Людмила Прошева
Проект «Сохраним стопы здоровыми». Профилактика плоскостопия у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта : Прошева Людмила Михайловна
Участники проекта : дети, родители группы, руководитель по физической культуре.
Вид проекта : практико-ориентированный, долгосрочный.
Сроки реализации проекта : 2016-2017 учебный год.
База реализации проекта : МАДОУ «Детский сад №7» г. Сыктывкар
Цель проекта :
Развитие психически и физически здоровой личности, формирование и раскрытие творческой индивидуальности ребенка, укрепление его здоровья
Задачи проекта :
Публикация «Проект „Сохраним стопы здоровыми“, Профилактика плоскостопия у дошкольников» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Массажные коврики, дорожки
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Проекты, проектная деятельность
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Оздоровительные задачи :
- коррекция плоскостопия;
- выявление уровня заболеваний плоскостопием у детей согласно осмотру врачом - ортопедом;
- использование специальных физических упражнений и массажа для профилактики и коррекции плоскостопия.
- закрепление опорно-двигательного аппарата специальными упражнениями;
- формирование правильной осанки и гигиенических навыков.
Образовательные задачи:
- формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями для профилактики и коррекции плоскостопия;
- овладение движениями при выполнении физических упражнений.
Воспитательные задачи:
- выработка привычки к соблюдению режима дня, потребности в физических упражнениях и играх;
- воспитание физических качеств;
- приучать к самостоятельному созданию условий для выполнения физических упражнений;
- воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности.
Актуальность проекта :
Данный проект необходим, так как на сегодняшний день является формирование у родителей и детей знаний о значимости профилактических мероприятий по плоскостопию, убеждений в необходимости сохранения и укрепления своего здоровья.
Стопа по данным многих исследований - это сложный орган. выполняющий опорную, локомативную, амортизационную функции. Она является опорой фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формирование подрастающего организма. Изменения формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение тела позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка.
Осанка - это привычное положение туловища в пространстве, поза, обусловленная конституционными, наследственными моментами, зависящими от тонуса мышц, состояния связочного аппарата, выраженности физиологических изгибов позвоночника. Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, формирование физиологических изгибов позвоночника.
Плоскостопие - это достаточно серьезное ортопедическое заболевание. Плоской стопой называют искривление стопы, при котором она фиксирована в планированном и отведенном положении при уменьшении высоты продольных сводов. При плоскостопии нарушаются функции всего опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение. На формирование осанки, плоскостопия ребенка негативно влияют: несоответствие размеров мебели, чрезмерный вес ранцев с учебниками, низкая физическая активность и длительная сидячая рабочая поза, неправильно подобранная обувь. Для профилактики и оздоровления детей с нарушением опорно-двигательного аппарата необходима постоянная совместная работа медицинского персонала, педагогов и родителей.
Предполагаемый результат:
С детьми:
- укрепление мышц стопы и голени ног.
- повышение уровня физической подготовленности.
- сформированность осознанной потребности в выполнении
упражнений в домашних условиях.
- благотворное влияние сохранения опорно-двигательного аппарата и укрепление здоровья.
с родителями
Углубить представление родителей о знании профилактических мероприятий по плоскостопию. Обобщить и расширить знания родителей о профилактики и коррекции плоскостопия. С помощью разных методов и приемов оптимизировать работу с родителями.
Укрепить и развить материально- техническую базу для работы по данному направлению.
Содержание проекта :
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный длится с сентября по октябрь 2016г.
Задачи и мероприятия
Создание информационно методической базы
Подборка и анализ методической литературы
Создание картотеки игровых упражнений по профилактике и коррекции плоскостопия
Изготовление оборудования для профилактики плоскостопия :
- коврики;
- дорожки;
- палочки;
- пуговицы;
- платочки;
- косточки абрикоса.
Разработка перспективного плана кружка коррегирующей утренней гимнастики на учебный год и конспектов занятий по профилактики плоскостопия.
Анкетирование родителей по данной проблеме
2 этап - практический длится с декабрь 2016 по апрель 2017г.
Месяц Задачи № занятия
октябрь Укреплять мышцы стопы и голени при ходьбе на пятках, носках. Учить детей правильно и последовательно массировать стопы ног. Упражнять в умении выполнять задания сидя на скамейке. Воспитывать усидчивость
№ 1
ноябрь Продолжать учить детей правильно, последовательно и эффективно массировать стопы ног. Упражнять в умении выполнять задания из положения сидя на полу. Воспитывать у детей желание заниматься.
