Саргылана Иванова
Исследовательский проект для детей 4–5 лет «Лук от семи недуг»
▼ Скачать + Заказать документы
.
Проект «Лук от семи недуг»
Воспитатель: Иванова С. Ю.
г. Красноярск, 2018 г.
ПРОЕКТ «ЛУК ОТ СЕМИ НЕДУГ»
Автор проекта : Иванова С. Ю. МБДОУ детский сад № 73
Тип проекта : проектно– исследовательский.
Продолжительность: краткосрочный (02.04.2018-20.04.2018)
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Возраст детей : 4-5 лет
Публикация «Исследовательский проект для детей 4–5 лет „Лук от семи недуг“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Цель проекта : вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию реп-чатого лука на перо в комнатных условиях, узнать о его пользе, заинтересовать этапами проведения опыта.
Проблема проекта : Как можно вырастить зелёный лук на подоконнике? Чем может быть полезен лук? Что можно делать с луком? Исследование полезных свойств лука
Задачи проекта :
• воспитание бережного отношения к растениям как к живым существам, со-переживания им, понимания необходимости их охраны на собственных наблю-дениях;
• закрепление представления о луке, особенностях внешнего строения
• формирование представления об основных потребностях лука, условиях, ко-торые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).
• выработка навыков посадки лука в стакан с водой;
• выявление, сравнение изменений и различий, которые произошли с лукови-цами во время его роста;
• способствование возникновению интереса к процессу роста и пользе лука.
Актуальность: огромную роль в экологическом воспитании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Дети еже-годно видят, как родители сажают лук, осенью убирают, используют в различ-ных целях. Но ни разу не задумывались: как растет лук, какие условия необхо-димы для его роста? И чем же он полезен?
Проектная идея : объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности, выращивание лука на подоконнике весной и в огороде летом.
Содержание проекта и условия реализации:
1. В процессе работы над проектом сообщили воспитанникам новые знания об овощах, конкретно о луке. Лук обладает бактерицидными и антисептически-ми свойствами, борется с вирусами и накапливает в себе живительную энергию земли. Лук улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость ор-ганизма к инфекционным заболеваниям. Его применяют при желудочно-кишечном расстройстве, сопровождающемся недостаточной двигательной и сек-реторной деятельностью желудка, при гипертонии, атеросклерозе, общей слабо-сти и простудных заболеваниях. Свежий сок лука, смешанный с медом хорошее средство при лечении бронхита, кашля.
2. Воспитывали бережное отношения к растениям как к живым существам, сопереживания им, понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях.
3. Провели опыты, где дети наблюдали за ростом лука. Устанавливали связи: растения – вода, растения – человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках, на фото. Сформировали представления об основных потребностях лу-ка, условиях, которые необходимы для его роста (вода, свет, тепло). Выработа-ли навыки посадки лука в стакан с водой;
В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, кар-тины на овощную тематику.
Все эти проводимые занятия, дидактические игры, беседы имели одну цель – совершенствование практических умений и навыков детей, их свободное приме-нение в играх и творческой деятельности.
В итоге: привлекли к проектной работе родите-лей ( консультация родителям: «Польза лука для детей», рецепты от родителей: «Делимся рецептами салатов»); выполняли совместную деятель-ность с детьми (рисунки репчатого лука).
Результаты внедрения проекта по образовательным областям:
Образовательная область «Познание» :
• Развитие вкусовых качеств человека, так же обоняния, осязания. Формиро-вание умений устанавливать связи между состоянием роста растения в воде и на земле, умений сравнивать лук по форме, величине, цвету.
Образовательная область «Чтение художественной литературы» : совершен-ствование умений видеть окружающую себя красоту природы и отражение уви-денного и прочитанного.
• Разучивание пословиц, загадок.
• Чтение: Джанни Родари «Приключения Чиполлино»
Образовательная область «Физическая культура» :
• Формирование представлений о здоровом образе жизни.
Образовательная область «Социализация» :
• Развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе.
• Воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережное отноше-ние к окружающей природе и к труду товарищей.
Выводы: В результате проведенной работы дошкольники понимают и осо-знают насколько ценен лук. По итогам работы было отмечено:
1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближай-шего окружения, в частности, к луку.
3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведе-ния проекта «Лук –от семи недуг».
4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение:
• Реализация данного проекта научила детей сравнивать, анализировать, де-лать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково–исследовательской деятель-ности. В процессе работы над проектом дети рассматривали рост лука, отмети-ли его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здо-ровье человека.
• Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осозна-ния собственных умений.
• Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на во-прос, почему необходим ЛУК.
Используемая литература:
1. Лаптев Ю. П. «Растения от «А» до «Я».
