Татьяна Фирсова
Проект по социально-коммуникативному развитию детей в возрасте 4–5 лет «Толерантность: что это такое?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Толерантность, что это такое?»
Главное — правильно дышать
Вдыхать Счастье.
Выдыхать Добро.
Актуальность
Создание адаптивной развивающей среды невозможно без глубокого погружения в само понятие «толерантность». В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность.
Публикация «Проект по социально-коммуникативному развитию детей в возрасте 4–5 лет „Толерантность: что это такое?“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2021
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в своей работе я стремимся сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.
На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного возраста.
Формирование культуры толерантности происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, и продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.
Тип проекта : краткосрочный (неделя)
Вид проекта : информационно-творческий, межгрупповой, краткосрочный.
Участники: педагоги, родители, дети.
Цель: Формирование у детей навыков толерантного отношения к окружающему миру
Перспективный план
Неделя толерантности
Понедельник
«7 - Я» 1. Просмотр фотоальбомов и составление рассказа о своей семье;
2. Беседа с детьми «Странички семейного альбома»
3. Чтение художественной литературы. Л. Барто «Не одна», «Всё на всех»;
4. Просмотр мультфильма Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка»;
Вторник
«Мир, дети, взрослые» 1: Чтение стихов, слушанье песен, исполнение танцев разных народов мира;
2. Символы доброты
3. Консультация для родителей «Что такое толерантность».
Среда
«Планета Толерантности» 1. Дидактическая игра «Хорошие и плохие поступки»
2. Беседа на тему «Планета Толерантности»
3. Коллективная аппликация «Планета – Толерантность»
Четверг
«Мастерская добрых дел» 1. Творческая мастерская: изготовление сувениров-подарков (из солёного теста) для детей младшей группы.
2. Познакомить детей с тем, что есть дети с ограниченными возможностями (просмотр видеороликов);
3. Изготовление подарков родителей и детей своими руками для людей с ограниченными способностями
Пятница
«Доброта и милосердие спасут мир»! 1. Игровая ситуация «В мире доброты»
2. Беседа с детьми «Давайте жить дружно!»
3. Презентация на тему : Доброта и милосердие спасут мир
Как подчеркнул немецкий философ Иммануил Кант: «Нравственность заложена в характере». А характер, как известно формируется в детстве. И только от нас, от взрослых зависит, какими вырастут наши дети, как они смогут социализироваться в обществе, и как сложиться их дальнейшая жизнь.
Приложение
Конспект беседы на тему «Планета Толерантности»
Цель беседы:
Формировать культуру межличностных отношений между детьми
Актуальность
В последнее время педагоги и родители отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками. В умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения. Как правило, это выражается: в неумении находить подход к партнеру по общению. Отмечаются также сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека. Всё это приводит к конфликтам и непониманию собеседников.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить воспитанников с понятием «толерантность»;
• сформировать правильное представление о толерантном поведении.
Воспитательные:
• воспитывать чувство уважения друг к другу, воспитывать, коммуникативную культуру в общении и взаимопонимание.
Развивающие :
• продолжить формирование толерантного отношения между детьми;
Средства: Картинка цветика - семицветика, телефон, конверт.
Методы: игровой, наглядный, словесный.
Приё мы: беседа, физкультминутка, проблемная ситуация.
Предварительная работа:
Дидактическая игра «Хорошие и плохие поступки»
Дидактическая игра «Сделай доброе дело.
чтение художественной литературы. Л. Барто «Не одна», «Всё на всех»;
Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка»;
Словарная работа: инопланетянин, сотрудничество, толерантность.
Ход беседы
Воспитатель. - Ребята нам сегодня, пришло письмо, от наших друзей – инопланетян, с планеты Толерантность. Посмотрите, они прислали фотографию своей планеты. На то она похожа?
Дети – на цветочек.
(звонит телефон, воспитатель берет трубку)
Воспитатель – дети у наших друзей случилась беда, все лепестки на их планете заболели, что бы они снова распустились, нам нужно ответить на вопрос из чего состоит планета Толерантность
Вы готовы помочь?
Дети – конечно готовы.
Воспитатель – А что бы нам было легче, друзья прислали нам подсказку - это не большие рассказы, говорящие о том из чего же состоит планета Толерантность.
Давайте я сейчас нарисую на доске серединку планеты и напишу ее название, а потом я буду подрисовывать по лепестку за правильный ответ.
