Лариса Азарова
Проект «Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель,
родители воспитанников.
Автор проекта : воспитатель - Азарова Л. П.
Тип проекта :
• По направленности деятельности участников – практико - ориентированный
• По продолжительности – долгосрочный (учебный год)
• По составу участников – групповой.
Актуальность проекта.
Публикация «Проект „Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка. В этот период закладывается фундамент будущих гармоничных отношений человека с самим собой и окружающими, приобретается первоначальный опыт социальных отношений. Необходимость работы по социально – эмоциональному развитию детей дошкольного возраста назрела давно, так как что дошкольное воспитание в основном ориентированно на обеспечение познавательного развития детей. Однако, особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств личности: самооценки и образа «Я», эмоциональной сферы, нравственных ценностей и установок, социально – психологических особенностей в системе отношений с окружающими людьми.
Цель проекта : создание условий для самопознания ребёнка, его гармоничного взаимодействия с миром, правильного эмоционального развития, пробуждения в нём добрых чувств, стремления к сотрудничеству.
Задачи проекта :
1. Развитие у детей уверенности в себе и своих силах.
2. Формирование умения откровенно и понятно для других выражать свои чувства, желания, взгляды.
3. Принимать и уважать позицию другого человека, быть терпимым к различиям в предпочтениях, вкусах, потребностях.
4. Развитие умения формулировать суть проблемы, конфликта и возможных путей его разрешения.
5. Развитие коммуникативных способностей.
6. Развитие понимания взаимозависимости и необходимости людей друг для друга.
Ожидаемые результаты: помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим. Научить детей воспринимать свои собственные эмоции – чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей. Сформировать у детей этически ценные формы и способы поведения в отношениях с людьми: умения устанавливать и поддерживать контакты,кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
Формы реализации проекта
I этап - подготовительный:
- Подбор методической и художественной литературы, наглядного материала и дидактических пособий.
- Разработка плана занятий с детьми, форм работы с родителями.
- Создание необходимой базы для продуктивной и творческой деятельности детей.
- Составление перспективного плана мероприятий.
II этап - основной:
- ООД
- Беседы
- Игры и игровые упражнения
- Художественно – творческая деятельность
- Чтение художественной литературы
III этап - заключительный:
- Подведение итогов реализации проекта
- Выставка детских работ «Волшебная страна эмоций»
- Создание фотоальбома «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».
План реализации проекта :
ООД : «Разгляди себя в зеркале», «Что между нами общего», «Твоя любимая игрушка» «Любимая игрушка друга», «Спорящие лица», «Учимся выражать эмоции», «Улыбка делает чудеса», «Друзья», «Портрет друга», «Учимся общаться», «Учимся понимать другого», «Мимические признаки эмоций», «Твои поступки и чувства других», «Какой ты, что тебе нравится?», «Грусть, радость, спокойствие», «Вместе с друзьями», «О дружбе»
Беседа по теме : «Поможем себе победить злость», «Улыбка делает чудеса»,
«Друзья», «Ссора», «Твои поступки и чувства других», «Красивое -безобразное», «Робкий», «Смелый», «Совместные игры»
Игры, игровые упражнения: «Говорящее зеркало», «Узнай, про кого я расскажу», «Водяной», «Найди меня», «Потерянные вещи», «Радио», «Кто поет?», «Узнай по голосу», «Узнай на вкус», «Винегрет», «Разбери по зернышку», «Зеркало», «Пожалуйста», «Похвали себя», «Скажи хорошо о своем товарище», «Скажи другу комплимент», «Спина к спине», «Разорви круг», «Я - разведчик», «Настроение», «Я - модельер», «Чья любимая вещь?», «Найди хозяина», «Общий круг», «Клубочек», «Что нам нравится осенью (зимой, весной, летом?».
Рассматривание иллюстраций с изображением костюмов разных времен и народов, поссорившихся детей, материала на темы «Грусть», «Радость», «Спокойствие», «Печаль», «Горе», «Злость», «Гнев», «Страх».
Художественная литература: А. Барто «Мой сосед - Иван Петрович», рассказ Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно», рассказывание сказки Аксакова «Аленький цветочек», чтение рассказа Л. Н. Толстого «Птичка», сказки А. Н. Толстого
«Приключение Буратино», русской народной сказки «У страха глаза велики»,
Житков «На льдине», Л. Толстого «Котенок», стихотворение Е. Серова «Нехорошая история», Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Заучивание пословиц и поговорок о дружбе и друзьях.
Оценка результатов деятельности: дети обладают чувством собственного достоинства, проявляют достаточную независимость в суждениях, в выборе друзей и рода занятий, активно познают действительность, чувствуют уверенность в своих силах. Сформирована положительная самооценка, способность адекватно, в том числе и критически, оценивать результаты собственных действий и действий других. Понимают своё и окружающих людей эмоциональное состояние, делятся своими чувствами и переживаниями, с уважением и терпимо относятся к людям, независимо от социального происхождения, национальной принадлежности, способны оказать помощь и принять её от других, владеют разными формами и средствами общения.
Методическая литература: Громова Т. В. Страна Эмоций. 2009.
Князева О. Л. Я –ты – мы. Программа социально – эмоционального развития дошкольников. - М. : Мозаика - Синтез, - 2003 .
Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М. : ГЕНЕЗИС, 2006.
Ковалец И. В. Азбука эмоций Владос 2004 г.
Мирилова, Т. Л. Эмоциональное развитие ребёнка. – Волгоград: Корифей, 2009. Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников» изд. «Аркти», Москва, 2003 Семенака С. И. «Учимся сочувствовать, сопереживать», изд. «Аркти», Москва, 2003