Наталия Дмитриевна Буркова
Проект «Соль — это чудо»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Соль — это чудо»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №9 «Василек» г. Грязи Грязинского муниципального района
Липецкой области.
(МАДОУ д/с №9 г. Грязи)
Паспорт проект
Тема:«Соль – это чудо»
Воспитатель: Буркова Н. Д.
Публикация «Проект „Соль — это чудо“» размещена в разделах
Ак Актуальность проекта. Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, разнообразием, изменчивостью и красотой. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают «открытия», загадки и вопросы. Растущий человек не сдается, он всегда готов к познанию, ему хочется понять все, что его окружает. Задача педагога – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям и создать необходимые для этого условия.
Проблема: соль незаменимый продукт питания, о котором мы ничего не знаем.
Гипотеза: содействие воспитанию личности ребенка с развитым познавательным интересом и сформированным осознано – правильным отношением к природе, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста стимулирует внутреннее развитие и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, запросов, инициативы и желаний.
Если мы проведем исследование, опыты и эксперименты с солью, изучим познавательную литературу, то мы расширим знания детей о соли, как полезном ископаемом и выявим вредные качества соли для здоровья человека и окружающей природы.
В связи с этим возникает необходимость создания проекта «Соль – это чудо».
Тип проекта : познавательно- исследовательский, краткосрочный, групповой.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта : краткосрочный (с 21 февраля 2019г. по 4 марта 2019 г.)
Цель. Создать условия для обогащения общих представлений детей о свойствах и особенностях соли. Активировать у детей творческий потенциал посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи проекта.
Образовательные.
Учить детей устанавливать причинно- следственные связи, умение делать выводы.
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.
Развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление, внимание, память.
Развивающие.
Развивать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
Продолжать расширять область социально- нравственных ориентаций и чувств у детей.
Развивать связную и диалогическую речь; зрительное и слуховое внимание.
Развивать речевой слух, умение ориентироваться в пространстве.
Развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования.
Воспитательные.
Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность, активность.
Привлечение родителей к сбору материала для проекта. Вовлечение родителей в познавательно- исследовательскую деятельность детей, посредством их участия в совместной экспериментальной деятельности.
Материалы и оборудование: иллюстрации, литература, чашки, кипяченая вода, соль, палочки для размешивания, нитки, чистая ткань, блюдце, гуашь, бесцветный лак, сырое яйцо, микроскоп, тарелка.
Ожидаемые результаты проекта :
Расширение у детей знаний о полезности и вредности соли для здоровья. Сформировать у детей представление о здоровой пище и основы гигиенических навыков. Научить детей устанавливать причинно- следственные связи.
Возросший интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребенка. Вовлечение их в воспитательно- образовательный процесс в ДУ.
Интеграция образовательных областей. Познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно- эстетическое, физическое развитие.
Продукт проекта :
Создание поделки «Радуга в бутылке»
Изготовление коллективного коллажа «Соль в жизни человека»
Консультация для родителей «Лепим из соленого теста».
План работы.
Этапы Формы работы Сроки реализации
Первый этап:
Подготовительный Определение цели и задач проекта.
Сбор и анализ литературы по данной теме.
Разработка плана реализации проекта.
Подборка иллюстративного материала и фотоматериала с изображением соли в использовании человеком.
Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр по теме.
Подготовить материал для изобразительной деятельности и опытов.
Загадки, пословицы, поговорки, афоризмы о соли.
Индивидуальные беседы с родителями, индивидуальные задания каждой семье.
Разработка дидактических игр, пособий.
Создание условий для реализации проекта. февраль
Второй этап:
Основной Работа с детьми.
1. Беседа. «Путешествие в прошлое», «Виды соли», «Для чего нам нужна соль», «Как добывают соль», «Полезные свойства соли».
2. Художественная литература. Чтение Румынской народной сказки «Соль в кушанье», «Сказка о здоровом завтраке» по мотивам произведения Л. Филатова. «Сказки о здоровом питании», словацкая сказка «Соль дороже золота», русск. народ. сказка «Сказка о сахаре и соли».
