Ирина Моисеенко
Проект Светлая Пасха
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект
Тема: Светлая Пасха
Тип проекта : познавательно-творческий, практико ориентированный, игровой.
Продолжительность: краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта : воспитатели, дети средней группы, родители.
Актуальность: Мы живем в веке огромного технологического прогресса и в погоне за новыми возможностями, теряем самое главное, мы забываем свои обычаи и традиции, свое прошлое. А как сказал Михаил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
Публикация «Проект Светлая Пасха» размещена в разделах
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Мы обучаем наших детей практически с пеленок пользоваться всевозможными гаджетами, и вместо совместных прогулок и бесед просто даём в руки малышу планшет, телефон или сажаем перед телевизором. И так изо дня в день, из года в год. И вот ребенок уже вырос и, естественно, ему уже совсем неинтересны совместные с родителями праздники и вообще что-либо совместное. Его вообще уже ничего не интересует, кроме виртуальных игр и виртуального общения. Это страшно, но всё еще можно исправить. Мы можем учить своих детей чему угодно, но они впитают в себя наш пример, наше поведение и культуру. И пока мы, родители (мамы и папы, бабушки и дедушки) уважаем, чтим и соблюдаем наши обычаи и традиции, историю своей Родины, наши дети будут следовать за нами и с нами.
Одним из самых радостных и почитаемых праздников, как и раньше на Руси, так и сейчас в России, является «Пасха». Это особенное время, сама природа всегда в этот день будто ликует вместе с людьми. Все вокруг оживает и цветет. Становится светло и радостно как на улице, так и в душе каждого христианина. Это, в первую очередь, семейный праздник. Но много ли наши дети знают об этом празднике? И как его отмечают в своей семье? Этим вопросом я и задалась и решила подробнее познакомить детей с православным праздником «Светлое Христово Воскресение» и его обычаями и традициями.
Проблема: Что мы знаем о православном празднике Пасха?
Цель:
Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями.
Выяснить значение слова «Пасха».
Как праздновать Пасху.
Узнать, какие существуют пасхальные традиции и обычаи.
Задачи:
Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», с его историей.
Развивать интерес к культуре и традициям своего народа.
Познакомить детей с обычаями и традициями «Пасхи».
Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа и любовь к своей Родине.
Развивать творческие способности через продуктивную деятельность.
Привлечь родителей к совместной деятельности
Краткое содержание проекта :
Данный проект, рассчитанный на детей средней группы, поможет получить знания и представления о православных обычаях, традициях празднования Светлой Пасхи; конкретизирует знания о пасхальных песнях, стихах, приметах; сформирует интерес к русскому народному творчеству и фольклору по данной теме; дети научатся играть в пасхальные игры и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Методы и формы работы по реализации проекта :
словесный;
метод обследования, наглядности;
проблемно-мотивационный;
практический;
сотворчество.
Ожидаемые результаты:
Получение новых знаний о празднике Светлой Пасхи, о его возникновении.
Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе реализации проекта.
Понимание детьми значимости праздника, обычаев и традиций для верующих людей.
Умение организовывать пасхальные игры, русские народные игры, на основе имеющихся знаний.
Проявление интереса к истории христианского праздника Пасхи.
Продукт проекта : Выставка поделок «Пасхальный цыпленок», семейное развлечение «Светлая Пасха».
Этапы реализации:
1. Этап аналитический (предварительная работа) : выявление первоначальных знаний детей через беседы на соответствующую тему. Подбор литературы (сказки, стихи, потешки, загадки по соответствующей теме, иллюстрации о Пасхе, подбор музыки. Информирование родителей о предстоящей деятельности (домашнее задание в виде консультации). Формулировка основополагающего и проблемного вопросов.
2. Этап организационный: Создание научно-познавательной и развивающей среды в группе через чтение художественной литературы, оформление уголка для чтения, просмотр фотографий, презентаций, игр и игрушек, плакатов и иллюстрированного материала. Беседы и анализ с детьми полученной информации с обсуждением результатов домашнего задания (совместное окрашивание яиц с родителями, изготовление поделок к выставке пасхальных украшений). Подготовить материал для опытно-экспериментальной и продуктивной деятельности.
3. Этап практический: проведение интегрированных НОД с организацией сюжетно-ролевых, подвижных и дидактических и хороводных игр, индивидуальной и групповой работы. Изготовление аппликации (Цыпленок, Лепка (Пасхальный цыпленок, рисование (Кулич, формирование знаний и представлений детей о Пасхе. Игра-драматизация «Курочка – Ряба».
4. Работа с родителями: консультации, оформление папки передвижки для родителей, привлечение к изготовлению поделок к выставке пасхальных украшений.
5. Этап итоговый: оформление результатов с помощью создания рисунков, аппликаций, лепки.
6. Этап заключительный: подведение итогов и результатов работы над проектом, организация выставки творческих работ детей совместно с родителями, семейное развлечение. Самоанализ. Презентация проекта.
