Муцухаева Седа
Проект «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ»
Автор: Муцухаева С. М.
Должность: педагог-психолог
Срок реализации проекта : 2023-2024 учебный год
Актуальность проекта
Проблема взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.
Публикация «Проект „Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Основная идея проекта :
Создание и внедрение в образовательный процесс ДОУ формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства. Ведь современный мир очень активный, познавательный, интересный, мобильный. И, педагогам, как никому, важно идти в ногу со временем. Дети все чаще задают много непростых вопросов, а родители, кажется, знают все, что готовы учить нас. И только при совместной работе воспитателя и родителей, при правильном информировании, можно добиться отличного тандема, поддержки, взаимопонимания, а труд педагога будет оценен по достоинству.
Объект проектной деятельности : педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения.
Предмет проектной деятельности : инновационные формы работы с семьей в условиях детского сада.
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный.
Участники реализации проекта :
- администрация МБДОУ – организует и координирует работу по проекту;
- педагоги и специалисты ДОУ – взаимодействуют с родителями в рамках социального партнерства;
- родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях, проводят мастер-классы для детей.
Гипотеза: совместная инновационная работа по воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи.
В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта :
Цель: педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения посредством инновационных форм работы с родителями.
Задачи проекта :
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей
Установить отношения сотрудничества, положительную эмоциональную среду общения между субъектами образовательного процесса : детьми, родителями, педагогами ДОУ. Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия. Повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
Для решения поставленных задач может быть использован следующий комплекс методов:
целенаправленные наблюдения, в том числе включенные;
индивидуальные беседы с детьми, родителями, различными специалистами ДОУ;
анкетирование;
интервьюирование;
изучение детских работ;
анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта и др.
Принципы взаимодействия детского сада и семьи:
Целенаправленность деятельности педагогов и родителей с целью положительного влияния на социальное развитие личности дошкольника;
Дифференцированный подхо дк работе с родителями с учетом много аспектной специфики каждой семьи;
Вариативность содержания форм, методов образования родителей;
Взаимодействие– согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого;
Развитие и сотрудничество– включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенствования);
Комплексность– установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия с родителями.
Условия реализации проекта : заинтересованность педагогов и родителей, в систематичности работы.
Риски:
- трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях МБДОУ. Предполагаемый результат.
Создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ и семьи будет способствовать: повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;
- формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, а также участию в образовательном процессе;
- установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания дошкольников между детским садом, семьей.
- открытости и доступности деятельности ДОУ для родителей и общественности.
- участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта. Как показывает практика, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Критерии оценки эффективности реализации проекта
Успешность реализации проекта будет оцениваться по следующим показателям:
изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать; рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей; проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в мастер-классах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности; положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.
Приложение № 1
План по реализации проекта
«Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ»
№
п/п Активные формы и методы работы с родителями Цели Ответственный Примечание
1. Выставка рисунков и поделок
(сделанные своими руками) Привлечь и заинтересовать родителей созданием совместных работ. Администрация ДОУ,
воспитатели,
родитель Тему можно поменять. Нужно пригласить родителя (законного представителя ребенка, бубушку, дедушку).
2. Мастер-класс от родителя
«Изготовление светоотражающего элемента для одежды ребёнка». Создание условий для формирования у родителей устойчивого интереса к безопасности детей как участников дорожного движения. Расширение представления о безопасном поведении на улице и дороге. Администрация ДОУ,
воспитатели,
родитель Тему можно поменять. Нужно пригласить родителя (законного представителя ребенка, бубушку, дедушку).
3. Беседа с детьми от родителя «Ребенок на дороге». Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребенка правилам дорожного движения в детском саду и дома. Администрация ДОУ,
воспитатели,
родитель Тему можно поменять. Нужно пригласить родителя (законного представителя ребенка, бубушку, дедушку).
4. Мастер-класс от родителя
«Витамины всем нужны» по приготовлению фруктового салата. Привлечь родителей к полезной и нужной информации о необходимости витаминов. Администрация ДОУ,
воспитатели,
родитель Тему можно поменять. Нужно пригласить родителя (законного представителя ребенка, бубушку, дедушку).
5. Мастер-класс от родителя
«Как и для чего читать детям сказки» Помочь родителям понять роль чеченских народных сказок в воспитании и развитии ребенка. Администрация ДОУ,
воспитатели,
родитель Тему можно поменять. Нужно пригласить родителя (законного представителя ребенка, бубушку, дедушку).
6. Мастер-класс от родителя
«Пирожки с начинкой». Привлечь родителей к полезной и нужной информации. Администрация ДОУ,
воспитатели,
родитель Тему можно поменять. Нужно пригласить родителя (законного представителя ребенка, бубушку, дедушку).
7. Мастер-класс от родителя «Занимательные куклы своими руками». Просвещение родителей по организации уголка в ДОУ. Администрация ДОУ,
воспитатели,
родитель Тему можно поменять. Нужно пригласить родителя (законного представителя ребенка, бубушку, дедушку).
8. Мастер-класс «Поможем птицам»
(Изготовление кормушки) Привлечение внимания родителей к вопросам экологического воспитания. Воспитывать любовь и бережное отношение к
природе, в частности к птицам, желание помочь им в зимний период. Администрация ДОУ,
воспитатели,
родитель Тему можно поменять. Нужно пригласить родителя (законного представителя ребенка, бубушку, дедушку).
9. Беседа от родителя
«Профилактика
телефонной и компьютерной зависимости у ребенка» Распространение среди родителей знаний о правильной организации работы ребенка на компьютере. Администрация ДОУ,
воспитатели,
родитель Тему можно поменять. Нужно пригласить родителя (законного представителя ребенка, бубушку, дедушку).
10. Беседа от родителя «Авторитет родителей и взрослых и его влияние на развитие
личности ребенка». Привлечение внимания родителей к вопросам влияния их авторитета на развитие личности ребенка. Повышения педагогической культуры родителей. Администрация ДОУ,
воспитатели,
родитель Тему можно поменять. Нужно пригласить родителя (законного представителя ребенка, бубушку, дедушку).