Полина Ножова
Проект «Станция «Игровой калейдоскоп» для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №5 «Звездочка» городского округа Лосино-Петровский.
Проект : Станция «ИГРОВОЙ КАЛЕЙДОСКОП»
для детей дошкольного возраста.
Авторы проекта :
Ножова Полина Геннадьевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории
Потапова Ирина Николаевна, инструктор по физической культуре первой квалификационной категории
Вид проекта : игровой, среднесрочный.
Участники проекта :
Публикация «Проект „Станция „Игровой калейдоскоп“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
• педагог-психолог;
• инструктор по физической культуре;
Сроки реализации проекта : 5 месяцев (апрель-август 2018 год)
Актуальность проекта
Актуальность создания данного проекта обусловлена тем, что игра – самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Как известно, для проведения подвижных игр на воздухе наиболее благоприятное время – вторая половина весны, лето и ранняя осень. Значительно расширяется пространство для подвижных игр и других форм организации двигательной деятельности детей. В это время эффективно могут использоваться подвижные и интеллектуальные игры с самыми разнообразными игровыми заданиями, с разным оборудованием и без него, возможно проведение спортивных игр по упрощенным правилам, что способствует обогащению двигательного опыта детей, совершенствованию функциональных возможностей детского организма, воспитанию психофизических и личностных качеств.
Игровые и интеллектуальные занятия с использованием рисунков на асфальте активизируют умственную деятельность ребенка, закрепляя полученные знания в прямом и обратном счете, знания форм геометрических фигур, цветов и размеров. Они расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире; пополняют словарный запас, совершенствуют психические процессы.
Игры на асфальте содействуют обогащению нравственного опыта детей. Организуя соревновательную деятельность, педагог учит детей вежливому, тактичному, внимательному отношению к товарищам по команде, умению управлять своим поведением в коллективе ровесников. Необходимость соблюдать правила и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует дошкольников, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.
Игры на асфальте способствуют формированию волевых черт характера ребенка. Они основаны на продолжительном и многократном повторении однообразных двигательных действий, при их выполнении возникает необходимость проявлять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения.
Игры на асфальте являются хорошим дополнением к традиционной физкультуре, делая процесс каждодневных занятий более эмоциональным и разнообразным.
Подвижные и интеллектуальные игры — это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от интеллектуальных побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное.
Интеллектуальные игры способствуют развитию памяти, логического мышления детей, переключению с одного вида деятельности на другой, развитию умения слушать и слышать других, понимать и воспринимать другие точки зрения.
Для ребенка, особенно в дошкольном возрасте, очень важна игра. Игра не только дает простор для творчества детей, но и стимулирует их интеллектуальное развитие.
Цель проекта : развивать познавательную и двигательную активность посредством подвижных и интеллектуальных игр на асфальте.
Задачи:
• Способствовать познавательному развитию ребенка путем знакомства с подвижными играми.
• Способствовать развитию познавательной активности, логического мышления.
• Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.
• Формировать и совершенствовать жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т. д.). Удовлетворять потребность детей в движении.
• Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.).
• Формировать умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
• Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой как организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей.
• Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей.
• Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.
• Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.
Реализация проекта
№ Содержание работы Сроки Ответственные
Деятельность педагогов
Подготовительный
1. Изучить нормативные документы, методическую литературу, проанализировать интернет ресурсы по теме проекта. апрель Педагог-психолог Инструктор по физической культуре
2. Разработать план реализации проекта апрель Педагог-психолог Инструктор по физической культуре
3. Изготовление атрибутов и спортинвентаря, необходимых для реализации проекта апрель Педагог-психолог Инструктор по физической культуре
4. Разработать комплекс подвижных и интеллектуальных игр, игровых упражнений, направленных:
• на развитие логического мышления, памяти, внимания,
• на развитие быстроты,
• выносливости,
• силы,
• развитие ловкости,
• развитие координации.
апрель
Педагог-психолог Инструктор по физической культуре
5. Разработать цикл сюжетных мероприятий с использованием подвижных игр. апрель Педагог-психолог Инструктор по физической культуре
Основной
1. Составление эскизов игр и воспроизведение эскизов на асфальте май-июль Педагог-психолог Инструктор по физической культуре
2. Оформление станции – рисование на асфальте разные игровые зоны, такие как:
1. шахматная доска
2. доска для игры «Крестики-нолики»
3. классики
4. лабиринт
5. цветочная полянка
6. игровое поле для игры «Ходилки-бродилки»
7. «Воздушный шар» май-июль Педагог-психолог Инструктор по физической культуре
Заключительный
1. 1. Провести цикл сюжетных мероприятий с использованием подвижных игр.
2. Провести цикл мероприятий с использованием интеллектуальных игр.
август Педагог-психолог Инструктор по физической культуре
Дети дошкольного возраста
2. Составить и пополнить картотеки: по музыкально – ритмическим паузам, дыхательной, пальчиковой и артикуляционной гимнастик, динамических пауз, подвижных игр, игр малой подвижности на прогулке и в группе; по развивающим играм. август Педагог-психолог Инструктор по физической культуре
Предполагаемые результаты реализации проекта :
• Повышение уровня физического и интеллектуального развития дошкольника.
• Развитие физических качеств: ловкость, быстрота, выносливость.
• Умение детей играть в подвижные игры.
• Развитие двигательной активности детей.
• Развитие кругозора детей.
• Совершенствование навыков коллективной деятельности детей.
