Светлана Попович
Проект «Сохрани планету — откажись от пластиковых пакетов»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – исследовательский экологический проект, подготовительная группа №2 «Сохрани планету - откажись от пакетов».
«Человечество погибнет не от атомной бомбы, бесконечных войн, оно похоронит себя под горами собственных отходов».
Нильс Хенрик Давид Бор
Экологическое воспитание дошкольников – это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно к нему относиться. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Поставленные в ФГОС перед дошкольной педагогикой задачи, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание.
Публикация «Проект „Сохрани планету — откажись от пластиковых пакетов“» размещена в разделах
- Космос. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Целлофановые пакеты, пленка
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Темочки
Направления экологического воспитания детей дошкольного возраста предполагает:
-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
-формирование системы экологических знаний и представлений
(интеллектуальное развитие);
-развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту
природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и
животными, по охране и защите природы.
Без приближения детей к природе и широкого использования ее в работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на мой взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.
Актуальность: Человек, а если шире, то общество и природа представляют собой нераздельное целое. Общество живёт в природе, а природа в обществе. Малейшие изменения в обществе незамедлительно отражаются в природе, и наоборот. Хорошо, если система «человек – общество – природа» находится в более- менее уравновешенном состоянии, дополняют друг друга. Такое положение сегодня, к нашему глубокому сожалению, исключительная редкость. Выдающийся русский учёный, мыслитель Владимир Иванович Вернадский на основе своих исследований сделал вывод о том, что природа вполне может обойтись без человека. Человек без природы – никогда. Природа помогла человеку стать человеком, но она же может и вышвырнуть его из своего естества.
Мы превратили нашу планету в сплошную мусорную свалку. Мусор – проблема. Сегодня пластиковые пакеты повсюду. Горы мусора из полиэтиленовых пакетов заполонили города : они торчат из урн и валяются на дорогах, плавают в водоемах и даже зацепляются на деревьях. Весь мир тонет в этих изделиях из полиэтилена. Может, людям и удобно пользоваться пластиковыми пакетами, но мало кто задумывается, что использовать эту продукцию – значит губить нашу природу. «Пакеты-захватчики» скоро могут завладеть всей планетой.
Вынося мусор из дома, мы редко задумываемся о том, что же с ним происходит дальше. Проблема утилизации и переработки мусора актуальна во всём мире. Над ней работает большое количество ученых. Постоянно разрабатываются новые технологии.
Ежедневно во время прогулки дошкольники принимали участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора, полиэтиленовых пакетов? Куда отвозят мусор? и т. д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить «мусорную проблему», я разработала проект «Сохрани планету - откажись от пакетов».
Проблема: Можно ли помочь взрослым отказаться от необоснованных покупок пакетов и тем самым уменьшить разрушительное влияние пакетов на окружающую среду? Как дать пластиковым пакетам «вторую жизнь»?
Цель проекта : Систематизировать и конкретизировать знания детей о правильном отношении к природе. Познакомить с принципами сбора и утилизации бытовых отходов, определить опасность пластиковых пакетов для окружающей среды, попытаться найти пути решения проблемы.
Задачи:
1. Расширять знания о взаимозависимости мира природа и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной.
2. Показать отрицательное влияние пластиковых пакетов на все живое.
3. Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых отходов.
5. Развивать воображение, умение, реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.
6. Пополнить знания о мусоре, о методах его переработки и о разнообразных видах деятельности по защите природы.
7. Воспитывать чувство любви, эмоциональной отзывчивости к природе родного края, желание беречь и охранять ее.
Тип проекта : познавательно – исследовательский, фронтальный, краткосрочный.
Участники проекта : воспитатель, дети, родители подготовительной группы.
Основное направление: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное.
Ожидаемый результат:
1. Систематизируются знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной.
2. о принципах сбора и утилизации бытовых отходов, определят опасность пластиковых пакетов для окружающей среды, найдут пути решения, поймут, что полиэтиленовые пакеты – это не только мусор, но и объект творчества.
3. Научатся наблюдать, делать опыты, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.
4. Дети научатся чувствовать ответственность за природу.
5. Научатся передавать свои положительные впечатления родителям, воспитателям, друзьям в разных формах: в продуктивной деятельности, в рассказах, в праздниках, рисунка.
Этап Задачи Содержание Сроки Ответственный
I. Подготовительный этап Определить запас знаний у детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной.
О принципах сбора и утилизации бытовых отходов, определить опасность пластиковых пакетов для окружающей среды, как найти пути решения. Создать условия для реализации проекта. 1. Блиц-опрос детей:
- Как мы заботимся о природе?
- Откуда берётся мусор?
- Куда отвозят мусор?
- Как спасти природу от полиэтиленовых отходов?
- Как дать пакетам вторую жизнь?
-Что сделать, чтоб наш Дом был - чистим?
-Анкетирование родителей.
-Подготовка плана проекта.
- Создание условий для реализации проекта :
- Пополнить развивающую предметно-пространственную среду:
-Подбор художественной литературы, устного народного творчества, фольклора;
-Подбор энциклопедий, слайдов, иллюстраций и картин известных художников;
-презентация – «История возникновения
полиэтиленовых пакетов, Родина» «Защитим природу мусора».
-Оформление картотеки дидактических игр по ознакомлению дошкольников с природой.
-Разработать перспективный план опытов и экспериментов.
-Разработать цикл наблюдений за порядком по селу на прогулках.
- Подбор информационного и наглядного материала,
- Информирование родителей о проекте.
