Елена Однобурцева
Проект «Создание экологической тропы на территории дошкольного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая тропа - как элемент воспитания у дошкольников экологической культуры
Природа является источником добра, ее красота влияет на человека только тогда, когда юное сердце облагораживается высшей человеческой красотой - добром, правдой, человечностью, сочувствием, непримиримостью к злу.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Проект „Создание экологической тропы на территории дошкольного учреждения“» размещена в разделах
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Экологическое образование - одно из новационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений.
Экологический компонент образования представлен в программе «Детство» в разделе «Ребенок открывает мир природы» (авторы - Н. Н. Кондратьева, Л. М. Моневцова). Программа ориентирована на развитие самостоятельности ребенка в познании природы и взаимодействии с живыми существами, о чем свидетельствует ее название.
На сегодняшний день программа «Детство» широко известна и привлекает внимание практических работников дошкольных учреждений
В нашем ДОУ возникла проблема экологической воспитанности ребенка как результат педагогически грамотного приобщения ребенка к экологической культуре
Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Наличие экологических представлений, эмоционально-положительного отношения к природе и организации полезной деятельности детей, по мнению ряда авторов (В. Г. Грецова, З. П. Плохий, М. К. Ибрагимова, являются основой формирования осознанного отношения к природе.
На данный момент имеются немало программ («Наш дом - природа» Н. Рыжовой, «Мы земляне» Н. Вересова, «Юный эколог» С. Николаевой и т. д., которые дают педагогам возможность реализовать экологическое направление в любом дошкольном учреждении. Ведущие комплексные программ: «Радуга», «Истоки», «Детство», «Кроха» - также содержат разделы, позволяющие приобщать детей к правильным - с экологической точки зрения - формам взаимодействия с природой.
Правильно организованное в дошкольном учреждении экологическое воспитание, представляет широкие возможности для развития экологически верного отношения к природе в пространстве и жизнедеятельности ребенка.
В помещениях детского сада традиционно устраивают уголки природы в группах, в зимне-весеннее время года - огороды на окне, активно создают комнаты и кабинеты природы, зимние сады, лаборатории, уголки экспериментирования, которые позволяют детям познать явления окружающего мира, многие природные процессы, недоступные для наблюдений в естественной (природной) среде.
На территории ДОУ экологические пространства также очень разнообразны: цветники, площадки природы, фруктовые сады, огороды, рабатки. Эти участки природы позволяют городским детям наблюдать за живыми и неживыми объектами в естественных, т. е. природных условиях.
Одним их эффективных методов в воспитании экологической культуры у дошкольников является создание на территории садика экологической (зеленой)
тропы, которая объединяет в себе все перечисленные выше экологические пространства.
На территории нашего ДОУ разработана экологическая тропа педагогами Однобурцевой Е. В. и Крючковой О. Г. К этому подтолкнуло место расположения детского сада: Курчатовский район, начало Комсомольского проспекта, с большим движением автотранспорта, соседство таких заводов, как АО «Втормет», лакокрасочный, цинковый, электровозоремонтный и другие предприятия. Это соседство дает возможность взрослым на конкретных примерах показать детям влияние человека на атмосферу (выбросы грязных примесей, на растения (грязные, пыльные деревья, трава вдоль дорог).
У нас возник вопрос: «С чего начать создание тропинки?» Ответ прост: посмотрев вокруг, определили, что интересного растет на территории детского сада, какие птицы и насекомые к нам прилетают, какие цветущие растения украшают наши клумбы и рабатки. Все, что нам сразу показалось привлекательным, ярким, будет таковым и для малышей и может быть включено в экологическую тропинку.
Любая экологическая тропинка состоит из видовых точек или объектов. Они могут быть естественными (лекарственные растения, кустарники, первоцветы, старые деревья, растущие на территории детского сада, молодые деревья, посаженные детьми) или специально созданными на территории ДОУ (зоны отдыха, оборудованные деревянными скамейками, участок для труда, флюгер, искусственные водоемы).
Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняли задания педагога. Мы составляли план - схему, определяли места, где можно наблюдать за определенными объектами.
Отработав план экологической тропы, выявив объекты наблюдений, чертим карту - схему территории детского сада, разрабатываем маршруты и указываем их на схеме. После составления карты - схемы, по которой дети с огромным интересным будут «путешествовать» отыскивая каждый маршрут, создаем объемный макет территории ДОУ с объектами тропинки.
Немаловажное значение имеет оформление учебной тропы. По всему маршруту экологической тропы расставлены знаки и указатели маршрутов, информационные щиты.
Главное в оформлении - образность и цветовое сочетание. Для младшего и среднего возраста изображения на стендах должны быть яркими, конкретными, доступными по содержанию. Для старших дошкольников изображения могут быть схематичными. Возможно использование знаков - символов и даже небольших текстов, выполненных печатными буквами.
На экологическую тропинку подготовили следующую документацию:
паспорт, где описано местонахождение экологической тропы (в нем также указаны основные задачи, дается краткое описание маршрута);
О карта - схема территории детского сада;
макет;
правила поведения на экологической тропе;
гербарий;
краткое описание на каждый объект;
альбомы с иллюстрациями;
беседы.
Экологическая тропа должна соответствовать следующим требованиям:
1. Экологическая информационность и эмоциональная насыщенность.
2. Доступность маршрутов.
3. Достаточная посещаемость детей
4. Эстетическая привлекательность.
5. В каждой возрастной группе работа должна иметь определенное содержание и методические приемы.
6. Безопасность.
Результаты итоговой диагностики экологической воспитанности дошкольников нашего ДОУ позволяет утверждать, что экологическая тропинка является эффективным элементов воспитания экологической культуры детей.
С помощью взрослых дети усваивают, что природа - общественное достояние, но за любую травинку ответственен каждый из нас. Природа - наш общий дом, а ответственность - личная. И важно, чтобы дети научились не только любить, оберегать все живое, но и прослеживать последствия действий человека.
Надо вырастить детей ответственными, экологически мыслящими. Ведь вся надежда на них, им исправлять ошибки прошлых поколений, им спасать такую маленькую, хрупкую и в то же время такую большую нашу планету. И, кто знает, может мы, педагоги, научим человечество жить в гармонии и дружбе с природой.