Юлия Сонина
Создание эколого-развивающей среды на территории детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Создание эколого-развивающей среды на территории детского сада
«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю-
Лес, степи, горы. А человеку нужна
родина. И охранять природу значит
охранять родину»
М. М. Пришвин
В современном мире экологическое воспитание и образование стало приоритетным направлением. Это вызвано резким ухудшением среды нашего обитания, а в результате - понижением уровня жизни людей. Здоровье человека на 20 % зависит от экологических условий, на 80 % определяется наследственностью, и изменить в благоприятную сторону мы можем только первый компонент, путем изменения своего отношения к природе. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Окружающая нас природа является всегда доступным, неиссякаемым источником наглядно-чувственного, эстетического, творческого, эмоционального и речевого развития детей. Способствует формированию у них доброжелательности, внимания, чуткости, наблюдательности и других положительных качеств.
Публикация «Создание эколого-развивающей среды на территории детского сада» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Оформление участков и площадок детского сада
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
На протяжении нескольких лет одним из направлений работы нашего детского сада является ознакомление детей с родной природой, формированием экологической культуры. На территории детского сада создана экологическая тропа - одна из современных форм воспитания и образования детей в экологически значимом пространстве. Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. Ассортимент растений максимально расширен, он выполняет не только декоравные функции, но и знакомит детей с многообразием флоры, но при этом из ее исключены колючие и ядовитые растения. На образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты, знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов, участками естественных биоценозов и т. п., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в различных видах экологически ориентированной деятельности.
Был составлен паспорт экологической тропы, инструкция по организации охраны жизни и здоровья детей на «экологической тропе». Главное назначение экологической тропы для дошкольников не столько информационное, сколько деятельностно-игровое.
Цель: Осуществление экологического развития детей путем реализацииэкскурсионной деятельности на экологической тропе;экологическое и эстетическое благоустройство территории ДОУ, создание эколого-развивающей среды.
ЗАДАЧИ:
• Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника.
• Развитие познавательного интереса к миру природы.
• Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
• Воспитание гуманного, эмоционально – положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы.
• Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).
Деятельность детей наэкологической тропе нашего ДОУ позволяют воспитывать ребенка через отношение с природой, формировать высокую экологическую культуру поведения в природной среде, воспитывать гуманное отношение к природе, формировать систему экологических знаний и представлений, развивать эстетические чувства, участвовать в посильной деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологическая тропа была создана в ДОУ в 2007 году и постоянно обновляется.
В настоящее время подбирается и накапливается материал, соответствующий возрасту и позволяющий наблюдать (познавать) наиболее интересные объекты на экологической тропе.
Материал и формы работы подбираются разнообразные; всегда находится что-то новое, необычное, увлекательное и интересное для детей.
Перед походом проводиться предварительная работа: чтение стихов, прозы об объекте тропы, беседа о правилах ухода за объектом, правилах поведения на тропе.
Составлена картосхема экологической тропинки, на которой указаны все уголки и значками отмечены точки экологической тропинки.
Экологическая тропа нашего детского сада включает в себя несколько видовых точек, это:
1. Рябиновая аллея
2. Березовая роща
3. Клумба
4. Уголок леса
5. Огород
6. Метеостанция
7. Цветник «Цветочный рай»
8. Цветник «Луковичный уголок»
9. Ароматный сад.
Хозяином экологической тропинки стал старичок Лесовичок – придуманный взрослыми и детьми символ, который предлагает детям задания: отыскать какое – то растение (по загадке или его описанию, угадать, где находится тот или иной объект и исследовать его, сочинить сказку, нарисовать растение или животное. К Старичку-Лесовичку дети могут обратиться за советом, получить новые знания, ответы на затруднительные вопросы, все, что касается природы. За оказанную помощь, удачно выполненные задания сказочный персонаж периодически оставляет на тропе сюрпризы – сладости, на деревьях или в своём домике. Для детей старшего дошкольного возраста организовываются маршруты (ориентирование на местности, прохождение маршрута с картинками - «находилками» и т. д., которые знакомят детей с более широким кругом достопримечательностей на территории.
