Наталья Александровна Лобачева
Программа кружка «Ступеньки математики» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка «Ступеньки математики» для детей 5–7 лет
Пояснительная записка.
Стремительно меняется время, в котором мы живем. Волей-неволей человеку приходится подстраиваться под его все ускоряющийся ритм.
Даже детство современного малыша наполнено новым содержанием по сравнению с тем, что было несколько десятилетий назад.
Ребенок ХХI века очень рано знакомится с первыми представлениями о науке – уже в детском саду осваивает ее азы.
Публикация «Программа кружка „Ступеньки математики“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребенка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать математические задачи. Это еще и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Наша задача – развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоемким процессом для дошкольников, так как формирование основных приемов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Работа в математическом кружке позволяет приобщить ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Ребята могут не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость и развиваются конструктивные умения.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Программа составлена на основе программы Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.
Образовательная программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволяет успешно учиться.
Направленность программы.
Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.
Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те кто проявляет интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, стремление узнавать что-то новое. К тому же развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться ими в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: логического мышления, воображения, связной речи. Это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.
Цель программы :
1) Формирование запаса знаний, умений, навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;
2) Овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация и т. д.);
3) Формирование умения понять учебную задачу и выполнить её самостоятельно;
4) Формирование умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
5) Развитие способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;
6) овладению навыками речевого развития;
7) развитие мелкой моторики и зрительно- двигательной координации;
Задачи программы :
Образовательные:
Формировать общее представление о множестве и числе;
Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 20;
Знакомить с составом числа;
Учить детей решать простейшие арифметические задачи ;
Учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой ;
Учить сравнивать множества;
Знакомить с математическими знаками;
Развивающие:
Развивать логическое мышление;
Развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;
Развивать мелкую моторику, глазомер;
Развивать инициативу;
Воспитательные:
Воспитывать внимание;
Воспитывать организованность;
Воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.
Отличительной особенностью программы
Содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. В рабочих тетрадях используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать.
Прослеживается интегрирование предмета с другими предметами, это помогает расширять кругозор, обогащать словарный запас детей, развивать речь. Во все разделы включены логические задачи, что способствует развитию логических форм мышления.
Программа позволяет педагогу использовать словесные, наглядные, проблемно-поисковые методы обучения.
Учебный материал организован по следующим разделам:
• Количество и счет.
• Величина.
• Геометрические фигуры.
• Ориентирование во времени.
• Ориентирование в пространстве.
• Логические задачи.
Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую часть, физкультминутки, что будет способствовать развитию мелкой моторики, развитию речи, глазомера, основных движений.
Содержание программы
Количество и счет.
На занятиях по этой теме у детей следует развивать общие представления о множестве: формировать множества по признакам, видят составные части множества, устанавливать отношения между отдельными частями, составляют пары предметов.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.
Познакомить с цифрами от 0 до 9.
Закреплять отношения между числами натурального ряда, умение увеличивать, уменьшать каждое число на1.
Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному числу, определять пропущенное число.
Познакомить с составом второго пятка из единиц.
Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (на наглядной основе)
Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий.
Величина.
Раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, высоте, ширине, использовать соответствующие определения.
Делить предмет на 2-8 равных частей путем сгибания; правильно обозначать части целого, устанавливать отношения целого и части, размера частей.
Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту линейкой, учить изображать отрезки заданной длины.
Дать представления о весе предметов и объеме, способах его измерения. Познакомить с весами.
Способствовать развитию глазомера.
Геометрические фигуры.
Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, куб, конус, шар.
Закреплять умения дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.
Учить классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине).
Познакомить с геометрическими фигурами: ромб, пятиугольник, шестиугольник.
Учить называть и показывать элементы геометрических фигур (вершина, сторона, угол)
Продолжать учить рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку.
Продолжать выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры.
Продолжать учить преобразовывать одни фигуры в другие путем складывания и разрезания.
Ориентировка во времени.
Дать элементарные представления о времени: его периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
Учить пользоваться в речи словами -понятиями: сначала,потом, до, после, раньше, позже.
Учить различать длительность отдельных временных интервалов, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
Учить определять время по часам с точностью до часа.
Ориентировка в пространстве.
Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, страница, учебная доска).
Закреплять умения определять словом положение предметов по отношению к себе, к другому лицу (справа, слева, впереди, сзади, перед, после, между.).