-Подготовить информацию для родителей по теме: «Роль семьи в экологическом воспитании ребенка». 4 – 6 марта Воспитатель группы
II. Организационный этап Пополнить знания о мусоре, о методах его переработки и о разнообразных видах деятельности по защите природы.
Закрепить знания детей о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.
Учить детей наблюдать за явлениями неживой природы; элементарным приемам исследовательской деятельности с объектами природы в индивидуальной и подгрупповой форме работы по инструкции педагога.
1. Беседы: «Человек – часть природы», «Полиэтиленовый пакет – друг или враг?», «Поможем природе», «Любимые места нашего села» (о правилах поддержания чистоты в родном селе, «Чистый детский сад».
2. Чтение рассказов:
- С. Баруздин. «Страна, где мы живём»;
- Н. Сладков. «Разноцветная земля»;
- Г. Ганейзер «География картинках».
3. Чтение экологических сказок: «Зайчик и медвежонок», «Очень страшная история», «Грустная история», «Жизнь в реке».
4. Заучивание стихов:
- П. Воронько «Лучше нет родного края»;
- М. Исаковский. «Поезжай за моря океаны».
5. Подбор и разучивание стихов к Международному празднику «День Земли».
6. ОД – «Человек и природа», «Умеем мы дружить с природой!».
7. Рассматривание картин русских художников-пейзажистов: А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Левитана «Март», «Большая вода. Весна»
8. Просмотр презентации «История создания полиэтиленового пакета», «Полиэтиленовые пакеты и загрязнение окружающей среды».
9. Дидактические, экологические игры:
«Природа и человек»,
«Живая и неживая природа», «Придумай сам», «Добрые слова», «Загадай, мы отгадаем»; Триз: «Хорошо – плохо».
10. Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Времена года. Март»; А. Вивальди «Весна».
11. Цикл наблюдений по улицам села.
12. Исследовательская деятельность: «Рассортируем мусор», «Земля дышит», «Закопаем в землю полиэтиленовый пакет и бумагу» (1 месяц). Что произойдет?
13. Семейное посещение с ребенком библиотеки для накопления информации, как человек дружит с природой.
14. Создание альбома: подбор иллюстраций, открыток, фотографий, вырезок из газет и журналов, как мы бережём природу Песчанокопского Района. 6-20 марта Воспитатель группы, музыкальный руководитель
III. Формирующий этап Формировать умение вести себя правильно в природе, беречь, видеть красоту природы, передавать свои знания - в продуктивной деятельности.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
1. Рисование: «Наш красивый детский сад» (краски).
2. Рисуем пластилином : «Мой двор» (пластилин).
3. Конструирование: «Цветы из полиэтиленовых пакетов».
4. Изготовление игрушек из пакетов (дети совместно с родителями).
5. Трудовая деятельность: уборка на участке, посев цветов – семенами (зорька, гвоздика).
6. Изготовление экосумок из ткани (совместно с родителями).
7. Изготовление буклета для родителей: «Скажи полиэтиленовому пакету – НЕТ!».
8. Выставка рисунков: «Планета без пакета».
9. Стенгазета: «Этого не должно быть».
10. Изготовление знаков: «Чего нельзя делать в природе», для детей младших и средних групп.
11. Изготовление костюмов для конкурса – дефиле: «Мусорная мода». 6-20 марта Воспитатель группы, музыкальный руководитель
IV.Итоговый этап Систематизировать знания детей о принципах сбора и утилизации бытовых отходов, о опасности пластиковых пакетов для окружающей среды, о том, как найти пути решения. 1. Выставка поделок из полиэтиленовых пакетов.
2. Выставка детских рисунков: «Планета без пакета».
3. Конкурс – дефиле «Мусорная мода».
21 марта Воспитатель группы, музыкальный руководитель
Результаты мероприятия: В ходе реализации проекта воспитанниками получены знания о принципах сбора и утилизации бытовых отходов, определи опасность пластиковых пакетов для окружающей среды, нашли пути решения: полиэтиленовые пакеты – это не только мусор, но и объект творчества.
Итоговым мероприятием стал конкурс – дефиле «Мусорная мода», который прошел в рамках 4 районной экологической акции «Поможем спасти леса нашей планеты» 21марта. Конкурс был увлекателен для детей и взрослых. Замечательные костюмы из подручных средств (пакеты для мусора, газеты, банты, одноразовая посуда, фантики и многое другое) представлены на суд зрителей и жюри.
Активное участие в подготовке к празднику приняли родители, проявив незаурядные творческие способности, фантазию и воображение. Приятно удивляло разнообразие материалов и образов, которые были использованы при изготовлении костюмов. Нельзя было не восхищаться казачьими костюмами! Были и богатыри, и дюймовочки; мотыльки; принцессы, веснянка и другие. Все участники конкурса были награждены почетными грамотами и сладкими призами.
Список использованной литературы:
1. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва : ТЦ Сфера.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 160с.
3. Захарова М. А. Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду: Родители и дети. – М. : Школьная пресса, 2010. – 64 с
4. Лопатина А. А., Скребцова М. В. Экологическое воспитание дошкольников. – М. : Амрита-Русь, 2010.
5. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М. : Просвещение, 2004. – 208 с. 6. Обруч. – 2005. - № 1.
6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников/под ред. Прохоровой Л. Н. – М. : АРКТИ, 2005. – 64 с.
7. Экологическое воспитание дошкольников/под ред. Николаевой С. Н. – М. : АСТ, 1998. – 320 с.
8. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие. – М. : Академия развития 2003. — 112 с.
9. Федотова А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры
для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015.