2. Надеждина Н. «Где щи, там и нас ищи».
3. Осипов Н. Ф. «Занимательная ботаническая энциклопедия».
4. Смирнов А. «Зачем луку луковица».
Приложения:
БЕСЕДА О ПОЛЬЗЕ ЛУКА.
«Лук от семи недуг»
Лук репчатый — пряное культурное растение, относящееся к семейству ли-лейных. Самая распространенная пряность, употребляемая многими народами ежедневно. Родиной репчатого лука считают Юго-Западную Азию.
Химический состав. Лечебные свойства.
Репчатый лук издает характерный запах, обусловленный присутствием в нем эфирных масел, включающих серу. Фитонциды лука убивают микробов, стреп-тококки, дизентерийную, дифтерийную, туберкулезную палочки.
Кроме того, в луке имеются протеин, сахароза, мальтоза, фруктоза, полиса-харид, белки, зола, жиры. Он богат витаминами С, А, D, В1, В2, Вб, Е, РР; со-держит кальций, калий, натрий, магний, фосфор, железо. Из репчатого лука го-товят спиртовую вытяжку для стимуляции сердечной деятельности, улучшение секреторной деятельности желез пищеварительного тракта. Лук успокаивающе действует на нервную систему. При весеннем авитаминозе очень полезен зеле-ный лук, способный удовлетворить потребность человеческого организма в ви-тамине С.
Луковицы содержат йод, органические (лимонную, яблочную) кислоты. Фи-тонциды, содержащиеся в них, убивают микрофлору полости рта, благоприятно влияют на работу почек. Лук приносит пользу здоровью.
Применение в кулинарии.
В настоящее время лук репчатый является одной из важнейших овощных культур. Луковицы и листья используются как приправа в консервной промыш-ленности, к салатам, винегретам, грибам, овощным и мясным блюдам, а также как пряно-витаминная закуска и вкусовая добавка к супам, соусам, подливкам, фаршам.
Чаще всего лук употребляется в сыром виде или поджаренным на сале или растительном масле до золотистого цвета. Сырой лук отлично дополняет кол-басные и мясные изделия, творог, сыры, хлеб с салом.
Применение в медицине.
В медицине известен со времён Гиппократа. Лечебные свойства лука призна-вали все народы. Римляне считали, что сила и мужество солдат увеличиваются при употреблении лука, поэтому он входил в военный рацион. В Египте луку воздавали почести как божеству. При Гиппократе лук прописывали больным ревматизмом, подагрой, а также от ожирения. Луковый сок полезен. Луковый сок помогает от ангины. Съедобный лук вследствие своей горечи укрепляет сла-бый желудок и возбуждает аппетит».
Время появления лука на Руси точно не установлено, но известно, что уже с давних пор он являлся одним из главных пищевых продуктов и считался универ-сальным средством, предохраняющим и излечивающим болезни. Лук является хорошим витаминным средством, особенно рекомендуемым в зимне-весенний период, но используемым круглый год. Значительное количество минеральных солей в луке при его использовании в пищу способствует нормализации водно-солевого обмена в организме, а своеобразный запах и острый вкус возбуждают аппетит.
В средние века приписывали луковице чудесное свойство: предохранять вои-нов от стрел и ударов мечей и алебард. Рыцари, закованные в стальные латы, но-сили на груди талисман- обыкновенную луковицу. Поэтому один вид лука так и назвали:» Лук победный».
Разные виды дикого лука растут у нас на полях и в лесах. Но культурный лук происходит из Западной Азии. Возделывание лука началось в древние времена в Китае, а затем в Индии и Египте. В армиях древней Греции и Рима добавляли в пищу солдатам большое количество лука, полагая, что лук возбуждает силу, энергию и храбрость.
В средние века врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от забо-левания. Российские ученые установили, что от летучих веществ, выделяемых луком, гибнут гнилостные и болезнетворные бактерии, простейшие животные- амеба и инфузории- и даже лягушки и крысы. Достаточно в течение трех минут пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии. Сочные чешуйки луковицы со-держат 6% сахара. Поджаренный лук, когда жгучие вещества улетучатся, стано-вится сладким и румяным. При поджаривании эту румяность придает луку со-держащийся в нем сахар.
Приложение
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь
Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.
Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:
Я-чудесный мешочек,
Всем ребятам я — дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди бе-рут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.
После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».
Дидактическая игра «Целое и часть»
Задачи: формировать умение подбирать пары картинок с изображением цело-го фрукта и его части, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: картинки целых фруктов и их частей.
