Наталья Малышина
Проект «Ступеньки к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема: Недостаточное формирование у детей мотивационной готовности к школе.
Срок реализации: долгосрочный (октябрь – май).
Вид проекта : познавательно – творческий
Возраст детей: подготовительная группа
Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной группы, родители, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания.
Актуальность проблемы:
Публикация «Проект „Ступеньки к школе“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Поступление в школу – новый этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Ребёнок открывает для себя совершенно новый мир. Прежде всего, это ответственность.
В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь.
Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребёнка. В качестве основных проблем, с которыми ему придётся столкнуться в школе, можно выделить:
-смену режима дня и питания,
-смену воздушного режима (пребывание в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду,
-непривычно высокий уровень шума на перемене,
-увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом;
-смену стиля общения с взрослыми (учитель зачастую не ориентирован на опеку, похвалу и защиту);
-необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании;
-необходимость организовать своё рабочее место за партой;
-требования правильно реагировать на звонки с урока на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакцию;
-необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками;
-возможный неуспех в деятельности;
-увеличение объёма интеллектуальной нагрузки.
Главное, что необходимо ребёнку - положительная мотивация к учению. Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ. Неслучайно вопросы подготовки детей к школе, являются одними из главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями.
Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.
И поэтому, реализуя данный проект, углубились в формирование у детей знаний о тех предметах, качествах характера и условий которые необходимы школьнику для получения результата.
Цель проекта : формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни, это способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Задачи:
-формирование положительной учебной мотивации;
- формировать представления детей о школе и её значении;
-воспитывать культуру общения и культуры поведения в общественных местах;
-развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т. д.);
-развитие творчески активной личности, развитию навыков общения, работы в коллективе;
-систематизировать знание детей о здоровом образе жизни, как условии успешного обучения в школе.
-воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей.
- активизировать словарный запас, развивать выразительность речи, средствами вербального и невербального общения;
- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки
Ожидаемый результат:
- формирование у детей мотивационной готовности к школе;
- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки;
-благоприятное течение адаптационного школьного периода.
План реализация проекта.
№ Мероприятия Участники Сроки
Подготовительный этап
1 Подбор для выставки иллюстрированных книг школьной тематики Дети, воспитатели, родители. 1 - 10 октября
2018г. Консультации:
«Психологический портрет ребенка 6-7 лет»
2 Чтение произведения Л. Н. Толстого
«Филиппок» Дети, воспитатели. 8 - 10 октября
2018г.
3 Просмотр мультфильма
«Козленок, который умел считать до 10». Дети, воспитатели. С 15 октября 2018г. Папки-передвижки: «Рекомендации по здоровьесбережению будущих первоклассников»
4 Беседа с детьми : «Для чего нужно учиться в школе». Дети, воспитатели, родители 16- 17 октября
2018г.
5 Досуг «Час загадок и ребусов о школе» Дети, воспитатели. 22 – 26 октября
2018г.
6 С/ ролевая игра «Школа».
Дети, воспитатели. 29 – 31 октября
2018г.
Практический этап
1 • Экскурсия в общеобразовательную школу» (видео презентация) Беседа: «Я в школе!», «Моя первая учительница!», «Каким я буду первоклассником?» Дети, воспитатели. 6 - 9 ноября
2018г. Консультация
«Мотивационная готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе».
2 • Чтение стихотворения А. Усачева
• «Кого принимают в школу» «Я хочу играть!», «Правила поведения со сверстниками», «Школа прошлого и настоящего» Дети, воспитатели. С 12 – 16 ноября
2018г.
3 Беседа с детьми «Чем школа отличается от детского сада». Дети, воспитатели. С 19 ноября
2018г. Оформление наглядной информации в родительском уголке «Советы родителям будущих первоклассников».
4 Рассматривание картины «Школа»
Д/И «Что лишнее?» \
(школьные принадлежности и т. д.) Дети, воспитатели. 26 - 30 ноября
2018г.
