Ксения
Проект «Свойства и состояния воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по познавательно-исследовательской деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста
Актуальность темы.
Вода – самое удивительное вещество на Земле. Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только у детей начинается формироваться познавательный процесс, они используют воду для игр. Вызывать интерес и любовь к природе необходимо с раннего возраста, так как впечатления детства и накопления опыта остаются на всю жизнь.
Публикация «Проект „Свойства и состояния воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Каждый человек с водой хорошо знаком: не раз шлепал под дождем, разбрызгивая лужи, пускал в ручьи кораблики, плескался в речке или море. Но давайте приглядимся к ней получше – познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества.
Тематическое поле проекта.
Ориентированность на приобщение детей среднего и старшего возраста к экспериментированию, исследованиям природных явлений, к изучению свойств воды, на формирование любознательности, сопричастности к тому, что происходит вокруг, на развитие устойчивого интереса к опытам.
Постановка проблемы.
У детей среднего и старшего возраста невозможно сформировать устойчивый интерес к опытам без знаний об интересных особенностях природных явлений, без понимания их происхождений, без активного включения в процесс экспериментирования.
Цель проекта.
Формирование у детей среднего и старшего возраста устойчивого интереса кпознавательно-исследовательской деятельности с водой на основе наблюдений, исследований, экспериментирования.
Задачи проекта.
1. Расширять представления детей о свойствах и состояниях воды.
2. Учить проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов, экспериментов.
3. Развивать познавательные способности детей.
4. Развивать любознательность.
5. Воспитыватьбережное отношение к воде, осознание необходимости беречь её.
Тип проекта : исследовательский, информационно-творческий; по содержанию: открытый, детско-взрослый, внутригрупповой; фронтальный.
Срок реализации проекта : краткосрочный (2 недели)
Участники проекта : дети среднего и старшего дошкольного возраста, педагоги (воспитатель, учитель-дефектолог, родители.
Этапы реализации проекта :
Работа по реализации проекта осуществлялась в четыре этапа:
1 этап – информационно-технологический (поисковый);
2 этап – организационный;
3 этап – практический;
4 этап – результативный (презентационный).
Стратегия реализации проекта
Поэтапный план деятельности проекта
«Свойства и состояния воды»
I ЭТАП
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ (ПОИСКОВЫЙ)
Деятельность участников проекта
Педагоги
1. Выявляют интерес и знания детей по данной теме, формулируют проблему, цель, задачи, определяют тип проекта, состав его участников, сроки реализации, определяют конечный продукт проекта.
2. Создают условия для вхождения детей и родителей в проблемную ситуацию.
3. Мотивируют участников проекта (детей и родителей).
4. Проводят анализ литературы по теме проекта, создают информационно-тематическую базу.
5. Создают педагогические условия:
- планируют исследовательскую деятельность детей и родителей;
-отбирают материал для опытов в соответствии с целями развития детей, их возможностями и интересами;
-оформляют наглядно-иллюстративный и дидактический материал по теме проекта;
-составляют конспекты мероприятий с детьми (разные формы деятельности с детьми); конспекты непосредственно образовательной деятельности, наблюдений, опытов.
-делают подборку детских игр и развлечений.
Дети
1. Входят в проблему и формулируют её вместе с педагогами, предлагают пути решения проблемы.
2. Вживаются в игровую ситуацию.
3. Придумывают название проекта вместе с педагогами, определяют конечный продукт проекта : горка, украшенная цветными льдинками, презентация «Всегда и везде вечная слава воде!»
Родители
1. Осознают важность проекта, его проблему, цель реализации на групповой консультации «Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».
2. Разрабатывают совместно с педагогами группы план деятельности по достижению цели проекта :
- обсуждают пути решения проблемы;
- предлагают свою помощь;
3. Принимают и уточняют задачи проекта, сроки реализации, состав участников.
4. Определяют конечный продукт проекта.
II ЭТАП ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Деятельность участников проекта
Педагоги
1. Обогащают предметно-развивающую среду группы наглядными, дидактическими пособиями, материалами для опытов и экспериментов по теме проекта.
2. Создают зону для экспериментирования.
3. Привлекают родителей к организации субботника по лепке горки из снега.