Ход игры: играют 2 ребёнка. У одного - картинки с изображением целого фрукта, у другого - картинки с изображением его части. Один играющий выкла-дывает свою картинку, называет, что на неё изображено, а другой должен подо-брать соответствующую.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Дидактическая игра «Две корзинки»
Задачи: совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить исполь-зовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.
Атрибуты: две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.
Ход игры: дети по очереди берут картинку, называют, что на ней изображено, определяют, к какой группе относится и кладут в соответствующую корзинку.
Примечание: игра может быть индивидуальной.
Подвижная игра «Овощи — фрукты»
Задачи: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.
Атрибуты: предметные картинки овощей и фруктов
Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:
«Раз, два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и органи-зуют группы «Овощи», «Фрукты».
Подвижная игра «Вершки и корешки»
Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать вни-мание, зрительное и слуховое восприятие, память.
Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.
Ход игры: Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные, дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на зем-ле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого мо-жет выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.
Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают дви-жениями, где он растёт.
Приложение
ПОСЛОВИЦЫ, ЗАГАДКИ И ПОГОВОРКИ
Никого не огорчает,
А всех плакать заставляет.
(Лук)
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
Сарафан не сарафан,
платьице не платьице,
А как станешь раздевать,
досыта наплачешься.
(Лук)
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
(Лук)
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …
(Лук)
Что без боли и без печали доводит до слез?
(Лук)
Пришел барин с грядки,
весь в заплатках,
кто ни взглянет,
всяк заплачет.
(Лук)
Скинули с Егорушки
Золотые перышки,
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка.
(Лук)
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он.
Когда чистишь – слезы льешь.
(Лук)
Пришла Таня в желтом сарафане:
Стали Таню раздевать,
Давай плакать и рыдать.
(Лук)
Птица в норе,
Хвост во дворе.
Кто перья выдирает,
Тот слезы утирает.
(Лук)
Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу.
(Лук)
Он никогда и никого не обижал на свете.
Чего же плачут от него взрослые, и дети?
(Лук)
В десять одежек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты его позовешь,
Сам не заметишь, как слезы прольешь.
(Лук)
Голо, голо, а луковка во щи есть.
Лук с чесноком - родные братья.
Кто ест лук, того бог избавит от вечных мук.
Честна чесноковина да луковица.
В нашем краю - словно в раю: луку да рябины не приешь.
Облупил, как луковку.
Горе луковое (т. е. незадачливый, неуклюжий человек; недотепа).
Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки.
Рожа - клюковка, глаза - луковки.
Хрен да редька, лук да капуста - лихого не попустят.
Мать его - лук, отец - чеснок, а сам вырос розовым вареньем. (турецкая по-словица)
Будто с лука спрянул.
Лук от семи недуг.
Лук да баня все поправят.
Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.
Лук добр и к бою и во щах.
Приложение
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Консультация «Польза лука для детей»
Лук "окультурен" человеком около 4000 лет назад. Считается, что репчатый лук люди начали выращивать в Средней Азии. Исцеляющие свойства репчатого лука были известны людям еще в древности. В луке содержатся витамины А, В и С, эфирные масла, а также кальций, железо, магний, фтор, серу (именно из-за нее у лука такой резкий запах) и фитонциды.
Сок репчатого лука является сильным природным антибиотиком, оберегаю-щим человека от простудных и инфекционных заболеваний. Лук активизирует обмен веществ, способствует очищению крови и стимулирует пищеварительные процессы. Его используют при гипертонии, общей слабости, для увеличения по-тенции, как противоглистное средство, а также при гастрите, геморрое и диабе-те. Сок лука применяется при ревматизме, бессоннице, неврастении.
Кашица из свежего лука используется для лечения гриппа, дерматита, при выпадении волос, выведении мозолей и бородавок, а также против укусов кома-ров.
Используют репчатый лук и в косметике: маски из него хорошо очищают ко-жу и делают ее мягче.
В перьях зеленого лука содержится больше витаминов, чем в самой луковице. Зеленый лук - прекрасное средство для восполнения запаса витаминов, особенно в период весеннего авитаминоза. Так 100 граммов зеленого лука содержат днев-ную норму витамина С для взрослого человека. В состав ростков зеленого лука входят также каротин и витамины группы В. Луковое перо кроме того содержит хлорофилл, что полезно для процесса кроветворения.
Еще одним важным полезным свойством лука является его положительное действие на функцию нашей сердечно-сосудистой системы. Зеленый лук реко-мендуется всем тем, кто страдает от малокровия и слабости сердечной мышцы, кому необходимо укрепить стенки сосудов и нормализовать кровяное давление.
Свежая зелень лука прекрасно возбуждает аппетит, придавая привлекатель-ность любому блюду.
