Елена Миронова
Проект для детей 6–7 лет «Святые защитники земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 111 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Педагогический проект
по духовно-нравственному воспитанию
детей дошкольного возраста 6-7 лет
«Святые защитники земли русской»
Автор:
воспитатель
Миронова Елена Геннадьевна
Саратов
Содержание
1. Введение
2. Актуальность
3. Цели и задачи проекта
4. Основные принципы проекта
5. Условия реализации проекта
Публикация «Проект для детей 6–7 лет „Святые защитники земли русской“» размещена в разделах
6. Планируемые результаты
7. Диагностический инструментарий
для оценки эффективности реализации проекта
8. Перспективный план реализации проекта см. приложение №1
9. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта см. приложение № 2
10. Список используемой литературы
1. Введение
В современном обществе за последние десятилетия наблюдается снижение нравственных качеств граждан. Родители современных дошкольников активно применяют телевизор и компьютер как средство для развлечения детей, основной упор делают на развитие познавательных процессов, а воспитанию духовно- нравственных качеств, уделяется второстепенное значение. Родители мало читают детям фольклорную, классическую и современную детскую литературу, которая способствует самостоятельному анализу поведения героев, невольно заставляет ребенка размышлять, сравнивать, делать выводы, на основе которых дети учатся доброте, взаимовыручке, состраданию, у них вслед за героями возникает желание повторить подвиг, приобрести личностные качества понравившегося героя. В обществе остро назрела необходимость формирования духовно- нравственного и патриотического воспитания.
2. Актуальность
Актуальность духовно –нравственного воспитания и патриотизма в современном российском обществе официально отражена в Федеральной образовательной программе (ФОП ДО) от 25ноября 2022г.
ФОП ДО определяет основные принципы дошкольного образования: «создать единое ядро содержания дошкольного образования, которое будет приобщать детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям», а также воспитает в них тягу и любовь к истории и культуре своей страны, малой родины и семьи; воспитывать и развивать ребенка с активной гражданской позицией, патриотическими взглядами и ценностями»
Дошкольный возраст является наиболее благоприятной средой для познания окружающего мира, семьи и ее традиций, природы родного края, культурного наследия предков, в виде культурно-исторических ценностей, архитектуры, живописи, предметов быта, народных промыслов. Огромное значение в формировании духовно-нравственного развития ребенка является речевое развитие на основе национальных традиций, знакомство с русским фольклорным наследием, особыми оборотами речи, мелодичностью и красотой русского языка. Используя колыбельные, пословицы, поговорки, заклички, народные песни, игры, былины и русские народные сказки взрослые ненавязчиво способствуют формированию у ребенка нравственных ориентиров, воспитывают любовь к матери и отцу, родной природе, способствует воспитанию гордости за героев своей страны, формирует желание узнать историю своей страны.
3. Цель и задачи проекта.
Духовно – нравственное и патриотическое воспитание включает следующие направления:
формирование духовности дошкольников через обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа;
через отношение к устному народному творчеству, литературе, средствам массовой информации;
эстетическое развитие детей;
сотрудничество семьи и ДОУ.
Воспитание духовно-нравственных качеств и патриотизма является важным этапом становления личности ребенка и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий, особое место отводится родителям, как первым наставникам ребёнка, а также коллективу, где ребенок учится взаимодействовать с социумом, которым является детский сад, школа, развивающая студия, спортивная секция.
Цель проекта :
Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о известных исторических личностях, внесших огромный вклад в становление, укрепление и развитие Российского государства, дать представления о роли православной церкви в формировании патриотизма русского народа со времен Древней Руси и до наших дней.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить дошкольников с биографией известных исторических личностей, внесших большой вклад в освобождение российских территорий от врагов, боровшихся за свободу своего народа, за православную веру (Георгий Победоносец, Илья Муромский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Андрей Ослябя, Александр Пересвет).
• Дать представление об исторических событиях, сражениях, в которых проявили свою доблесть воины, впоследствии причисленные к лику святых.
• Познакомить детей с особенностями экипировки древних воинов, дать представления о специфике древнего оружия.
