будьте добры»; сообщать о своем желании; обращаться с просьбой;
б) Сюжетно - ролевая игра «Я - шофер»
- вводятся понятия: «пассажир», «дорожное движение», «пешеходный переход», «легковой», «грузовой»;
- учить использовать в речи яркие признаки отдельных транспортных средств, их назначение (колеса нужны, чтобы машина ехала; окно нужно, чтобы шофер видел дорогу, передавая простые причинно – следственные связи;
- проявление желания охотно включаться в игровое общение; понимание обращенной к себе речи;
в) Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
- вводятся понятия: «прическа», «стрижка», «фен»;
- способность использовать в речи глаголы: подстричь, завить, посушить.
- умение проявлять инициативу в общении со сверстниками: задавать вопросы, отвечать на них;
г) Сюжетно-ролевая игра «Больница»
- вводятся понятия: «халат», «шприц», «лекарства», «бинт», «аптека», «врач»;
- использование в речи словосочетаний: «встать в очередь», «выписать лекарства», «сделать укол», «забинтовать рану»;
- умение сообщать о своем состоянии, о своем желании, об эмоционально значимом для него событии;
д) Сюжетно – ролевая игра «День рождения»
- вводятся понятия: «столовая и чайная посуда», «половник», «подносы», «салфетка», «прихватка»;
- использовать в речи качество продукта и действия, совершаемые с ним: разрезать, посолить, намазать, перемешать;
- учить высказываться, используя сложноподчиненные предложения: «Это чайник, потому что у него есть носик»;
- умение выражать положительное отношение к сверстникам, распознавая эмоции: «Саша веселая. Коля заботливый», использовать в речи вежливые формы приветствия и прощания: «Здравствуйте!», «До свидания», «Добрый день»;
е) Сюжетно – ролевая игра «Строим дом»
- вводятся понятия: «молоток», «клещи», «каска», «строительный материал»;
- умение узнавать и правильно называть детали строительного материала, сочетая существительное с несколькими прилагательными: «большой красный кубик», «деревянный зеленый кирпичик», «маленькая желтая арка»;
- использование в речи общепринятых простых форм этикета: вежливо выражать просьбу, пользуясь словом «пожалуйста»; благодарить за оказанную помощь;
ж) Сюжетно – ролевая игра «Уложим куклу спать» :
- обогащение и активизация словаря в народном стиле с использованием обрядовых кукол (Пеленашки и Бессонницы);
- проявление интереса к общению со сверстниками: привлечение к совместной игре, самостоятельное включение в игровое общение.
- называть предметы одежды и их наиболее яркие признаки;
- использовать слова, обозначающие действия с предметами одежды (глаголы) : застегнуть, расстегнуть, одеть, раздеть;
Для детей 4-5 лет:
а) Сюжетно – ролевая игра «Супермаркет» - добавляются:
- понятия: «отдел», «кассир», «цена»; включаются перечисления предметов и причастные обороты;
- без напоминания взрослого говорить «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры»;
б) в сюжетно – ролевой игре «Автосервис» добавляется:
- понятие «специальный транспорт» (пожарная машина, скорая помощь, фургон, военная техника); «дорожное движение» (светофор, пешеходный переход, шоссе);
- стараться избегать конфликтных ситуаций;
-уметь доброжелательно возражать сверстнику,убеждая его.
в) Сюжетно – ролевая игра «Семья» :
- владение речевыми формами (описанием, повествованием, рассуждением); умение пользоваться предметами – заместителями;
- умение решать бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками;
г) Сюжетно – ролевая игра «Медицинский центр» :
- добавляются понятия: «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар»;
- умение самостоятельно выражать просьбу, высказывать желания;
д) Сюжетно – ролевая игра «Детский сад» :
- вводятся временные понятия: «утро», «вечер», «обед», «прогулка»;
- умение проявлять инициативу в разговоре, отвечать на вопросы сверстников и задавать встречные;
е) Сюжетно – ролевая игра «Стройфирма» :
- вводятся понятия: «чертеж», «каска», «бригада»;
- проявление интереса и самостоятельности в использовании простых форм объяснительной речи при общении со сверстниками;
- умение контролировать себя во время общения со сверстниками.
ж) Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты» :
- вводится понятие «инструменты парикмахера» : расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен.
- умение проявлять желание делиться своими впечатлениями со сверстниками, используя общепринятые простые формы этикета: здороваться, прощаться, благодарить за выполнение просьбы.
Заключительный этап.
1. Открытый показ сюжетно-ролевой игры «Магазин» (вторая младшая группа, сюжетно – ролевая игра «Супермаркет» (средняя группа).
2. Анализ проведенной работы при реализации проекта.
На заключительном этапе готовится открытый показ сюжетно - ролевых игр «Магазин» и «Супермаркет», приглашаются воспитатели, которые становятся участниками игры. Для анализа проведенной работы потребуется повторно провести мониторинг коммуникативных навыков у детей.
5. Методические рекомендации.
• Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности.
• Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легкодоступном для детей месте.
• Эффективным приемом руководства играми детей дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре.
• В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, так как только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует коммуникативному развитию ребенка.
• Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за общением во время самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей.
• Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.
6. Информационные ресурсы.
1. Бойченко Н. А., Григоренко П. И., Коваленко Е. И., Щербакова Е. И. «Сюжетно-ролевые игры дошкольников» - Киев: Рад. Школа, 1982.
2. Выготский Л. С. «Вопросы детской психологии.» - СПб: Союз, 2004.
3. Зеньковский В. В. «Психология детства.» - Екатеринбург, Деловая книга, 1995
4. Эльконин Д. Б. «Психология игры.» - М: Владос, 1999.
5. Котова Е. В. «Социально-личностное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС» – Самсон, С. 46-56
6. Кощиенко И. В. «Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема» - «Знание. Понимание. Умение» - Выпуск № 1, 2011 г. С. 209-212
7. Краснощекова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста». - Ростов на Дону: Феникс, 2008.
8. Миронова Р. М. «Игра в развитии активности детей». - Минск: Народная асвета, 1989.
9. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 г. № 30384) - Российская газета, № 265, 2013 г.
10. Чернецкая Л. В. «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников» : практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений – Ростов на Дону: Феникс, 2005 г.