Надежда Орлова
Проект «Святки» в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «Святки»
(Творческий, краткосрочный)
Участники: дети (старшая логопедическая группа, воспитатели, логопед, родители, представители социума.
I. ПРОБЛЕМА: Дети недостаточно знакомы с традициями обрядовых праздников.
II. АКТУАЛЬНОСТЬ:
Сегодня одной из задач воспитания в дошкольных учреждениях является формирование у детей интереса к традициям русского народа.
Публикация «Проект „Святки“ в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Проекты, проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Рождество Христово. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
К сожалению, современные дети, всё реже слышат потешки, колыбельные песни, русские народные сказки, предпочитают интернет подвижным играм.
Невозможно привить ребенку любовь к Родине, если взрослые не являются тому примером.
Настоящий гражданин и патриот должен знать как можно больше о своих предках, об истории и корнях, уходящих вглубь веков.
Значение обрядовых праздников в формировании этих знаний сложно переоценить.
Они помогают разбираться в особенностях русского характера, учат нас уважать традиции русского народа.
Вот почему так важно прививать детям интерес к народным традициям, начиная с дошкольного возраста, тем самым способствуя расширению горизонта детского знания о мире, формируя начальные представления о прекрасном.
.
Цель: Формировать у детей интерес к народным традициям, знакомить с обрядовыми праздниками, активизировать деятельность родителей в этом направлении.
Задачи: - Формировать знания детей о народных традициях и обрядовых праздниках;
- Формировать у родителей интерес к совместной творческой деятельности с детьми;
- Развивать творчество, воображение, фантазию;
- Повысить эффективность работы по приобщению детей к народным традициям путём взаимодействия педагогов, родителей и детей;
- Способствовать формированию традиции совместных праздников в группе;
- Воспитывать любовь и уважение к русским традициям;
- Формировать навыки правильного поведения в социуме;
Предполагаемые итоги реализации проекта :
- Формирование знаний о народных традициях, об их роли в жизни человека.
- Повышение интереса к мероприятиям с элементами фольклора у детей и их родителей.
- Формирование традиции совместных мероприятий в группе.
- Обмен опытом семейного воспитания по приобщению детей к истокам.
- Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания гражданина и патриота.
- Развитие индивидуальных особенностей в творческой и речевой деятельности.
- Формирование речевых навыков.
- Участие родителей в совместной продуктивной деятельности, в посещении с детьми мероприятий.
- Проявление активности, желания сделать жизнь в группе интереснее.
II. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА.
1. Донести до участников проекта данную проблему.
2. Определить предстоящую деятельность.
3. Подобрать материал по теме (фотографии, иллюстрации, игры, художественную литературу, презентации по теме, музыкальные произведения, предметы русского быта, занимательный материал (стихи, пословицы, поговорки, игры).
4. Подобрать атрибуты для проведения праздника «Святки – колядки».
5. Подобрать материалы для продуктивной и творческой деятельности.
6. Подготовиться к текущим мероприятиям.
7. Домашнее задание: сбор материалов на тему проекта, изготовление поделок для выставки.
8. Подобрать материалы для консультаций родителям «Что рассказать детям о народных традициях?».
9. Ежедневное чтение художественной и познавательной литературы в режимных моментах.
10. Установить связи с социумом (библиотека, дом творчества).
11. Разработать сценарий итогового мероприятия,
III. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА.
1. Социально- коммуникативное развитие:
- Смена информационного материала в уголках.
- Рассматривание иллюстраций о народных обрядовых праздниках, просмотр презентаций, материалов, предоставленных родителями.
Посещение детской библиотеки.
- Встреча с Домом Народного Творчества «Игры наших предков», .
- Безопасность:
1) Формирование навыков безопасного поведения в спортивном зале и на площадке во время прогулки, при проведении подвижных игр и спортивных мероприятий.
2) Использование в играх предупреждающих сигналов «Стоп» и др. .
3) Беседа «Внимание на дороге», формирование умения безопасного самостоятельного поведения в повседневной жизни, на улицах города.
- Экскурсии:
- В детскую библиотеку
- В Дом народного творчества
- На городскую площадь.
-Встречи с прекрасным:
- Рассматривание картины «Взятие снежного городка» В. И. Сурикова, составление рассказа по ней.
- Просмотр презентации «Святки» (для дошкольников) под музыку Н. А. Римского - Корсакова.
- П. И. Чайковский «Святки».
- СР игры:
«Русская изба» (с частичной реконструкцией быта и традиций, «Деревенский двор», «Ярмарка».
-Труд:
- Изготовление схемы «Алгоритм приготовления пряников»,
- Конкурс поделок «Сапожок».
- Изготовление коллажа «Святки» (совестно с родителями)
- Минимастерская: «Изготовление рождественской звезды».
- Дежурство, коллективный труд в группе и на участке.
- Уборка в зале после мероприятий, уборка своего рабочего места.