• Познакомить с устным народным творчеством, отражающим святой подвиг русского народа (пословицы о воинском долге, о чести, о храбрости, с былинными героями и реальными прототипами былинных героев, с поэзией и прозой современных авторов, описывающих героический подвиг русских воинов.
• Дать представление о том, как в произведениях искусства отражен подвиг русских воинов : знакомство с иконописью, живописью известных художников, музыкальными произведениями, кинофильмами и мультфильмами.
Развивающие:
• Развивать умение аккуратно расписывать доспехи русского воина;
• Развивать умение рассказывать о героическом подвиге, историческом событии, опираясь на полученные ранее знания.
• Совершенствовать словарь, развивать связную монологическую речь.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей чувства гордости за предков, неоднократно спасавших свою страну, ценой собственной жизни; воспитывать нравственные качества: любовь к родителям, пожилым людям, бережное отношение к природе и всему живому;
• Воспитывать чувства сопереживания, сочувствия чужой боли, чужому горю, желание придти на помощь, оказать поддержку;
• воспитывать духовно-нравственные качества: доброжелательность, отзывчивость, вежливость, честность, бескорыстность, великодушие.
Участники проекта : Дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Для реализации работы по духовно-нравственному воспитанию используются следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.
4. Основные принципы проекта :
1. Принцип интеграции: сочетание духовно-нравственного воспитания, эстетического, интеллектуального, физического развития и трудового воспитания.
2. Педагогический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому воспитаннику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
3. Культурологический: воспитание в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия.
4. Краеведческий: использование местного окружения, экскурсий на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.
5. Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и в детском саду на основе сотрудничества.
5. Условия реализации проекта
Реализация проекта осуществляется непосредственно на базе частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 111 открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Срок реализации проекта : 15.01.2024-22.02.2024г.
Данный проект рассчитан для детей дошкольного возраста. Дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете, а также проводится работа по закреплению у дошкольников имеющихся знаний.
Для реализации проекта использовались :
Направления работы:
• Духовно - образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
• Воспитательно - оздоровительное (праздники, русские народные игры, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
• Культурно - познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, просмотр фильмов).
• Нравственно - трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Методы:
• Наглядный
• Словесный
• Практический
Формы работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию:
• чтение народных и авторских сказок, русского фольклора, включающего разные жанры, литературных произведений;
• цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
• знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха)
• тематические выставки детского творчества.
• знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов.
• экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;
• экскурсии на природу (красота Божьего мира);
• слушание колокольной и духовной музыки, музыкальных произведений патриотической направленности на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;
Формы работы с родителями:
• родительские собрания на духовно-нравственные темы;
• вечера вопросов и ответов;
• наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
• экскурсии;
• визиты домой;
• индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);
• совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
• помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
6. Планируемые результаты.
Этапы проектной деятельности Прогнозируемый результат
Организационно-подготовительный:
выявление интересов и потребностей детей, родителей, педагогов. - разработка методического аппарата эксперимента (изучение методической литературы по данной теме, выбор методов, технологий, средств и форм реализации проекта (программы);
-разработка диагностического инструментария, позволяющего оценивать эффективность реализации проекта;
- диагностика и анализ исходного состояния уровней вовлеченности дошкольников, педагогов, и родителей детского сада в духовно –нравственную нравственно деятельность;
Внедренческий
- моделирование и внедрение проекта в образовательный процесс детского сада;
- разработка комплекса мероприятий по повышению уровня духовно – нравственного и патриотического воспитанности дошкольников
Результативно-обобщающий
- проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий по повышению уровня духовно – нравственно и патриотического воспитанности дошкольников с помощью диагностических мероприятий;
7. Диагностический инструментарий
для оценки эффективности реализации проекта
Воспитанники имеют представления:
• о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
• о духовных и нравственных ценностях;
• знакомы с историей и культурой своей страны;
• о великих исторических личностях, внесших огромный вклад в становление Российского государства,
• о воинах, причисленных к лику святых за заслуги в становлении мира в своем отечестве;
• умеют беречь и поддерживать красоту;
• проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, радость;
• верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины.