3. Рассматривание иллюстраций (дидактические картинки, иллюстрации к сказкам, потешкам).
4. Игровые ситуации. «В гостях у доктора Здоровая пища», «Мама готовит обед», «Из чего и как готовят еду».
5. Эксперименты. «Свойства соли», «Плавающее яйцо», «Соль чистящее средство», «Рассматривание соли через лупу».
6. Просмотр фильма «Как казаки соль добывали».
7. Продуктивная деятельность. Нетрадиционная техника рисования ватными палочками и солевым раствором. Тема: «Картина для моего друга».
8. Продуктивная деятельность. Нетрадиционная техника рисования Тема: «Чудесная радуга»;
9. Продуктивная деятельность. Нетрадиционная техника рисования окрашивание соли разноцветными мелками Тема. «Радуга в бутылке»
10. Сюжетно – ролевые игры. «Магазин», «Семья»,» Кухня», «Повар».
11. Общение: «Для чего мы едим?», «Соль в жизни человека».
12. Рассуждалки. «Почему человек солит пищу», «Польза или вред соли».
13. Выставка рисунков «Разве соль не волшебница».
14. Разучивание пословиц и поговорок о соли
15. Пальчиковая гимнастика. «Мы капусту рубим …», «Мы делили апельсин».
16. Дидактические игры. «Разрезные картинки», «Во саду ли в огороде»
«Чудесный мешочек», «Овощное лото». «Полезно не полезно»,
«Кубики с картинками» «Что лишнее?»
«Узнай по описанию», «Съедобное - несъедобное» ,«А ну-ка собери в корзинку».
17. Хороводная игра. «Есть у нас огород», "Кабачок".
18. Подвижные игры. «Ловишки – убежим от вируса», «Собери витамины», «Огуречик, огуречик», «Найди себе пару».
19. Работа с трафаретами и раскрасками.
Работа с родителями.
1. Консультация для родителей: «Лепим из соленого теста».
3. Информационный материал «Это удивительная соль».
4. Памятка для родителей «Это следует знать».
февраль –
март.
Третий этап:
Заключительный 1. Создание поделки «Радуга в бутылке»
2. Изготовление коллективного коллажа «Соль в жизни человека»
3. Консультация для родителей «Лепим из соленого теста».
Ноябрь.
Результаты проекта.
Таким образом, в процессе реализации проекта были созданы благоприятные условия, позволяющие изучить, расширить и обобщить знания детей о соли. Дошкольники узнали много нового о, особенностях соли, ее свойствах и качествах, о вреде и пользе для нашего организма. Самостоятельно провели много интересных опытов.
Дети научились собирать информацию, анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения с взрослыми и сверстниками. Повысился интерес к познанию окружающего мира. Все это способствовало саморазвитию личности каждого ребенка, воспитание в нем целеустремленности и самоуважения.
Литература:
1. Н. С. Голицына» Конспекты комплексно – тематических занятий»
2. «Азбука питания в дошкольных образовательных учреждениях» -М. ЛИНКА – ПРЕСС, 2002
3. Дружинина Л. «Питание ребенка в детском саду и дома». Дошкольное воспитание 1998 -№ 6.
4. Кокоткина О. «Питание дошкольника». Дошкольное воспитание. – 2004 -№8.
5. Кузнецова М. «Современные пути оздоровления дошкольников». Дошкольное воспитание 2002 - № 11.
6. Песков В, К. «Окно в природу. Щепотка соли» -2000г.
7. Курланский Марк «Всеобщая истории соли» - Москва Ж Колибрии 2007г.
2019г.
ПРОДУКТ ПРОЕКТА
Тема «Радуга в бутылке».
Тема «Картина для моего друга».
Тема «Чудесная радуга».
Консультация для родителей.
Тема. «Лепим из соленого теста».
Воспитатель. Буркова Н. Д. (1 категория).