Продолжать учить пользоваться тетрадью в клетку.
Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде схемы, рисунка,плана.
Логические задачи.
Продолжать учить решать логические задачи (на сравнение, классификацию, анализ и синтез, развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.
Сроки реализации программы : учебный год.
Режим занятий: 1 занятие в неделю во второй половине дня продолжительностью 25-30 минут.
Формы проведения занятий:
- в процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия, игры, конкурсы;
- игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную;
- в занятия включены: работа с занимательным материалом, работа в тетрадях, физкультминутки.
Методы проведения занятий:
- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ) ;
- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы) ;
- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции) ;
- наглядный (с помощью наглядных материалов : картин, рисунков, плакатов, фото, показ мультимедийных материалов) .
Учебный план
Занятия проводятся с сентября по май следующего года.
Неделя: одно занятие
Месяц: 4 занятия
1 год – 32 занятия
Прогнозируемые результаты.
(1 год обучения)
На конец учебного года дети должны уметь:
• Объединять группы предметов по общему признаку, находить части целого множества и целое по известным частям;
• Считать до 20 и дальше (количественный и порядковый счет до 20);
• Называть числа в прямом и обратном порядке до10;
• Соотносить цифру и количество предметов;
• Составлять и решать задачу на сложение и вычитание;
• Пользоваться цифрами и математическими знаками;
• Различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу;
• Измерять длину предметов;
• Делить предметы на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть;
• Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;
• Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);
• Определять временные отношения;
На конец года дети должны знать:
• Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших;
• Предшествующее число, последующее число, соседей числа, предпоследнее число, последнее число;
• Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;
• Название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года;
В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств,как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
Для проведения занятий используются наглядные пособия и рабочие тетради, раздаточный и счетный материал, развивающие игры, геометрические и объемные фигуры и технические средства обучения.
Прогнозируемые результаты.
(2 года обучения)
На конец первого учебного года дети должны уметь:
• Объединять группы предметов по общему признаку
• Считать до 10 и дальше (количественный и порядковый счет до 10);
• Называть числа в прямом порядке до 10;
• Соотносить цифру и количество предметов;
• Пользоваться цифрами и математическими знаками;
• Различать величины: длину, ширину, высоту;
• Делить предметы на несколько равных частей
• Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;
• Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);
На конец первого года дети должны знать:
• Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших;
• Предшествующее число, последующее число, соседей числа;
• Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним
На конец второго учебного года дети должны уметь:
• Находить части целого множества и целое по известным частям;
• Считать до 20 и дальше (количественный и порядковый счет до 20);
• Называть числа в прямом и обратном порядке до 20;
• Соотносить цифру и количество предметов;
• Составлять и решать задачу на сложение и вычитание;
• Пользоваться цифрами и математическими знаками;
• Различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу;
• Измерять длину предметов;
• Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);
• Определять временные отношения;
На конец второго учебного года дети должны знать:
• Состав чисел первого и второго десятка (из отдельных единиц);
• Предшествующее число, последующее число, соседей числа, предпоследнее число, последнее число;
• Название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года;
В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств,как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
Перечень оборудования
• Учебные пособия.
• Предметные картинки.
• Раздаточный и счетный материал.
• Набор цифр.
• Набор геометрических плоскостных и объемных фигур.
• Модель часов, весы.
• Арифметическое домино, мозаика, пазлы.
• Развивающие игры «Магический квадрат», «Рыбалка», разрезные картинки.
• Строительный конструктор.
• ТСО.
• Кубики с сюжетными картинками.
Для проведения занятий используются наглядные пособия и рабочие тетради, раздаточный и счетный материал, развивающие игры, геометрические и объемные фигуры и технические средства обучения.
Литература:
1. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г.
2. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
3. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. от 3 до 7 лет»Мозаика-синтез, 2013 г.
4. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений» : Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М. : ВАКО, 2005 г.
5. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников. Кн. Для воспитателей д/с. - Просвещение, 1990 г.
6. Под редакцией А. А. Столяра «Давайте поиграем». Математические игры для детей 5-6 лет. - М. : Просвещение, 1991.
7. Е. В. Колесникова «Математические ступеньки».Математика для детей 5-6 лет. методическое пособие. -ооо «ТЦ Сфера»,2014г.
8. Е. В. Колесникова «Математические ступеньки».Математика для детей 6-7лет. методическое пособие. -ооо «ТЦ Сфера»,2014г.