4. Организуют выставку книг, фотографий, альбомов по теме проекта.
5. Решают совместно с родителями и детьми, какие экскурсии, наблюдения, опыты запланировать.
6. Контролируют и оценивают самостоятельную и совместную с взрослыми экспериментальную деятельность детей.
7. Распределяют обязанности.
Дети
1. Определяют, что нужно сделать для проведения опытов с водой.
2. Помогают педагогам в создании зоны для экспериментирования.
3. Решают совместно с педагогами и родителями, какие запланировать наблюдения, экскурсии, опыты.
4. Участвуют в оформлении выставки книг, фотографий, альбомов по теме проекта.
Родители
1. Решают совместно с педагогами и детьми, какие запланировать наблюдения, экскурсии, опыты.
2. Участвуют в организации субботника по лепке горки из снега.
3. Помогают обогащать предметно-развивающую среду группы материалами для опытов: сосуды, ёмкости разной формы.
4. Составляют картотеку загадок по теме проекта.
IIIЭТАП ПРАКТИЧЕСКИЙ
Педагоги
1. Контролируют реализацию проекта «Свойства и состояния воды».
2. Помогают взаимодействию взрослых и детей практическим советом, предлагают, как лучше сделать.
3. Организуют просмотр мультфильмов, презентаций по теме проекта.
4. Реализуют практический этап проекта с учётом принципа интеграции образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, совместной деятельности с детьми, во взаимодействии с семьями воспитанников.
5. Проводят опыты с водой, снегом, льдом в группе, на прогулке.
6. Проводят наблюдения за снегом, сугробами, сосульками, снегопадом, оттепелью, облаками, снеговыми тучами.
7. Участвуют вместе с родителями и детьми в субботнике по лепке горки из снега.
8. Организуют выставку совместных творческих работ родителей и детей «Такие разные снежинки».
Дети
1. Изучают предложенный материал по теме проекта в ходе просмотра презентаций, мультфильмов.
2. Участвуют в опытах с водой, снегом и льдом в группе, на прогулке.
3. Участвуют в наблюдениях за снегом, сугробами, сосульками, снегопадом, оттепелью, облаками, снеговыми тучами.
4. Оказывают посильную помощь в субботнике по лепке горки из снега.
5. Принимают участие совместно с родителями в изготовлении поделок, рисунков для выставки «Такие разные снежинки».
6. Решают поставленные задачи в ходе предложенных экспериментов, наблюдений.
Родители
1. Помогают в реализации практического этапа проекта с учётом принципа интеграции образовательных областей в совместной деятельности с детьми.
2. Осуществляют наблюдения за природными явлениями зимой (снегопад, иней, капель и др.) за пределами детского сада во время совместных прогулок.
3. Участвуют в субботнике по лепке горки из снега.
4. Принимают участие совместно с детьми в изготовлении поделок, рисунков для выставки «Такие разные снежинки».
IV ЭТАП РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ (ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ)
Педагоги
1. Организуют презентацию как отчёт по теме проекта «Всегда и везде вечная слава воде!».
2. Представляют фотогазету по познавательно-исследовательской деятельности в рамках проекта.
Дети
1. Представляют фотогазету по познавательно-исследовательской деятельности в рамках проекта.
Родители
1. Помогают в оформлении фотогазеты по познавательно-исследовательской деятельности в рамках проекта.
3. Помогают в создании презентации по теме проекта «Всегда и везде вечная слава воде!».
2. Дают оценку продуктам детской деятельности.
Реализация практического этапа проекта
«Свойства и состояния воды»
Непрерывно образовательная деятельность
1. Беседы:
- «Что такое вода?»;
- «Польза воды».
2. Игровое упражнение
3. Просмотр презентации «Снег и снежинки».
4. Составление картотеки наблюдений за состояниями воды.
5. Составление картотеки опытов с водой.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
1. Мытьё рук с использованием схем;
2. Вопросы поискового характера во время приё ма пищи: из чего готовят суп? Из чего варят компот? Есть ли в каше вода?
Самостоятельная деятельность детей
1. Рассматривание альбома «Снег, лёд, вода».