№ 2
декабрь Продолжать закреплять новый вид упражнений во время массажа и при выполнении упражнений в положении стоя. Развивать «мелкую моторику» пальцев ног, оказывающие влияния на развитие соответствующих отделов головного мозга. Воспитывать интерес к занятию.
№ 3
январь Учить детей удерживать предмет носками ног (камушки, палочки) и выбрасывать его. Закреплять ходьбу на пособиях выполняя различные упражнения. Воспитывать усидчивость и товарищество.
№ 4
февраль Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту;
Учить детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение;
Учить элементам самомассажа рук и ног;
Учить профилактике плоскостопия, развивать мелкую моторику ног.
№ 5
март Побуждать детей выполнению упражнений на гимнастических скамейках. : Закреплять навыки правильного и последовательного массирования стопы и голени ног; учить новым упражнениям из и. п. сидя на стуле. Воспитывать дружеские взаимоотношения на занятиях
№ 6
апрель Повторить знакомые сюжетные пальчиковые упражнения, развивать внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту;
Продолжать развивать у детей умение выполнять упражнения с пособиями сидя на стуле.
№ 7
План с родителями на тему «Детское плоскостопие»
Октябрь Буклет «Сохраним наши стопы»
Ноябрь Беседа «Предупреждение плоскостопия. Вред от плоскостопия»
Декабрь Консультация на тему «Как правильно подобрать обувь своему ребенку»
Январь Беседа на тему «Пальчиковая гимнастика для ног».
Февраль Буклет «Организация игровых упражнений по профилактике плоскостопия в домашних условиях»
Март Показ нетрадиционного оборудования для профилактики плоскостопия.
Апрель Папка – передвижка «Перечень упражнений выполняемых в различных
и. п»
Май Показ итогового занятия для родителей
3 этап - заключительный длится в течение мая
Диагностика детей:
Разработка серии диагностических заданий для детей
Наблюдение за детьми в повседневной жизни, применение полученных знаний на практике.
- анкетирование (опрос)
- наблюдение
- беседы с детьми о здоровье ног.
- запись фрагментов занятий.
- анализ взаимоотношений детей, проявление чувства коллективизма, взаимопомощи
- анализ умения детей самостоятельно организовать себя для выполнения упражнений.
Ожидаемые результаты проекта :
Создание достаточных условий для организации деятельности руководителя по физо, воспитателей группы, по профилактике и коррекции плоскостопия;
Разработка и апробация перспективного плана работы с детьми и родителями.
Расширение и обобщение знаний у детей по профилактики и коррекции плоскостопия
Развитие у детей физических качеств – силы, ловкости, выносливости, воспитание чувства коллективизма, умение действовать в команде.
Создание информационно-методической базы (составлена картотека упражнений и игр по профилактике плоскостопия, разработаны перспективные планы, консультации, открытые мероприятия по профилактике и коррекции плоскостопия).
Повышение уровня компетентности родителей по профилактике плоскостопия в жизни детского сада и семьи.
Повышение уровня нашей профессиональной компетентности по вопросам: перспективного и календарного планирования по плоскостопию, владение обширным игровым материалом, богатым и разнообразным по своему содержанию.
Оценка качества реализации проекта :
Оценка эффективности проделанной работы будет проводиться по трё м направлениям: дети, педагоги, родители.
Эффективность мероприятий проводимых с детьми будет проанализирована с использованием тестов, бесед, наблюдения за игровой деятельностью, разнообразным по содержанию.
Оценка качества овладения знаниями педагогов будет отслеживаться в ходе участия педагогов в семинарах, викторинах, оформления родительских уголков и папок для родителей, учёта разнообразия по содержанию игр. Оценка эффективности проводимых мероприятий будет производиться на основе социологических исследований, путём анкетирования, тестирования, бесед.
Оценка включённости родителей, их заинтересованности, будет проанализирована в результате анкетирования, тестовых опросов, участия родителей и их активности в проводимых мероприятиях.
По итогам реализации проекта предполагается обобщение материалов в виде фото, видеоматериалов, анализа анкет и отзывов.
Практическая значимость результатов:
1. Превышение требований государственного стандарта по разделу «Развитие представлений о человеке в истории и культуре».
2. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах перспективного и календарного планирования русских народных подвижных игр, владения обширным игровым материалом, богатым и разнообразным по своему содержанию.
3. Улучшение взаимодействия с социумом в вопросах приобщения детей к истокам русской народной культуры.
4. Составление картотеки народных подвижных игр, перспективного планирования по народным подвижным играм.