людмила даренкова
Проект «Социокультурная среда» Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность на тему «Формирование социокультурных норм дошкольников посредством календаря знаменательных дат и событий, взаимодействуя с семьями воспитанников»
Выполнил: воспитатель Даренкова Людмила Викторовна I квалификационная категория МДОУ №86 «Звездочка» Московская область Дмитровский район село Орудьево.
Вид проекта : долгосрочный.
Публикация «Проект „Социокультурная среда“ Видео» размещена в разделах
- Видео
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Участники проекта : дети 2 младшей группы и их родители, воспитатель.
Цель данного проекта : «Формирование социокультурных норм дошкольников посредством календаря знаменательных дат и событий, взаимодействуя с семьями воспитанников»
Задачи:
• создать условия для приобщения воспитателей, детей и их родителей к основным социокультурным ценностям человека (положительное отношение ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, формирование у ребенка чувства собственного достоинства,
воспитание уважения и терпимости к детям и взрослым, независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело и данное слово, формирование у детей социальных навыков : освоение различных способов разрешения конфликтов, умение договариваться, соблюдать очередь, устанавливать новые контакты);
• создать условия для восприятия целостной картины мира;
• разработать систему взаимодействия всех участников проекта;
• способствовать созданию единого социокультурного контекста воспитания и общения в группе и семье, повышать педагогическую культуру родителей.
План реализации социального проекта :
1 этап – организационный
2 этап - планирование работы
3 этап – реализация проекта
4 этап – презентация проекта
Планируемый результат: освоение участниками проекта системы социокультурных ценностей; развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада; развитие коммуникативных умений; развитие речевого взаимодействия; развитие способности к самоконтролю, самостоятельности; развитие мотивации к общению у детей и взрослых.
Актуальность темы заложена в Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Одной из задач ФГОС дошкольного образования является формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физическим особенностям детей.
Дошкольное детство - период активного вхождения ребенка в социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, формирования мировоззрения, пробуждения гуманных чувств, становления художественно-эстетической культуры.
По мнению учёной - педагога О. В. Федоскиной «чрезвычайно важной представляется социокультурная функция в дошкольном образовании».
Р. Б. Стеркина «Под понятием «социокультурный» мы понимаем источники, возможности, средства культуры, которые могут быть использованы для решения социально-культурных задач. Социально-культурные задачи, не что иное, как духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание детей.
Для повышения качества предоставляемых образовательных услуг, дошкольные учреждения должны обеспечить социокультурную среду сопровождения развития личности ребенка. Под понятием социокультурная среда следует понимать любое социокультурное пространство, которое влияет на развитие ребенка.
Социокультурное воспитание человека – одна из наиболее сложных и весьма актуальных проблем. В процессе социокультурного развития ребёнок осваивает и активно воспроизводит социальный опыт, приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, развивает способность общаться и взаимодействовать, ориентироваться в системах социальных норм и правил.
К сожалению, в обществе складывается тенденция, что материальные ценности доминируют над духовными ценностями семьи, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Отсутствие или дефицит социокультурных норм ведёт к различному роду искажениям личностного развития, росту проблем в общении со сверстниками и взрослыми.
Формирование социокультурных ценностей взаимосвязано с теми условиями, в которых ребёнок непосредственно проживает, воспитывается и здесь очень большую роль играет семья, где складываются свои традиции и обычаи. Именно семья закладывает фундамент нравственных ценностей ребёнка. Дошкольное учреждение является следующим институтом социализации ребенка, но в силу занятости современного родителя, часто группа детского сада выступает первой ступенью в социальном и культурном развитии ребенка. Привлечение родителей к жизни детского сада во все времена было приоритетным направлением в работе педагогического коллектива, которое способствует социокультурному развитию дошкольников.
Исследование пожеланий и потребностей родителей в ходе анкетирования, проводимое в нашей группе показало, что современную семью волнуют проблемы социокультурного развития ребенка и более того родители в основном полностью полагаются в вопросах воспитания своих детей на дошкольное образовательное учреждение.