• Сплочение детского коллектива.
• Обогащение словарного запаса детей (считалки, новые для детей слова).
• Расширение обогащение развивающего пространства на территории детского сада.
Итог проекта
• Сформировался у детей интерес к подвижным и интеллектуальным играм.
• У детей сформировались представления о подвижных играх на асфальте.
• Дети научились играть и соблюдать правила в подвижных играх.
• У детей повысилась двигательная активность.
• Сформировался социально – коммуникативный навык общения между детьми.
Литература
1. Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребенка – М. : Аркти, 1993
2. Веракса, Н. Е. «Развитие ребенка в дошкольном детстве» - М. : Мозаика-Синтез, 2010
3. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мозаика-Синтез, 2010
4. Пензулаева, Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет – М. : Мозаика-Синтез, 2009-2010
5. Мандель Б. Р. От "просто игры" до игры интеллектуальной. на перекрестке научных дисциплин // Вопросы культурологии. – 2006. - N 4. - С. 54-59.
6. Луханин И. И. Интеллектуальная игра как образовательный инструмент // Информатизация образования. - 2008. - N 2. - С. 32-36.
7. Федоровская Е. О. Дар игры. Роль игры в развитии творческого потенциала ребенка // Одаренный ребенок. - 2012. - № 1 (январь-февраль). - С. 20-28.
8. Сун Л. Интеллектуальная игра дебаты: формы организации и особенности проведения // Наука и школа. - 2012. - № 5. - С. 58-61.
9. Иванов А. В. Методические рекомендации по организации и проведению игр // Детский досуг. - 2011. - № 4. - С. 46-74.
Приложение
Игры на асфальте
1. «Игра в шашки и шахматы» Цель опыта: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шашки и шахматы.
2. «Цветные кружочки» Цель: дети прыгают по кружочкам, соблюдая порядок. Важно находить нужную цифру, не нарушая порядок счета. Можно усложнять задания (прыгать через один, прыгать только лицом вперед, прыгать только на двух ногах-одной ноге и т. д.) Развивается внимание, координация движений, закрепляется знание порядкового счета.
3. «Классики» Здесь дети прыгают по клеточкам с цифрами от 1 до 10 и обратно. Прыгать на одной ножке, на двух, попеременно, в зависимости от количества клеток. Можно кидать на старте камушек на одну из клеток, и забирать его на обратном пути.
4. «Светофор» Цель: совершить прыжок на нужный цвет по сигналу воспитателя. Дети встают у линии, воспитатель называет цвет «красный, желтый, зеленый», ребенок должен прыгнуть на нужный цвет и прыгнуть обратно, не разворачивая корпус, то есть «задом на перед». В этой игре дети закрепляют цвета светофора, развивают навык прыжка в длину, слуховое внимание. Можно заменить прямое название цвета, т. е. говорить смысловое значение- «стоп!», «внимание!», «иди!».
5.«Крестики-нолики» Цель: необходимо собрать 3 символа в трех направлениях: горизонтально, вертикально, по диагонали, игра рассчитана на двух человек. Сначала обговаривается, кто каким символом будет играть: крестиком или ноликом. Затем дети поочередно рисуют мелом свои знаки так, чтобы в итоге получилась линия их трех крестиков или трех ноликов. Эта игра развивает внимание, мышление, быстроту реакции.
6.«Лабиринт». Цель: найти выход из лабиринта- замкнутого пространства со множеством преград-стен. Имеет два входа-выхода с противоположных сторон лабиринта, заходить можно в любой из них и двигаться к выходу на другой стороне лабиринта. В этой игре развиваются пространственные представления, пространственные понятия, логическое мышление, внимание.
7. «Лабиринт по кругу» Цель: найти выход из лабиринта. Форма лабиринта – круг. Имеет 3 входа-выхода, и дойти можно разными путями до центра и обратно. Можно обыграть лабиринт, положив в центр куклу, и отправить принца ее «спасать из замка дракона». Можно положить в центр морковку, и накормить зайчика и т. д. В этой игре дети развивают пространственные представления, логическое мышление, внимательность.
8. «Буквы на облаках» Здесь можно играть разными способами: ребенок прыгает по облакам и придумывает слова на заданную (облаком) букву; педагог называет слово, а дети встают на то облако с буквой, на которую это слово начинается: мама – облако с буквой «М»; можно выделять не первый, а последний звук в слове- кран — облако с буквой «Н»; а можно наоборот- придумать слово на букву, нарисованную в понравившемся облаке.
Цель:развивать и закреплять навыки звукового анализа, зрительный образ букв. Развивать память, мышление.
9. «Змейка». Цель: развивать координацию движений, точность, внимание. Игра на первый взгляд проста, но ее могут усложнить различные варианты: «Полоса препятствий», «Донеси – не урони», «По ровненькой дорожке», «Караси и щука», разные виды ведения мяча (футбольный, баскетбольный, воздушный шарик и т. д.)
10. «Ходилки-бродилки». Дети становятся точно на нарисованные подошвочки, двигаются прыжками от хвоста гусеницы (или от головы). Приходится прыгать и вперед, и назад, и боком. Цель: развивать координацию движений, точность, умение ориентироваться в пространстве. Игру можно так же разнообразить вариантами: «По следам», «Попади в каждый след», «Баскетболисты», «Целься точнее», «Пройди и перешагни» .
Отзывы детей по играм на асфальте: научились играть сами, научили своих друзей, научили своих родителей!