Елена Ченченко
Проект социального партнерства семьи и ДОУ «Мы вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность.
Публикация «Проект социального партнерства семьи и ДОУ „Мы вместе“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Новая философия взаимодействия семьи и ДОУ предполагает и новые отношения. Имея свои особые функции, они не могут заменить друг друга, поэтому установление между ними контакта является необходимым условием успешного воспитания ребенка дошкольного возраста.
Новая философия взаимодействия педагогов и родителей нашла отражение в ФГОС ДО.
• В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9.)
• Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6.)
Задача детского сада по ФГОС «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
Цель работы ДОУ с семьей : создание условий для благоприятиного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.
Задачи взаимодействия с родителями: работать в тесном контакте с семьями воспитанников, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.
Вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения называется «открытость детского сада внутрь». Сотрудничество ДОУ с социальными институтами, его открытость влияниям микросоциума, т. е. «открытость детского сада наружу», также является сегодня одним из направлений деятельности дошкольного учреждения.
В условиях реализации ФГОС ДО, существует реальная необходимость перехода от традиционных методов воспитания и обучения к созданию условий, необходимых для социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста. Прежде всего, это взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
Поэтому педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей. В том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Цель метода проектов - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.
Установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка, повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей.
Родителям это необходимо, для того, чтобы научиться понимать ребенка, воспитателям - чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Все мы только выигрываем от того, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, учатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с детским садом.
Важным условием для работы в проекте, по моим наблюдениям является помощь со стороны родителей, включённость родителей в работу. Это обусловлено несколькими причинами.
Во-первых, в силу своих возрастных особенностей дети далеко не сразу обнаруживают способность быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения того или иного проекта. Более того, многие из них испытывают существенные трудности в решении ряда организационных, технических, оформительских и других вопросов. Поэтому, детям нужна поддержка родителей.
Во-вторых, объединение в совместном творческом процессе не только детей и педагога, но также и родителей особенно важно в ситуации дефицита внутрисемейного общения. Широко распространенного, в наше время.
В-третьих, существует такая разновидность проектов, как семейные например: «Мое генеалогическое древо», «Наши семейные традиции»,
«Великая Отечественная война в истории нашей семьи» и др. Они обладают огромным развивающим потенциалом для детей. И для их осуществления участие родителей просто необходимо.
В конце работы желательно вместе обсудить её достоинства и недочеты и обязательно отметить реальные достижения ребенка - ведь пусть в малом, но он продвинулся вперед.
Я считаю, что основная цель привлечения родителей к проектной деятельности ребенка – сотрудничество, содействие, партнерство. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов.
В связи с этим привлечение родителей к проектной деятельности детей должно быть специально организовано педагогом. Я считаю целесообразным проведение родительского семинара, на котором объясняется сущность проектного метода, раскрываются формы возможного участи родителей проектной деятельности учащихся.
Проект по социальному партнёрству семьи и ДОУ «Мы вместе».
Вид проекта : информационный, практико-ориентированный, открытый.
Участники проекта : педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации: сентябрь 2016 г. – ноябрь 2016 г.
Условия реализации: детский сад - “открытая система” воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада.
Среда реализации: развивающая предметно - пространственная среда, развивающие виды деятельности.
Направления деятельности:
1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической, правовой культуры родителей);
2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).
Проблема: творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей.
Цель проекта : создание эффективных условий взаимодействия ДОУ, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучить потребности родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии учреждения, содержание работы и форм организации;
- организовать просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры;
- разработать содержания, форм и методов интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов работы с семьей;
- развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
Гипотеза проекта : общение педагогов и родителей будет эффективнее, если реализуются следующие условия:
- участие родителей в планировании совместной деятельности;
- переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ;
- правильно формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей;
- создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и ДОУ.
Формы работы с родителями: консультации, беседы, развлечения, праздники, открытые занятия, дни открытых дверей, родительские собрания прогулки, экскурсии, папки-передвижки, фотовыставки, выставки детских работ, обобщение опыта семейного воспитания.
Проект реализуется в три этапа:
I. Подготовительный этап (1-2 неделя сентября) :
• мини-педсовет “Детский сад и семья”;
• опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;
• составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
II. Основной этап (октябрь – ноябрь).
Мероприятия с привлечением родителей.
III. Заключительный этап (2-3 неделя ноября)
Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ (педагоги-родители). Награждение участников проекта в различных номинациях.
Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.
Перспективный план мероприятий, проводимых в ходе проекта.
Мероприятия Сроки Содержание Участники
Анкетирование родителей на предмет социального заказа сентябрь Сбор информации на предмет социального заказа Педагоги
Составление социального паспорта группы сентябрь Сбор данных для составления социального паспорта группы Родители, воспитатели
Конкурс букетов сентябрь Совместная творческая работа родителей и детей Родители, дети, воспитатели
Родительское собрание сентябрь Ознакомление родителей с задачами на новый учебный год. Заведующая, воспитатели, родители, дети
Конкурс
«Природные фантазии» Сентябрь Творческая работа родителей и детей Родители, дети, воспитатели
Развлечение «Картошкина заворушка» Октябрь Совместная творческая работа педагогов ДОУ и детей Родители, дети, воспитатели
Аукцион блюд из картофеля Октябрь Творческая работа родителей и детей Родители, дети, воспитатели
Консультация; “Речевая среда дошкольника. Сквернословие – болезнь общества” Октябрь Подготовка материала Воспитатели
Знакомство с профессиями родителей (экскурсия в библиотеку)
Октябрь Рассказ родителей о своих профессиях Родители,
Воспитатели.
Территория добрых дел.
Детско – родительский праздник «Счастливое детство» Ноябрь Совместная творческая работа педагогов ДОУ и детей Воспитатели. Дети
Оформление групп Сентябрь - ноябрь Совместное создание предметно - развивающего пространства Родители, дети, воспитатели
Акция «Подари добро детям»
Ноябрь Воспитание толерантности. Совместный сбор посылки для детей детского дома. Родители, дети, воспитатели
День открытых дверей Ноябрь Совместная творческая работа родителей и детей Воспитатели и родители
Оформление стенгазеты «При солнышке тепло, при матушке – добро»
Ноябрь Совместная творческая работа родителей и детей Родители, дети, воспитатели
Выставка детских рисунков и рассказов «Моя милая мамочка» Ноябрь Совместная творческая работа родителей и детей Родители, дети, воспитатели
Создание родителями ЭКОКНИГИ Ноябрь Совместная творческая работа родителей и детей Родители, дети, воспитатели
Ярмарка «подари добро детям» Ноябрь Организация досуга для родителей и детей Родители, дети, воспитатели
Акция «Покормим птиц» Ноябрь Совместная творческая работа родителей, воспитателей и детей Родители, дети, воспитатели
Выставка «Мы рисуем добро» Ноябрь Творческая работа детей Дети и воспитатели
Круглый стол с родителями. Ноябрь Подведение итогов. Презентация проекта. Награждение участников в различных номинациях Заведующий, воспитатели,
Родители.
Работая вместе с детьми над проектом, я заметила, что родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями других ребят могут сделать для ребенка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.
В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения с взрослыми, у них формируется значимое отношение к понятию «семья».
В заключении отмечу, что, по свидетельству опросов родителей, их сотрудничество с детьми в процессе проектной деятельности взаимно обогащает партнеров, как ребенка, так и самого взрослого. Способствует открытию нового друг в друге и эмоциональному сближению.