2. Просмотр презентации «Озёра Урала»;
3. Сюжетно-ролевая игра «Помоем кукол».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Непрерывно образовательная деятельность
1. Интегрированное занятие;
2. Наблюдения за снегопадом, капелью, инеем, сугробами, снежинками;
3. Просмотр презентаций.
4. Опыты с водой.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
1. Рассматривание книг, иллюстраций, энциклопедий по теме проекта;
2. Детское экспериментирование с водой и мылом во время мытья рук (надувание мыльных пузырей);
3. Оформление зоны для опытов;
4. Игра «Рыбалка»
Самостоятельная деятельность детей
1. Дидактическая игра «Времена года»;
2. Рассматривание энциклопедий, картинок, схем по теме проекта.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Непрерывно образовательная деятельность
1. Разучивание русской народной потешки «Водичка, водичка…»
2. Чтение произведений: М. Д. Перина «Живая вода»;
Е. Благина «Снег»,И. Бунин «Льет дождь, холодный, точно лед»,А. Дэви «Зима», «Снежинка», Т. Новицкая «Белый снег пушистый», А. Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», М. Лесна-Раунио «Мы снежинки, мы пушинки»
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
1. Отгадывание загадок про воду, снег, лёд, пар.
2. Рассказывание детям о повсеместной пользе воды.
Самостоятельная деятельность детей
1. Придумывание загадок о воде и снеге.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Непрерывно образовательная деятельность
1. НОД по лепке «Снежинка». Способ налепа;
2. НОД по рисованию «Кружевные снежинки». Гуашь;
3. НОД по аппликации «Снеговик».
4. Интегрированная непрерывно-образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром и рисованию «Волшебница вода»
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
1. Раскрашивание картинок на тему «Зима».
2. Украшение горки цветными льдинками;
3. Лепка снеговичков из снега;
4. Слушание музыки;
5. Совместный показ настольного театра по сказке «Лиса и заяц».
Самостоятельная деятельность детей
1. Рисование на снегу;
2. Украшение деревьев цветными льдинками;
3. Показ настольного театра по сказке «Лиса и заяц».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Непрерывно образовательная деятельность
1. Спортивная эстафета на снегу: катание на мини-лыжах, на санках.
2. НОД по физической культуре (катание на лыжах).
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
1. Подвижные игры:
- «Два Мороза»;
- «Снежки»
2. Спортивные упражнения:
- «Кто быстрее довезёт санки?»
- «Набери ведёрко снега и донеси»
- «Попади снежком в цель»;
- «Перепрыгни через сугроб»
Самостоятельная деятельность детей
1. Катание с ледяной горы;
2. Катание на санках со снежной горы;
3. Игра в снежки;
4. Упражнение на снегу «Снежный ангел»
Ожидаемые результаты:
Дети знают:
• что такое вода;
• воды в природе очень много;
• источники воды;
• свойства воды : не имеет запаха, не имеет формы, прозрачная, безвкусная;
• состояния воды : жидкая, твёрдая (лёд, газообразная (пар);
• как превратить снег в воду;
• как превратить лёд в воду;
• как превратить воду в лёд, пар;
• как сделать цветной лёд;
• о сохранении тепла под снегом.
Дети умеют:
• определять свойства воды
• превращать снег в воду;
• превращать лёд в воду;
• превращать воду в лёд;
• применять самостоятельно полученные знания в разных видах деятельности.
Дальнейшее развитие проекта.
Проект «Свойства и состояния воды» рассчитан на дальнейшее развитие познавательно-исследовательских качеств дошкольников, проявление устойчивого интереса к экспериментированию, познаванию природных явлений с помощью опытов.
Мы понимаем, что без исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста невозможно добиться положительных результатов в развитии самостоятельной, творческой, инициативной личности ребёнка.
Мы будем рады, если наш проект будет признан коллегами, которые, возможно, будут реализовать его в своей практике.
Список литературы:
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» М., 2010г.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 г.
Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005 г.
Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.
Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада» М., 2010г.
Николаева С. Н. «Юный эколог» М., 2009г.
Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.
Рыжова Н. В. «Волшебница вода». Новые материалы к программе «Наш дом — природа». Журнал «Дошкольное образование» № 11, 2004г.