2. Познавательное развитие:
- Обобщение представлений о зиме и зимних явлениях в природе, наблюдения за природой.
- ФЦКМ: «Святки», «Колядки» (знакомство с традициями).
- Закрепление знаний о русских обрядовых праздниках.
- Знакомство с христианскими праздниками (Рождество, Крещение).
-ФЭМП : Повторение ранее изученного материала (форма, цвет, количество, ориентация в пространстве и т. д.)
- Конструирование: Из строительного материала «Сани», «Телега» (из разных видов конструктора)
Из бумаги «Русская изба» (оригами).
- Дидактические игры: «Поезд недели», «Что сначала, что потом», «4 сезона», «Снежные сугробы»
Викторины:
Итоговое мероприятие: «Святки, колядки».
3. Речевое развитие:
- Слов. игры: «Подскажи словечко?» (стишки о зимних развлечениях, «Собери бусы» (составление звуковых схем, «Разложи подарки» (формирование фонематических представлений), «Как назвать сказку?» «Кто придумает конец, тот и будет молодец», «Угадай-ка».
- Стихи для чтения и заучивания наизусть: Колядки (к итоговому мероприятию, стихи о Рождестве.
- Тексты для пересказа: Русские народные сказки (по желанию детей);
- Поговорки, пословицы, потешки, загадки о зиме, и зимних праздниках; .
- Обследование звукопроизношения воспитанников (промежуточное, комплектование подгрупп для индивидуальных занятий.
- Домашнее задание: Составить рассказ «Коляда», принести иллюстрации.
- Пальчиковая гимнастика: «Игры с массажным мячом», «Вежливые пальчики»
- Подвижные игры: «Снежная баба», «Зимние забавы»
-Беседы: из личного опыта «Бабушкины рассказы», «Рождественская звезда», «Стань добрее»
- Занимательный материал, настольные игры по теме «Снежки», «Найди отличия» .
4. Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование «Святочные гулянья», «Филимоновская игрушка».
- Рассматривание иллюстраций по теме.
- Аппликация: Укрась русский костюм;
- Фотовыставка «Посещение музея деревянного зодчества «Витославицы» в В. Новгороде (семейные фото)
- Оригами «Домашние животные» (по мотивам подвижных игр).
- Лепка «Конфетки - бараночки».
- Прослушивание песен: «Рождество», «Зимушка - зима», «Декабрь. Святки» П. И. Чайковский, музыка Н. А. Римского-Корсакова.
5. Физическое развитие:
- Пальчиковая гимнастика «Новогодняя считалка».
-Координация речи с движением «Все валяются от смеха»
- Подвижные игры: «Вьюга кружит», «Весёлый хоровод», «Колядин», «Шёл козёл дорогой»;
-Музыкально-ритмические композиции «Зимушка-зима», «Счастливого рождества».
- Беседа: «О русских традициях закаливания (баня, купание в проруби,
- Гимнастика- комплекс №4.
- Час здоровья – комплекс № 2.
- Прогулка в парк: Подвижные народные игры.
Содействовать гармоничному физическому развитию детей, формировать у детей осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Воспитывать желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры со сверстниками.
Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам ЗОЖ. Формировать представление о здоровье, его ценностях, полезных продуктах, мерах профилактики и охраны здоровья.
Мяч, маски, скакалка, обручи и другие атрибуты для подвижных игр.
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: «Святки. Колядки» для детей и родителей.
Во время реализации проекта совместно с родителями воспитанников, педагогами было собрано большое количество материала о традициях празднования Рождества и Крещения на Руси, о проведении Святок.
В группе организованы выставки иллюстраций, книг, рисунков, поделок, изготовлен коллаж.
Осуществлялась интеграция всех видов образовательной и воспитательной деятельности.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с обрядовыми праздниками, становится возможной при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально – практическим путём, т. е. через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту и тесному сотрудничеству с родителями и представителями социума.
В процессе работы над проектом у детей возрос интерес к народным обрядовым праздникам. Тематические мероприятия помогли установить связь между народными традициями и современным окружающим миром. Дети в процессе работы над проектом узнали много нового о библиотеке, Доме народного творчества и о людях, которые там работают.
Открытием для детей явилось то, что их бабушки и дедушки в детстве колядовали и знают много о традициях Святок.
Использование метода проектов в работе с детьми способствует повышению самооценки ребёнка. Участвуя в проекте, ребёнок ощущает себя значимым в группе, получает новые знания, учится вносить свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
В перспективе, работа над проектом будет продолжена. Вскоре, дети познакомятся с традициями празднования Масленицы, в подготовительной группе будут проведены новые экскурсии и мероприятия, состоятся встречи с интересными людьми, дети выступят с театрализациями перед воспитанниками младшего возраста, продолжат выполнять творческие работы. Использование народных игр, во время режимных моментов, останется одним из основных видов деятельности в группе. Работа будет продолжаться в тесной взаимосвязи с родителями воспитанников.