Новизна. Мы считаем, что успешное формирование социокультурных ценностей у детей будет проходить эффективнее при условии использования «Календаря знаменательных дат и событий» в проектной деятельности. Этот метод всегда предполагает решение какого - то результата в освоении детьми определённых знаний, так как основывается на интересах детей, активной самостоятельной деятельности. Он позволяет ребенку еще раз все осмыслить, прочувствовать и продемонстрировать результаты своей работы. Это вызывает чувство удовлетворения и гордости. При использовании метода проекта в работе с дошкольниками мы ориентировались на зону актуального и ближайшего развития воспитанников. Активное включение в создании проекта даёт ребёнку возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Цель данного проекта : «Формирование социокультурных норм дошкольников посредством календаря знаменательных дат и событий, взаимодействуя с семьями воспитанников»
Задачи:
• создать условия для приобщения воспитателей, детей и их родителей к основным социокультурным ценностям человека (положительное отношение ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, формирование у ребенка чувства собственного достоинства, воспитание уважения и терпимости к детям и взрослым, независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело и данное слово, формирование у детей социальных навыков : освоение различных способов разрешения конфликтов, умение договариваться, соблюдать очередь, устанавливать новые контакты);
• создать условия для восприятия целостной картины мира;
• разработать систему взаимодействия всех участников проекта;
• способствовать созданию единого социокультурного контекста воспитания и общения в группе и семье, повышать педагогическую культуру родителей.
Планируемый результат: освоение участниками проекта системы социокультурных ценностей; развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада; развитие коммуникативных умений; развитие речевого взаимодействия; развитие способности к самоконтролю, самостоятельности; развитие мотивации к общению у детей и взрослых.
Проект «Календарь знаменательных дат и событий» состоит из двенадцати блоков – календарных месяцев.
«Календарь знаменательных дат и событий»
Месяц Знаменательная дата
Январь 7 января Рождество
Февраль 23 февраля День защитника Отечества
Масленица
Март 8 марта Международный женский день
Развлечение «Встречаем весну»
Апрель 12 апреля день космонавтики
Май 9 мая День Победы
Троица
Июнь 1 июня Международный день защиты детей
Июль 16 июля Всероссийский день отцов
Август 29 августа Хлебный спас
Сентябрь 1 сентября День знаний
Октябрь 1 октября Международный день музыки
Ноябрь 26 ноября День матери
Декабрь 31 декабря Новый год
Наша работа проходила в три этапа: организационный, основной, заключительный.
На первом этапе мы ставили перед собой задачи: подобрать информацию по теме проекта, заинтересовать родителей темой проекта, привлечь их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта; вызвать интерес и желание детей узнать больше о праздниках и событиях своей страны и города; сконструировать многофункциональную предметно - пространственную среду для практического обогащения проекта; воспитывать умение работать в подгруппе, координируя свои действия с действием партнёров. Данный этап мы реализовали через следующие мероприятия: работали с интернет ресурсами, методическими пособиями, справочной и энциклопедической, художественной литературой; консультирование родителей на тему «Социокультурные ценности – это важно», размещение информационного материала в родительском уголке, создание проблемных игровых ситуаций. Разнообразные по содержанию игровые приёмы, создание новых игровых обучающих ситуаций, элементы соревнования, способствовали повышению у детей интереса к социокультурным ценностям.
Для развития процесса взаимодействия детей в группе были созданы необходимые материальные условия, содержательно-насыщенные центры: конструктивно-модельной деятельности, художественно творческой деятельности, театрализованной деятельности, книги, сюжетно-ролевых игр, познавательно – исследовательской деятельности, игровой деятельности.
Для воспитания в ребенке нравственных качеств, необходимо тесно работать и сотрудничать с семьей. Сотрудничество образовательного учреждения и семьи, одна из важнейших задач социализации ребенка в обществе. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания социокультурных ценностей ребёнка.
Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей должно стать создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка, компетентности его родителей, заключающейся в способности разрешать разные типы социально педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка.
На основном этапе мы ставили задачу: разработать систему взаимодействия всех участников через совместные мероприятия.
Нами была разработана система взаимодействия педагога, ребёнка, родителя.
Формы взаимодействия с семьёй
Традиционные формы Нетрадиционные формы
Родительские собрания это одна форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива.
Досуги, праздники - самые привлекательные, востребованные формы работы.
Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании духовной культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольник знакомится с народной культурой, у него воспитывается любовь к родному краю.
Стендовая информация
Конференции (в том числе и онлайн конференции)
Родительские чтения, на которых освещаются не только актуальные вопросы воспитания, обучения и развития детей, но и проблемы развития общекультурной и педагогической компетентности воспитывающих взрослых и пути их решения.
Консультирование родителей
Беседы
Семейные экскурсии
Выставки
Конкурсы
КВН
«Круглый стол»
Мини-газеты
Анкетирование Акции это форма работы увлекательна, занимает немного времени и позволяет сразу видеть результат собственного участия.
«Родительская почта» также помогает нам наладить более тесный контакт с семьями, любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, подсказать каким бы ему хотелось видеть воспитательно-образовательный процесс в группе, обратиться за помощью.
Семейные художественные студии – это своего рода художественные мастерские, объединяющие семьи воспитанников для занятий творчеством в сопровождении педагога.