Лук используется в кулинарии, и ценится как средство ото всех болезней. Ещё одно его неоспоримое достоинство, что это первый овощ, который появля-ется уже весной. В магазинах он доступен в течение всего года, что позволяет украшать им стол и поправлять своё здоровье. Чаще всего его употребляют в свежем виде и добавляют в самые разные блюда. Можно также и делать заготов-ки на зиму.
Полезные свойства репчатого лука не исчезают при тепловой обработке. Жа-ренный, вареный или печеный он сохраняет все свои витамины, а так же вкус и аромат. Из него приготавливают настои и снадобья. Множество рецептов народ-ной медицины не обходятся без него. Например: красные сорта лука помогают отчистить организм от холестерина. И его рекомендуют больным с онкологиче-скими заболеваниями.
Считается, что употребление зеленого лука или репчатого лука в больших количествах может иметь раздражающий эффект на слизистые оболочки, в част-ности – на слизистую желудка. Вместе с тем, использование зеленого лука в не-больших дозах весьма полезно для пищеварения и нормализации работы желу-дочно-кишечного тракта. Зеленый лук способствует уничтожению вредных бак-терий и инфекции, способствует пищеварению, стимулирует выделение желу-дочного сока и возбуждает аппетит. Однако, извлечь пользу зеленого лука для желудка могут лишь только все те, кто не страдает от серьезных заболеваний желудочно-кишечного тракта, таких как язва желудка и двенадцатиперстной кишки, гастриты, повышенная чувствительность, и так далее. Поэтому таким пациентам лучше категорически воздержаться от любого использования этого продукта.
Приложение
Рецепты салатов с луком от родителей
Салат с курицей, грибами и маринованным луком.
Основа салата – мясо курицы, но не менее вкусным он получается, если взять мясо индейки. Ингредиенты: Куриная грудка – 1 штука Яйца – 4 штуки Шампи-ньоны – 8 штук Сыр твердых сортов – 150 грамм Лук – 1 большая луковица Майонез Уксус – 3 ложки столовых. Приготовление: Луковицу очистить и зама-риновать в уксусе – 6 часов. Куриную грудку отварить с любимыми специями. Шампиньоны нарезать большими ломтями и протушить, добавив 1 столовую ложку воды. Затем обжарить на растительном масле. Отварить вкрутую яйца и отделить белки от желтков. Непосредственно перед подачей куриное мясо наре-зать мелкими кубиками, яйца и сыр натереть на мелкой терке, луковицу пору-бить. Ингредиенты выложить слоями: - 1-й – белки; - 2-й - грибы; - 3-й – майо-нез; - 4-й – лук; - 5-й – курица; - 6-й – майонез; - 7-й – сыр - 8-й – желтки. Перед подачей салат немного охладить.
Салат "Мышка" с ветчиной, маринованным луком и яично-крахмальными блинчиками
Это прекрасный закусочный салат с оригинальной подачей. Ингредиенты: Крахмал картофельный – 2 ложки столовых Крахмал кукурузный – 1 щепотка Яйца – 3 штуки Сахар – 5 ложек столовых Вода – 10 ложек столовых Уксус ви-ноградный – 7 ложек соловых Ветчина – 0,3 килограмма Лук – 4 шту-ки. Приготовление: Луковицу нарезать тонкими полукольцами. Приготовить ма-ринад – смешать уксус, воду, добавить сахара на кончике ноже, довести до заки-пания и залить лук. Дождаться, когда маринад остынет и слить. Приготовить блинчики взбить яйца с крахмалом и выпечь небольшие тонкие блинчики, осту-дить. Нарезать полосками. Лук отжать. Ветчину нарезать тонкими полосками, соединить с маринованным луком и полосками блинчиков, заправить майонезом по вкусу и перемешать. Из готового салата сформировать на блюде тело мышки, глазки сделать из маслин, хвостик – из полосочки блинчика.
Салат из кальмаров и маринованного лука
Салат интересен сочетанием сладковатых ноток вкуса кальмаров и остроты маринованного лука. Ингредиенты: Кальмары – 0,6 килограмма Лук – полторы штуки Уксус – 3 ложки столовых Яйца - 4 штуки Сахар – 2 ложки столовых Соль для маринада – ложки столовых Соль для салата – по вкусу Майонез – для заправки Приготовление: Лук нашинковать полукольцами, добавить сахар, соль, уксус и залить горячей водой так, чтобы она покрыла лук. Мариновать полчаса. Кальмары отварить с лавровым листом (2-3 минуты). Нарезать соломкой. Яйца отварить вкрутую и нарезать полосочками. Промаринованный лук отжать. Со-единить все ингредиенты, заправить майонезом, перемещать.