Оксана Киселева
Проект «Создание мультфильмов вместе с детьми»
Вид проекта: Познавательно - творческий проект.
Участники проекта: воспитатель, дети (старшие дошкольники,
родители.
Суть проекта: осваивая и используя навыки лепки, рисования, конструирования, выполнения аппликации и поделок, дети изготавливают персонажей и декорации для игр, постановки спектаклей и съемки мультфильмов.
Актуальность проекта.
Со способности удивляться, видеть удивительное в обычных, казалось бы, вещах начинается творчество. Оно находит свое воплощение в искусстве. Искусство - это художественно-эстетическая деятельность человека, направленная на отображение образов окружающего мира посредством слова, звука, изображения.
Публикация «Проект „Создание мультфильмов вместе с детьми“» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Мультипликация. Проекты с мультфильмами
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и доброжелательный гражданин. Дошкольное детство представляет собой важнейший период в становлении личности, которое должно быть освещено творчеством, а следовательно, искусством. В поисках методов, способствующих развитию творческого мышления ребенка, я обратилась к мультипликации.
Мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства. Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Мультипликация может стать прекрасным развивающим средством для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала.
Мультипликация заключает в себе большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений, цвета, ритма, движения. Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация - искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения».
Разные виды изобразительного искусства: рисунок, живопись, лепка, дизайн и декоративно-прикладное творчество – сосуществуют в мультипликации на равных. А сам процесс создания мультфильма включает занятия литературные, музыкальные, актерские, режиссерские, операторские, которые помогают создавать изобразительные образы и вносят в них новый смысл.
Кроме того, занимаясь различными видами деятельности, осваивая новые материалы и техники, дети нацелены на конкретный результат, представляя, для чего они рисуют, лепят, мастерят. И то, и другое является наиболее благоприятными условиями для развития творчества.
Создавая героев мультипликационного фильма и декорации: из пластилина, делая аппликации, вырезая силуэты, рисуя красками, фломастерами, мягкими материалами, ребята изучают свойства и технические возможности художественных материалов.
Создание анимационных фильмов в детском саду решает ряд образовательных задач, раскрывает творческий потенциал дошкольников, развивает мышление. Искусство анимации развивает творческую мысль, формирует умение оригинальной подачи видения окружающего мира.
Мультипликация – это групповой творческий процесс. Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети знакомятся с разными техниками, пробуют разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора.
В процессе создания мультфильма происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки, озвучивание. Качественная подготовка литературно-художественной части является залогом успешности будущей работы, поэтому при планировании данной деятельности выделено достаточно времени на разработку предварительного сценария и подготовку художественного оформления. Завершается данная работа просмотром и обсуждением готовых результатов, что является необходимым шагом к созданию новых работ.
Новизна проекта: данной методической разработки в том, что до сегодняшнего дня эта форма образовательной деятельности через создание тематических мультфильмов слабо сформирована, либо вообще не представлена в дошкольных образовательных учреждениях в силу ряда причин: недостаточной технической оснащенности детских садов, недостаточного уровня компетентности педагогов в сфере компьютерных технологий и др.
Предложенные рекомендации могут быть успешно реализованы на практике в дошкольной образовательной в силу своей технической доступности. Для создания анимационного сюжета понадобятся зеркальная или любительская цифровая фотокамера со штативом, две настольные лампы дневного света, компьютер или ноутбук, обеспеченный программами звукозаписи и анимации. Вместе с тем, создание мультфильма требует создания определенных условий, затрат времени, чётко спланированной и результативной предварительной работы с детьми (и родителями, медийной грамотности педагогов.
Создание мультипликационного фильма - это, по сути, интеграция образовательных областей: познавательной, художественно – эстетической, речевой. Ребёнок становится художником, сценаристом, режиссёром, актёром, оператором, учится договариваться с другими, согласовывать свои действия, добиваться общего результата.
Проблемы: Современный ребенок. Чем его удивить, заинтересовать? Педагоги находятся в постоянном поиске новых, более эффективных способов передачи знаний, умений, навыков.
Так чем же удивить современного ребенка? Что, больше всего любят наши дети? Ну, конечно же, играть, смотреть телевизор – мультфильмы. Всё больше времени наши дети проводят за компьютером…
В своем проекте я хочу показать детям, что компьютер является замечательным средством, с помощью которого можно воплотить детские желания и фантазии.
Создание мультфильма – это многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, продуктивную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, коммуникативные умения и навыки и т. д.
Особенностью проектной деятельности в детском саду является то, что ребёнок еще не может самостоятельно сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Поэтому в проекте открываются большие возможности в организации совместной познавательно-исследовательской деятельности детей, педагогов и родителей.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель: способствовать развитию творчества в изобразительной деятельности старших дошкольников через изобразительное искусство посредством анимационной и мультипликационной деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
познакомить с историей возникновения и видами мультипликации;
познакомить с технологией создания мультипликационного фильма;
формировать художественные навыки и умения;
поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас.