Содержание проекта :
Образовательная область: «Физическое развитие»
Утренняя гимнастика.
Подвижная игра «Пронеси яйцо в ложке».
Пасхальная игра «Катание яиц».
Подвижная игра «Найди яйцо»
Цели: Развивать интерес детей к спортивно-массовым мероприятиям, поддерживать интерес к физической культуре и спорту. Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, лёгкости, точности. Формировать морально-волевые качества (целеустремленность, смелость, выдержка, организованность, самостоятельность, настойчивость в достижении результатов). Создать детей радостное настроение, вызвать эмоциональный подъем, формировать праздничную культуру, знакомит с традициями праздника.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Консультация для родителей «Пасхальные обычаи и традиции для детей на Руси».
Ознакомление с окружающим миром «Что такое Пасха?».
Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов по данной теме.
Пасхальные приметы
Цель: Узнать о традиции празднования Пасхи, приобщение детей и родителей к народному культурному празднованию Светлого Христова Воскресенья.
Занятие по ФЭМП на пасхальный лад (яйца) «Угадай сколько», «Найди пару по цвету», «Найди пару по рисунку», «Найди лишнее»
Цель: развивать познавательные способности, внимание, память, мышление, закреплять счет, состав чисел; закреплять умение решать задачи, примеры;
Опытно – экспериментальная деятельность:
Эксперимент «Определи, где сырое, где вареное яйцо»
Цель: показать детям зависимость глубины погружения яйца от плотности воды (соль).
Образовательная область: «Речевое развитие»
Цели: Приобщение детей дошкольного возраста к народному культурному наследию празднованию Светлого Христова Воскресенья. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Активизировать и обогащать словарный запас детей.
Беседа «Почему мы красим яйца?».
Составление рассказов «Как мы дома праздновали Пасху?».
Чтение р. н. с. «Курочка - Ряба».
Чтение и разучивание фольклорных произведений (стихов, потешек, поговорок, пословиц, считалок о Пасхе)
Образовательная область: «Художественно-этетическое развитие»
Чтение с детьми художественной литературы по соответствующей теме
Прослушивание музыки «Пасхальный звон колоколов».
Стихи о Пасхе, о весне.
Цель: знакомить детей с русскими народными сказками, воспитывать познавательную активность.
Слушание пасхальной музыки (звон колоколов)
Цель: знакомить детей с разнообразием музыкальных композиций.
Рисование «Украшаем пасхальный кулич»
Цели: Вызвать интерес к рисованию новых фантазийных образов по замыслу. Совершенствовать технику рисования гуашью. Продолжать учить планировать работу и осуществлять замысел. Систематизировать и уточнить примеры создания фантазийных образов.
Лепка в стиле пластилинографии «Пасхальный цыпленок»
Цели: Закреплять умение скатывать и скручивать пластилин, наносить его на основу, изображая рисунок. (Крапинки, картинки и др.)
Аппликация: «Цыпленок»
Цели: учить более точно передавать особенности натуры, используя приемы аппликации для создания выразительного образа цыпленка; прививать чувство удовлетворения от результатов совместной деятельности.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Цели: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой пекарей, воспитать коммуникативные навыки: умение договариваться, радоваться успехам других, смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «Кулич», «Пасха», «Светлое Христово Воскресенье» (в новом значении этого слова, «предки», «традиции», «обряды», обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Театр «Курочка - Ряба».
Сюжетно-ролевая игра «Лепим куличи».
Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей, накрываем на стол».
Дидактическая игра «Собери яйцо»
Конечный результат.
Повышение уровня мотивации к занятиям, компетентности детей и родителей по теме «Светлая Пасха».
Выставка творческих работ детей совместно с родителями.
Семейный досуг «Светлая Пасха».
Обобщение и распространение опыта.
Презентация проекта.
Выводы и самоанализ: мы считаем, что в результате совместной деятельности детей, воспитателей, родителей с поставленными задачами мы справились, а в ходе игр и развлечений получили огромный заряд новых знаний, впечатлений и эмоций. Дети и родители проявили больший интерес к изучению этой старой традиции и с большим удовольствием участвовали во всех мероприятиях, «по новому» посмотрели на этот праздник. Но самое важное, что дети стали более чуткими, внимательными. Ведь Пасха – это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Мы желаем и Вам быть внимательными, чуткими и милосердными, послушными старшим, быть щедрыми к бедным и добрыми с братьями нашими меньшими. Пусть в ваших душах всегда царит любовь и милосердие. Христос Воскрес! (Воистину Воскрес)
Использованная литература:
1. «Пасха. Традиции. Обряды. Рецепты». Авторы: Козлова И. С., Давыдова О. С. ООО ТД «Издательство. Мир книги» 2008.
2. Интернет ресурсы:
•https://www.paskha.net/,
•https://www.sunhome.ru/cards/28,
3. Салищева М. Н. «Пасха» издательство «Карапуз» 2009 г.