Мастер-класс – особая форма презентации специалистом своего профессионального мастерства, достигнутого в сфере образования и культуры, с целью привлечения внимания родителей к актуальным проблемам воспитания детей и средствам их решения.
Особая форма образования – тренинг, ставший актуальным на современном этапе общественного развития в связи с изменением требований к компетентности взрослого.
Семейный театр способствует приобщению воспитывающих взрослых и детей к театральному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность; повышению эстетического уровня детей и взрослых средствами театрального искусства; познанию истории и культуры Родины.
Семейная ассамблея – форма досуга, объединяющая семьи воспитанников и педагогов учреждений образования, культуры и искусства с целью знакомства друг с другом, погружения в разнообразную совместную деятельность привлекательную как для детей, так и для взрослых.
«Литературная гостиная»
Видеофильмы и презентации о жизни группы, детского сада, различных видов деятельности, режимных моментов
Цели данных мероприятий:
Создать положительный эмоциональный настрой, развивать умение контролировать свои эмоции, управлять ими; формировать положительную самооценку; воспитывать эмпатию.
Формировать познавательный интерес о знаменательных датах города, страны
Развивать положительное отношение к себе, уверенность в своих силах.
Формировать способность понимать и принимать речевые инструкции, требования взрослых.
Формировать моральные качества.
Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.
Воспитание нравственных ценностей посредством народной мудрости.
Обогащение знаний детей о родственных отношениях.
Воспитывать любовь и уважение к членам семьи. Воспитывать дружеские отношения, сочувствие, вежливость по отношению к другим.
Способствовать обогащению детско-родительских отношений через вовлечение родителей в проектную деятельность.
В нашей работе были задействованы следующие виды деятельности: игровая, музыкальная, познавательная, двигательная, конструктивно-модельная, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Сделать нашу работу интересной по формированию и закреплению знаний, умений, навыков о социокультурных ценностях нам помогли разнообразные технологии: ЛЕГО, сказкотерапия,, ИКТ, игровые технологии, куклотерапия, здоровьесберегающие технологии.
Завершали мы проект заключительным этапом, задача которого была повысить эффективность успешного формирования социокультурных ценностей. Нами была оформлена презентация педагогических рекомендаций по формированию социокультурных ценностей дошкольников посредством календаря знаменательных дат и событий, взаимодействуя с семьями воспитанников. Реализовать проект нам помогли следующие ресурсы: научно-методические условия: методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса, методическое пособие для детей но направлению «социокультурные ценности», дидактические материалы, литература, методические рекомендации для родителей; материально-технические условия: компьютер, программное обеспечение; информационные условия: доступ к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет; организационные условия: использование разнообразных видов детской деятельности в режимных моментах, самостоятельной деятельности, взаимодействие с педагогом, родителями в целях повышения эффективности работы по формированию социокультурных ценностей.
Подводя итог проделанной работы, можно сказать метод проекта позволил добиться значительных результатов в формировании социокультурных норм посредством календаря знаменательных дат и событий, взаимодействуя с семьями воспитанников и коммуникативных умений всех участников. В ходе проекта у детей формировались навыки: положительно относиться к себе, другим людям, окружающему миру, у ребёнка сформировано чувство собственного достоинства, он уважительно относиться к взрослым и товарищам, независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, у ребёнка развито чувство ответственности за другого человека, сформированы социальные навыки : освоены различные способы разрешения конфликтов, умение договариваться, соблюдать очередь, устанавливать новые контакты; повысилась педагогическая культура родителей. Проект способствовал развитию благоприятных межличностных отношений в группе, семье, помог взрослым и детям работать в команде, выработать собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.
Список литературы:
Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. Федеральный институт развития образования. М. 2011.
Болдырева, Н. Г. Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. [Текст] // Молодой ученый №22 / Н. Г Болдырева, Л.
Буре Р. С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников (3–7 лет)». М. :Мозаика-Синтез, 2014
Веракса Н. Е., Комаровой Т. С. «Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» М. :Мозаика-Синтез, 2014
Захарова Л. М., Пурскалова Ю. В. Социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой народов мира // Теория и практика общественного развития. 2013. № 12.
Кахнович С. В. Социокультурный подход к эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 10.
Кахнович С. В. Музейная педагогика как средство социокультурного развития детей дошкольного возраста // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология» – 2012. – № 1.
Мустаева, Ф. А. Современная российская семья: противоречия функционирования и развития: монография [Текст] / Ф. А. Мустаева. - Магнитогорск: МаГУ, 2013. Мама и малыш. Семья и семейные традиции.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mama
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:www. nsportal. ru
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. studfilms.ru
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. maam.ru