Мария Максимовна Оконешникова
Сюжетно-ролевая игра «Путешественники-исследователи» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Сюжетно-ролевая игра «Путешественники-исследователи».
Актуальность проекта:
В настоящее время, когда ширится круг инновационных педагогических концепций развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении, амплификация (усложнение, углубление, обогащение) всех видов детской деятельности занимает одно из значительных мест в педагогическом процессе детского сада.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра „Путешественники-исследователи“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Амплификация игровой, театрализованной, изобразительной деятельности, деятельности по восприятию и переживанию сказки дошкольников должна опираться на принцип единства всех сфер духовной жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, коммуникативной, познавательной [1].
Проблема проекта: Все еще существует проблема развития сюжетно-ролевой игры. В детских садах в основном организуются сюжетно-ролевые игры традиционной тематики. Сюжетно-ролевых игр с использованием научных данных, инновационных технологий очень мало.
Нацеливалась на решение таких задач, как:
· пробуждение интереса детей к окружающему миру, воспитание бережного отношения к природе и животным;
· создание условия для развития познавательной активности, расширение сферы представлений ребенка за счет включения явлений, недоступных его непосредственному восприятию;
· развитие комплексных способностей детей,
разработан проект сюжетно-ролевой игры «Путешественники-исследователи».
Проект представляет собой III-этапный цикл научно ориентированной сюжетно-ролевой игры дошкольников 4 -5 лет.
Сюжетно-ролевой игры «Путешественники-исследователи». Игра для детей 4 -5 лет «Лес».
В 4 -5 лет развитие ребенка позволяет ему осмысливать различные целостные системы как «лес», «болото», «река», а в конце учебного года и «север», «пустыня». В этом же возрасте такие последовательности, как смена времен года и частей суток, появление из семян отростков и рост растения и т. д. могут стать предметом интеллектуального экспериментирования, предметом сознательных мыслительных действий малыша. Поэтому проект данной игры соответствует возможностям и потребностям детей 4 –5 лет.
Прежде чем включить детей в игру, необходимо обеспечить им некоторый фундамент знаний и умений. Поэтому ознакомление следует провести в подготовительном периоде с окружающей действительности, при котором выбираются такие сказки, которые несут в себе точную научно достоверную информацию (Н. Павлов «Большое чудо», «Зимняя пирушка», «Хитрый одуванчик»; В. Бианки «Сова», Э. Сетон-Томпсон «Корноушка», Б. Заходер «Русачок», «Серая звездочка» и др.)
Программное содержание сюжетно-ролевой игры «Лес» :
Отражение в смысловых эпизодах игры новых впечатлений о жизни и труде людей, о жизни растений и животных. Сооружение построек из подручных средств и использование их в игре.
Использование различных предметов-заменителей, олицетворяющих дорогу, тропинку, речку, мост, ямы, возвышенности. Осуществление воображаемых действий и принятие воображаемых игровых действий других.
Включение ролевых диалогов, согласованных действий. Передача особенностей движений, эмоциональных состояний персонажей. Ответы на вопросы по цели наблюдения и исследования.
Обогащение игрового опыта детей : Воспитатель предлагает детям отправиться в необычное путешествие-исследование в лес. Выбирается транспортное средство и цель исследования. Вместе с детьми обсуждается сюжет игры и распределяются роли: водители транспортных средств, путешественники-исследователи. Во время путешествия в лесу разыгрывается сюжет о жизни деревьев и растений («Сказки о деревьях» [2] и др.). Делается привал, во время которого путешественники играют, читают стихи, поют песни, обедают. А вечером радостные и довольные возвращаются домой.
Активизирующее общение взрослого с детьми:
Вопросы: На каком виде транспорта лучше добраться до места исследования? Что понадобится, если погода будет меняться? Что надо взять с собой в лес? Что будет исследовать каждый исследователь в лесу и что для этого понадобится?
Ответы детей поощряются, в процессе игры вовлекаются малоактивные дети, воспитатель оказывает помощь в развитии сюжета, на первое время она может вступить в роли.
Варианты тем сюжетно-ролевой игры : «Болото», «Озеро», «Река». В последствии в игру включаются проблемные ситуации с участием животных и птиц.
Игровая среда и предметы:
Игра может проводиться на участке детсада, в групповой комнате, в зале. Используются при этом картинки с изображением леса, макеты деревьев со стойками, природные материалы и предметы-заместители, необходимые по сюжету игры, атрибуты для ролей (деревья, листья, семена, дождь, ветер, солнце, и пр., принадлежности для путешественников-исследователей : рюкзаки или сумки, еда, баночки, лопаточка, палочка, лейка с водой.
Игровые упражнения: «Деревья на ветру», «Полетел листочек» и т. д.
По развитию сюжета игры и включении в игру персонажей-животных, в путешествие берется «Аптечка» для решения проблемной ситуации: «животные повредили ногу».
Исследования детей во время игры : Путешественники-исследователи отмечают, что земля под их ногами неровная, есть ямы и возвышенности, почва в лесу густо заросла травой, есть песок и речка. Когда пошел дождь, исследование продолжается таким образом: льют воду в песок, она уходит в вглубь, льют воду на возвышенность, она скатывается вниз и скапливается в яме. Далее исследуется почва: под землей – семена и ростки будущих растений. С помощью руководителя путешественников (воспитательницы) истолковываются возможные связи и зависимости: попавшая из тучи вода уходит под землю и поит хранящиеся там семена, и они начнут прорастать. Где большая яма, там образовалась речка, скапливая в себе воду с возвышенностей.
Заключение игры: Возвращение домой. Впечатления.