5 Заучивание стихотворения «Как хорошо уметь читать». Дети, воспитатели, родители. 3 - 7 декабря
2018г. Консультация
«Учеба без проблем - интеллектуальная готовность к школе».
6 Беседа «Школьная форма», «Какие предметы помощники в школе?» Дети, воспитатели. 10 - 14 декабря
2018г.
7 Рисование «Здание школы будущего».
Дети, воспитатели, родители. 17 - 21 декабря
2018г.
8 Игра «кто быстрее соберёт портфель»
Д/ и: «Школьные принадлежности Дети, воспитатели. 24 -29 декабря
2018г.
9 Игровые упражнения «Запомни пары фигурок», «Рассмотри картинку и составь рассказ».
Уроки тетушки Совы", "Азбука – малышка" "Игры для тигры"
Дети, воспитатели. 14 - 18 января
2019г. Консультация
«Ваш ребенок идет в школу».
10 Аппликация на тему: "Надела буква праздничный наряд". Дети, воспитатели. 21 – 25 января
2019г.
11. Чтение стихотворения М. Зощенко «Когда я стану школьником».
Подвижные игры: «Собери скорей портфель», «Урок – перемена». Дети, воспитатели. 28 – 31 января
2019г.
12 Беседа с детьми : «Для чего нужно учиться в школе». Дети, воспитатели. 1 февраля
2019г. Папка-передвижка «Первые трудности, или как происходит адаптация детей к школе».
13 Разучивание с детьми инсценировки «Дружно куклы учат буквы». Дети, воспитатели. 4 – 8 февраля
2019г. Консультация «Леворукий ребёнок».
14 Чтение произведения «Подружки идут в школу» М. Воронковой. Дети, воспитатели. 11 – 15 февраля
2019г.
15 Игровое упражнение «Назови предметы и дорисуй их» на тему «Школа Дети, воспитатели. 18 – 22 Февраля
2019г.
Игра соревнование «Скоро в школу» (игры, эстафеты и т. д.) Дети, воспитатели. 25 - 28 февраля
2019г.
«Аппликация» «Закладка для книги»
Интеллектуальная шоу-игра «Волшебный квадрат»
Дети, воспитатели 4 – 7 марта
2019г. Памятка для родителей: «Готовим руку к письму»
• Родительское собрание
• «Готовность к школе родителей и детей!» Дети, воспитатели, родители. 13 марта
2019г.
Беседа «Будьте добры»
(вежливые слова в жизни будущего школьника) Дети, воспитатели. 18 – 22 марта
2019г.
Загадывание загадок, чтение пословиц о школе. Дидактические и настольные игры школьной тематики : «Числовые домики», «Легкий счет» и т. д.
Дети, воспитатели. 25 – 29 марта
2019г.
«Рисование» - «Школьный портфель».
Интеллектуальная игра «Я знаю все» Дети, воспитатели. 1-5 апреля
2019г. Анкета для родителей «Как вы готовите ребёнка к школе?»
Чтение художественной литературы: умная сказка М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Жадность», «Волшебное яблоко», «Подарки в день рождения».
Дети, воспитатели 8 – 12 апреля
2019г.
Игра – фантазия «Когда я буду учеником…» Дети, воспитатели 15 – 19 апреля
2019г.
Сюжетно – ролевые игры: «Магазин канцтоваров», «Школьный урок».
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Дети, воспитатели 22 – 26 апреля
2019г.
Театрализованная игра: «Незнайка собирает портфель» Дети, воспитатели 13 – 17 мая
2019г.
Мастер-класс «Аппликация» - «Пригласительная открытка на выпускной бал». Дети, воспитатели. 20 – 24 мая
2019г.
Песни, стихи про детский сад.
Выпускной бал Дети, воспитатели, родители 27 – 30 мая
2019г.
Заключительный этап
1 Викторина: «Скоро в школу» Дети, воспитатели. 31 марта 2019г.