1точка – Рябиновая аллея.
Для каждой возрастной группы определены цели и задачи тематических экскурсий с учетом времени года. Дети исследуют листья и ягоды, выясняют какие животные и птицы ими питаются. Дети совместно со взрослыми устанавливают кормушки для птиц и приходят сюда их кормить.
2 точка – Березовая роща.
Объекты для наблюдения: большие березы с обилием мха на стволах с северной стороны (ориентирование). Проведение мероприятий, элементов психологического расслабления, снятие психо - эмоционального напряжения.
3 точка – Клумба
Это ограниченная территория (клумба, вазон, на котором выращиваются различные декоративные растения. Как правило, это травянистые цветковые растения. Цветник предназначены для украшения и улучшения вида территории ДОУ.
Объект для наблюдения - сообщества садовых растений (однолетних, многолетних) с разным этапом цветения.
Красиво цветущие растения подобраны таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создана клумба «непрерывного цветения».
На примере этой клумбы мы рассматриваем с детьми разные этапы цветения, особенности ухода за однолетними и многолетними растениями, на старшем дошкольном возрасте - тему «Размножение растений» (семена, деление куста, черенкование). Кроме того, здесь можно понаблюдать за насекомыми - опылителями.
4 точка – Уголок леса.
Это объект может стать основой для организации природоведческого аспекта в воспитании дошкольников, дает возможность для организации наблюдений за растениями и животными родного края (леса, их узнавания, формирования первоначального понятия об эстетической ценности леса и его обитателей.
Объекты для наблюдений:цветы (одуванчики, ромашки, клевер, травы.
Объект для экологического познания дикой природы (знакомство с животными, птицами, насекомыми). Объект отдыха с созданными атрибутами уединения для восстановления психологического комфорта.
Объекты для наблюдений: группа молодых елочек (ель обыкновенная, ель голубая, сосна, лиственница.
Знакомство с хвойными растениями начинается со средней группы. В старшем дошкольном возрасте дети узнают о свойствах всех фитонцидных растений хвойной полянки.
Здесь дети наблюдают за разновидностями хвои (длинная у сосны - короткая у ели, мягкая у лиственницы - жесткая у сосны).
Это уголок, где дети упражняются в правилах поведения в природе.
5 точка – Огород.
Огород с овощными культурами для получения достоверных знаний и практических навыков по уходу за растениями.
Эта зона поможет детям уже в дошкольном возрасте получать достоверные знания о природе и приобретать практические навыки ухода за растениями. Работа на участке поможет развить такие качества, как наблюдательность и трудолюбие. Посещение огорода поможет в экологическом развитии дошкольников: наблюдения за фазами роста растений, связывание состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.
6 точка – Метеостанция
Объект с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначен для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
7 точка – Цветник «Цветочный рай».
Этот объект украшение на территории дошкольного учреждения, он используется не только в декоративных, но и в дидактических целях. Там высажены однолетние георгины, настурция, годеция, львиный зев, бархатцы, лаватера, петуния цветущие с июня до поздней осени.
8 точка - «Луковичный уголок».
Объекты для наблюдения: мускари, крокусы, тюльпаны, нарциссы, гладиолусы, лилии.
9 точка – «Ароматный сад»
Объекты для наблюдения: жасмин, сирень, ароматные травы (петрушка, укроп, базилик, мята перечная, мелисса лимонная)
Таким образом, экологическая тропа в ДОУ способствует развитию детской наблюдательности, познавательной активности, трудовых умений и навыков дошкольников, что способствует формированию экологически осознанного поведения в природе, экологической воспитанности детей. Разнообразное и умелое использование природных элементов позволяет даже на небольших территориях предоставить максимум возможностей для игр и занятий детей в природе. Таким образом, первоначальной задачей является организация природной среды, которая успешно влияет на все стороны жизнедеятельности дошкольников, умелое развитие и дополнительные природные особенности ландшафта, использование его в воспитательных целях.