Лепка в дошкольном возрасте рассматривается и как средство и как условие развития творческого потенциала ребенка. Лепка – разновидность детской изобразительной деятельности, опирающаяся на законы скульптуры и декоративно-прикладного искусства для отражения субъектно-актуального содержания к окружающей действительности, в объеме и через использование мягкого Пластическое творчество – это процесс создания детьми новых, субъективно и объективно значимых пластических образов в ходе преобразования ими личностного и художественно-изобразительного опыта работы с пластическими материалами с целью отображения своего настроения, отношения к миру и себе, своих впечатлений, полученных через наблюдение за природой, изучение произведений искусства, художественное слово. Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, воображения, развитию навыков и умений.
Значение лепки состоит в том, что совершенствуется мелкая моторика рук, развиваются художественно-творческие способности, воображение, конструкторские способности, пространственное мышление. Работа с пластическим материалом способствует воспитанию характера: усидчивости, умению планировать свою деятельность.
В детском саду чаще всего для лепки используют глину или пластилин, но в последнее время появился еще один очень популярный материал – тесто. Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Соленое тесто – чудесный материал для работы, пластичный, мягкий, интересный. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада.
Человек издавна научился готовить из муки и воды – лепить лепешки. Сейчас мы привычно покупаем хлеб в магазине. А на праздники сами печем пироги, своими руками лепим и выпекаем петушков, голубей, рыбок и украшаем их немыслимыми завитками. А произведения прикладного искусства из этого материала – совсем другое дело.
Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который нужно беречь и приумножать.
Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творческих способностей дошкольников: повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из соленого теста. Задача взрослых – педагогов, воспитателей, родителей – облегчить этот путь изучения нового материала, освоить основные приемы работы с ним, вызывать у детей желание работать с соленым тестом, пытаться передать свои впечатления в работе по лепке из соленого теста, передавать в этом материале предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру.
Говоря о формировании творческих способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творчество детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.
Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, т. е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те творческие способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие.
Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко – с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным. Однако возможности развития творческих способностей, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование.
Активность ребёнка в изобразительной деятельности носит творческий характер и проявляется, прежде всего, а стремлении полно и до конца реализовать свой замысел. Показателем самостоятельности в изобразительной деятельности можно считать умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приёмов создания выразительного образа. Инициатива проявляется в том, насколько ребёнок расширяет границы содержания рисунка, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией, эмоционально-оценочным восприятием и отношением к изображению.
Весь процесс художественно-изобразительного творчества сопровождается активной работой воображения, которое является основой для реализации ребёнком своего замысла. Дошкольный возраст характеризуется активизацией функций воображения, вначале воссоздающего, а затем творческого. Как известно, сознательный период развития воображения и фантазии – возраст от 5 до 15 лет. Значит, мы стоим у истоков развития творческих способностей у детей.
Развитие творческих способностей у детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития изобразительного творчества. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания старших дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. Поэтому обосновано можно предположить, что лепка из нетрадиционных материалов (в частности из соленого теста)благотворно сказывается на развитии ребенка как творческой личности.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение. Всё это вызывает стремление передать воспринятую красоту, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.
Лепка – объемный способ пластического изображения предметов. Лепкаобеспечивает придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов – стеков и т. п. Лепкадаёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.
Вывод. Овладевая секретами лепки из соленого теста, ребенок как никогда имеет возможность открыть для себя волшебную силу искусства, реализовать свое творчество и фантазию в собственном «творческом продукте». Задача педагога, в данном случае, предложить наиболее доступные средства и материалы, для достижения положительного результата, а также дать невидимый толчок к развитию творческого полета. Ведь только находясь в атмосфере взаимопонимания между ребенком и взрослым можно заглянуть ребенку в душу, понять и почувствовать, то чего хочет он достичь.
Если рассматривать лепку из соленого теста как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в начинаемой работе. Мы считаем, что любое выражение представляемого образа ребенком, там, где он отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, и будет являться проявлением творчества
Литература:
1. Кружинникова Л. П. Рисуем, лепим, клеим. Метод. пособие для родителей и воспитателей ДОУ. – М., 2003.
2. Лескова Н. П. Пластика форм и материалы. – М. : «Искусство», 2000.
3. Орьева Л. Л., Степанова Г. Г. Секреты глины. – Ростов-на-Дону: «Детство», 2002.