8. Перспективный план реализации проекта
Беседы:
«Богатыри земли русской» Цель: познакомить детей с былинными богатырями Добрыней Никитичем, Ильей Муромцем, Алешей Поповичем, составить словесный образ богатырей, познакомить с подвигами, совершенными богатырями.
«Великий князь Александр Невский» Цель: познакомить с биографией князя, его подвигами, дать представление о его исторической роли в сохранении Российского государства.
«Великий князь Дмитрий Донской» Цель: дать представление о личности великого князя, познакомить с Куликовской битвой и ее значении в освобождении Руси от татаро-монгольского ига.
«Герои Куликовской Битвы» Цель: Познакомить дошкольников с подвигами воинов – монахов, отважно сражавшихся на Куликовом поле – Ослябей и Пересветом.
«Сергий Радонежский – заступник и защитник земли русской» Цель: познакомить детей с духовным подвигом Сергия Радонежского.
«Георгий Победоносец» Цель: познакомить детей со святым подвигом Георгия, дать представление о его образе на символике Российского государства.
Чтение художественной и познавательной литературы:
Моя первая энциклопедия, Русские народные сказки «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Как Илья из Мурома Богатырем стал», «Илья Муромец и соловей –разбойник», малые фольклорные формы: пословицы, загадки; стихи: Людмила Лидер Великий Князь, М. Волкова Александр Невский, Н. Кончаловская Наша древняя столица.
Образовательная деятельность
1. Речевое развитие
Занятие на тему: «Богатыри Древней Руси»
2. Физическое развитие
на тему: «Богатыри -защитники родной земли»
3. Познавательное развитие
Занятие на тему: «Герои Куликовской битвы»
Занятие на тему: «Великий князь Александр Невский»
4. Художественно – эстетическое развитие
Занятие на тему: Доспехи богатыря»
5. Ознакомление с живописью
6. Дидактические и подвижные игры:
«Добро - зло»
Цель: формировать умение детей различать добрые и злые поступки. Воспитывать понимание, дружелюбие, взаимопомощь и согласие.
«Назови библейское событие»
Цель: закрепить знания детей о содержании Библии, событиях и смыслах;
прививать детям знания о наиболее важных событиях, описанных в Библии;
побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.
«Назовите православный праздник»
Цель: воспитывать у детей привычку готовиться к православным праздникам;
побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.
«Одень богатыря» Цель: рассказать о значении предметов одежды русского воина, дать название предмету одежды, рассказать о способах и материале из которого изготовлена одежда, доспехи.
Просмотр презентаций, мультфильмов, художественно-документальных фильмов о великих сражениях и святых воинах земли русской.
Мультфильмы «Ослябя и Пересвет», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Александр Невский».
7. Консультация для родителей «Духовно – нравственное воспитание дошкольников»
9. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников может быть использован для:
-построения воспитательного и образовательного процесса образовательных учреждений г. Саратова и Саратовской области;
-подготовки и выпуска методических разработок для воспитателей, специалистов и педагогов дополнительного образования по вопросам нравственно – патриотического и духовного воспитания дошкольников;
-обогащения деятельности сетевых сообществ педагогов на региональном и федеральном уровне, в т. ч. в сети Интернет.
Использование результатов проекта после окончания его реализации носит многоплановый системный характер и будет продолжена в ходе реализации нравственно – патриотического и духовного воспитания дошкольников.
10. Список используемой литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.
2. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост. : Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. М. : УЦ «Перспектива», 2012.-248с.
3. Даведьянова Н. С. О понимании духовности в современном обществе. / Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.
4. Давыдова Н. В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. - М. : Издательский дом «Покров», 2004.
5. Петрова В. И., Стульчик Т. Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.-72с.
6. Зеленова И. Н., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2010.- 96с.
8. Ковалева Г. А. Воспитание маленького гражданина. : Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - 2-е изд., испр. и доп. -М. : АРКТИ, 2004.-80 с.
9. Маханева М. Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - 2-е изд., испр. и доп. -М. : АРКТИ, 2005. -72 с.
10. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2008.-128с.
11. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект/авт. -сост. Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева. - Волгоград: Учитель, 2013.-103с.
12. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт. -сост. В. Н. Косарева. Волгоград: Учитель, 2013.-166с.