Развивающие:
развивать творческое мышление и воображение;
развивать детское экспериментирование, поощряя действия по преобразованию объектов;
способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей;
развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
Воспитательные:
воспитывать чувство коллективизма;
поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности;
воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам;
воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный
Создание информационной папки, рекламы для родителей о проекте, ознакомление и консультация на родительском собрании.
Беседа с детьми на тему: «Мои любимые мультфильмы и тайны мультипликации».
2. Мотивационно – информационный
Мастер-класс по созданию кукольного мультфильма в технике перекладки
(дети должны наглядно увидеть способ «оживления» неживых предметов через мультипликацию, увидеть, как только что сделанные кадры, загружаются в специальную программу и превращаются в мультфильм).
Ознакомление с профессиями людей, создающих мультфильмы (продюсер, сценарист, режиссер-мультипликатор (аниматор, художник, оператор, актер, композитор)
3. Практико-ориентировочный
Выбор сюжета, выбор техник исполнения объектов, разработка и создание декораций, необходимого оборудования для работы над мульфильмом, оживление персонажей, съемка мультфильма.
Рабочий план
Предполагаемая дата проведения мероприятия Место проведения мероприятия Наименование мероприятия Ответственные за выполнение Взаимодействие
с родителями
Сентябрь группа Вводное занятие «Теоретические основы мультипликации».
воспитатели Познакомить с темой проекта
Раздать буклеты «Мультстудия в детском саду»
Мастер класс совместно с родителями и детьми
Совместный поход с родителями на сказку
Группа Беседа с детьми на тему: «Мои любимые мультфильмы и тайны мультипликации». Воспитатели
группа Мастер-класс по созданию кукольного мультфильма в технике перекладки Воспитатели
родители
группа «Написание сценария. Распределение ролей».
совместное написание сценария стихотворения. Распределение обязанностей и закрепление героев за рабочей парой. воспитатели
группа Изготовление героев и декорации». Работа с пластилином. Использование различных приемов лепки. Передача характера, образа. воспитатели
группа Сюжетно-ролевая игра:
«Один день в студии анимации» воспитатели
отдел массовой работы Социальное взаимодействие с ЦДО «Радуга» «Театр на подушках» зам. зав. по ВР, воспитатели,
музыкальный зал Слушание песен из мультфильмов.
«Если добрый ты»
«Песенка мамонтенка» воспитатели
группа Д. и. «Собери картинку из сказки», «Сравни
разных зверят» воспитатели
группа «Покадровая съемка сюжета». Знакомство с фотоаппаратом. Правила фотосъемки. воспитатели
Совместный выход в театр
Просмотр анимационного фильма
Отдел массовой работы Поход в драматический театр на постановку сказки Воспитатели
Родители
группа «Озвучивание и создание простейшего мультфильма».
Монтаж фильма, озвучивание персонажей, наложение голоса. воспитатели
Музыкальный зал «Выпуск анимационного фильма».
Презентация проекта (мультфильма).
Выпуск анимационного фильма, показ в группах и размещение на официальном сайте. Воспитатели
родители
Планируемые результаты проекта:
Для детского сада:
1. Создание условий для развития ребенка как индивидуальности.
2. Обновление содержания образования и качественное изменение воспитательно-образовательного процесса и деятельности ДОУ.
3. Возможность предоставления родителям дополнительных образовательных услуг для развития детей.
Для ребенка:
1. Интерес детей к изобразительной деятельности.
2. Умеет передавать творческие замыслы с помощью различных видов искусств и активно включен в процесс творчества.
3. Ребенок получил возможность совместного творческого взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
4. Повысился уровень информационной культуры.
Для родителей:
1. Удовлетворение потребности в разнообразных дополнительных услугах для развития детей.
2. Высокая степень информированности родителей о развитии ребенка. 3. Творческая активность родителей через активное включение в проект.
Для педагога:
1. Повышение профессионального уровня в сфере
2. Информационно-компьютерных технологий.
3. Реализация творческого потенциала.
4. Удовлетворённость собственной деятельностью.
Заключительный этап
• Представление мультфильма родителям, детям других групп.
• Презентация проекта.
Приобщаясь к мультипликации, дети приобретают ни с чем несравнимый опыт самореализации в значимой для них деятельности, знакомятся с различными для них видами творчества (литература, театр, изобразительная деятельность, пластика, прикладное искусство, технология обработки различных материалов, музыка, видеосъемка и видеомонтаж). Работая вместе со взрослыми и сверстниками над созданием мультфильма, ребята осмысливают различные явления нашей жизни, учатся решать проблемы общения, делают нравственный выбор. В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ — ресурсов у воспитанников будут формироваться универсальные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в школе.
И в завершении хотелось отметить, что проект «Юный мультипликатор» — предоставил каждому ребенку возможность не только получить знания, но и развить творческие способности, формировать коммуникативные навыки.
Список литературы
Бабиченко Д. Н. Искусство мультипликации. – М. : Искусство, 1964
Кемеровская область // Большая Библиотека Кирилла и Мефодия. Электронная версия. М., 2004
Матвеева О., Мультипликация в детском саду // Ребенок в детском саду, 2006. - №5
Художники советского мультфильма. – М. : Советский художник, 1978