ЛЮДМИЛА ГАЛИНА
Проект «Святки-Колядки»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: В настоящее время на федеральном уровне актуализируются задачи духовно – нравственного воспитания, которые раскрыты в государственных нормативных документах: «Концепции воспитания и развития личности гражданина России», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования», в котором выделена предметная область «Духовно – нравственная культура народов России».
Необходимо с детства обращать внимание на душевный и духовный мир детей. Душа современного ребенка выбирает себе в пользование любовь, доброту, тепло семьи, честность, порядочность друзей, надежность, прочность общего дома – Родины.
Публикация «Проект „Святки-Колядки“» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Проекты
- Рождество Христово. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2019
Проблема: У детей произошла утрата духовно-нравственных ориентиров, позволяющих делать выбор между добром и злом, почти полностью утрачены идеалы и ценности, принятые в христианском обществе. Развивается опасная тенденция предпочтения материальных ценностей ценностям духовным. Естественным следствием этого являются смутные, а подчас даже искаженные представления детей и подростков о таких добродетелях как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм. Подрастающее поколение выходит в самостоятельную жизнь, лишенным патриотических чувств и ощущения своей ответственности перед семьей, обществом, государством и нацией. Искажения нравственного сознания; эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня не только у подростков, но и у детей младшего школьного и даже дошкольного возраста.
Цель: познакомить детей с традициями и обычаями Рождественских колядок.
Задачи:
Образовательные:
1. Дать знания о происхождении праздника, его традициях, обычаях;
2. Создать условия для формирования навыка игры на музыкальных инструментах;
3. Создать условия для ознакомления со звучанием церковного колокольного перезвона;
Развивающие:
1. Способствовать развитию у детей самостоятельности, инициативы, творческой активности;
2. Развивать самостоятельность с помощью элементов фольклора;
3. Развивать общие музыкальные знания детей;
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей национальное самосознание, духовные качества, чувство своей причастности к родному народу, к его истории и культуре;
2. Воспитывать средствами народного искусства творчески активную личность, способную творчески мыслить и проявлять творческую инициативу.
Предмет проекта : народное творчество
Объект исследования: песни, стихи, танцы и т. д.
Тип проекта : информационно - творческий
Длительность проекта : краткосрочный
Срок реализации: 17.01- 18.01.19г.
Задачи:
• Обобщить знания детей дошкольного возраста о рождественских колядках
• Развивать коммуникативные навыки детей, поддерживать доброжелательное общение в играх, продуктивной совместной деятельности.
• Развивать творческие способности детей через пение, танцы, художественную деятельность: создание поделок.
• Развивать речь детей: диалогическую, монологическую, умение отвечать на вопросы развёрнутым ответом, аргументировать его; составлять связный рассказ из своего личного опыта и основываясь на полученных ранее знаниях; умение выразительно читать стихи; обогащать словарный запас детей.
• Воспитывать любовь к народному творчеству, культурных ценностей этноса, цивилизации в целом.
Виды детской деятельности:
• Обогащение знаний о рождественских колядках;
• Формирование у детей любви к народному творчеству;
• Формирование у детей умений взаимодействовать друг с другом;
• Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели, муз работник.
Условия проведения:
Форма работы с детьми:
- Участие в продуктивных видах деятельности;
- Участие в празднике рождественских колядок.
- Просмотр док фильма: «Коляда»;
- Знакомство с народными гуляньями (колядками);
- Заучивание песен, стихов и танцев по теме;
Деятельность педагога:
- Подбор иллюстративного материала по теме, материалов для игр.
- Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме
- Подбор методической, художественной, детской литературы;
- Разработка необходимых материалов: док фильма по теме;
- Участие в детсадовских колядках;
Форма работа с родителями:
- Информация для родителей:
• "Коляда, Коляда! Отворяй ворота.
• Святки. Колядки.
- Выставка творческих работ детей.
- Выпечка: «Козуль»
Ресурсы:
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
1. Составление перспективно-тематического плана по реализации проекта.
2. Подбор материала по теме (иллюстраций, стихов, песен, рассказов о Рождестве).
3. Подготовка методического сопровождения по проекту «святки».
4. Обогащение предметно-пространственной среды в группе.
Основной этап:
1. Проведение бесед по теме.
2. Чтение «Рождественская елка»
3. Стихи на тему «Колядки», заучивание колядок (песен).
4. Подготовка презентации «Колядки.
5. Загадывание и разгадывание загадок.
6. Знакомство с народными приметами.
7. Творческая работа с детьми.
8. Проведение музыкального праздника «Коляда»
Заключительный этап:
Продукты проектной деятельности :
1. Подведение итогов по реализации проекта «Святки-колядки»
2. Проведение праздника на тему «Святки - колядки».
3. Выставка работ детей на тему «Козули»
В результате реализации данного проекта у детей возросла познавательная активность и интерес к изучению истории и традиций своего народа, расширился кругозор, обогатился словарный запас, с помощью музыкально – эстетической деятельности у детей появилось чувство ритма, артистизм, они увидели и почувствовали красоту народной музыки.
При реализации деятельности по подготовке и проведению музыкальных праздников, развлечений, посиделок отмечена её универсальность, что позволяет использовать её при организации различных видов детской деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, а также интеграция в различные виды деятельности.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Дата
День недели Образовательная деятельность в режимные моменты Непосредственно-образовательная деятельность Самостоятельная деятельность
Четверг
17.01 Прослушивание музыкальных произведений по теме. Поход в музей на:
«Рождественские колядки».
Заучивание стихов, песен по теме.
Подвижные игры: «Козёл», «Пирог».
Пятница
18. 01 Просмотр док фильма: «Коляда» Участие в празднике: «Святки - колядки»
Лепка: «Козули» Рисование по теме колядок.
Завершающий этап проекта (продукт проекта и презентация проекта)
Праздник: «Святки – колядки».
Выводы
Этот проект позволяет :
1. Сравнить эффективность различных форм работы с детьми.
2. Оценить качество педагогической работы по формированию уважительного отношения к народному творчеству.
3. Сделать качественный анализ текущих, конечных результатов реализации проекта.
Литература:
1. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». 2015г. Москва. Мозаика – Синтез.
2. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Примерное комплексно – тематическое планирование к программе «От рождения до школы». Старшая группа. 2015г. Москва. Мозаика –Синтез.
3. Т. С. Комарова. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. 1991г. Москва. «Просвещение».
4. Н. Гоголь. «Коляда».
Дополнительный материал:
1. Документальные фильмы о колядках.