И так первый рассказ:
Два мальчика Витя и Коля гуляли в парке. Вдруг высоко в кроне дерева они услышали жалобное мяуканье. Это был маленький котенок. Витя говорит надо его снять с дерева.
-Вот еще. - ответил коля и убежал к ребятам которые играли в мяч. А Витя медленно полез на дерево, ему было трудно, но он справился и снял котенка с дерева, завернул в кофту и принес домой, где покормил котенка молоком.
Воспитатель – дети какое чувство у вас вызвал мальчик Витя?
Дети – уважение. -
Воспитатель – правильно. Значит, планета состоит из уважения, и я рисую первый лепесток, пусть он будет оранжевого цвета.
Слушайте другую подсказку.
На празднике двум девочкам подарили по семечку и сказали, когда вырастит семечко, из него появится замечательный цветок. Девочки обрадовались, купили красивые горшочки и посадили свои семена. Семечки долго не давали всходов. Свете надоело ждать, и она перестала о нем заботиться, вскоре ее семечко погибло. А Лена продолжала ухаживать за своим семечком. И вот случилось чудо! Лена проснулась рано утром, увидела, что ее семечко дало всходы. Маленький росток стал быстро расти и уже через несколько недель у девочки распустился великолепный цветок.
- Дети, а что мы можем сказать о девочке Лене, какой она была?
Дети – терпеливая.
Воспитатель – правильно, значит наш следующий лепесток это терпение, пусть он будет зеленым.
Слушайте следующий рассказ.
У Максима была собака, он ее очень любил, но случилась беда, его любимица сильно поранила лапу. Максим хотел ей помочь, но собака не как не давалась ему в руки. (Она, наверное, думала, что ей хотят причинить еще большую боль). Тут к мальчику подошла его подруга Даша. – я помогу тебе – сказала она.
Девочка медленно протянула руки к собачке, нежно потрепала ей ушко и взяла на руки. Она крепко прижала к себе собачку, а Максим в это время успел обработать и перевязать лапу любимицы.
- Ребята, а как действовали дети?
Дети – дружно, сообща.
Воспитатель – правильно, а еще есть такое слово как сотрудничество, оно и будет следующим лепестком голубого цвета.
Слушаем дальше.
.Мама Олеси работала врачом на «скорой помощи». В этот день у нее было много вызовов, так как заболело много людей и ей хотелось помочь всем. И потому придя домой, была очень усталой. Переодевшись, умывшись, она присела на диван и уснула. Олеся посмотрела на маму и подумала, как же устала, ее любимая мамочка. Укрыв ее одеялом, Олеся отправилась на кухню, чтобы разогреть ужин и накрыть на стол. Когда у девочки было все готово, на кухню пришла мама, они вмести поужинали, болтая без-умолку. После ужина мама подарила Олесе подарок. Это было красивое атласное платье.
Воспитатель – дети, что мы можем сказать про Олесю?
Дети – она добрая, заботливая, любит свою маму.
Воспитатель – а что мы можем сказать про маму?
Дети – она тоже добрая, заботливая, любит свою дочку.
Воспитатель – ребята, а ведь мы вернули планете еще сразу три лепестка - это доброта, любовь и забота. Я закрашу их красным, синим, желтым цветом.
Воспитатель – Вот и последняя подсказка, но прежде мы сделаем зарядку, которую нам прислали наши друзья.
Физкультминутка.
Цель физкультминутки: снятие утомляемости и сонливости детей средней группы, восстановление физических сил дошкольников
«Бабочки»
Воспитатель - Но вот м ы и взбодрились. Приступаем к решению последней задачи.
Арсений и Дима слушали сказку, которую читала им бабушка. Но вот сказка закончилась, и бабушка ушла по своим делам. Дима убежал играть в игрушки, а Арсений остался сидеть и раскачиваться на стуле. Сказка произвела на него впечатление, и он никак не мог переключиться на что-то другое. Вдруг стул Арсения покачнулся и, кубарем упал со стула. Увидев это, Дима расхохотался и долго не мог остановиться.
Арсений молча встал, ему было больно, а главное очень обидно. Мальчик хотел уже уйти, но тут к нему подошел Дима. Дима понял, что поступил плохо. Дима попросил прощения у Арсения.
Мальчик сразу простил друга, они вместе посмеялись над нелепой ситуацией и вместе пошли строить крепость для солдатиков.
Воспитатель – как повел себя Дима?
Дети – плохо он смеялся над своим другом, но потом исправился и попросил прощения.
Воспитатель – А Арсений простил его?
Дети - Да.
Воспитатель. – Какого же не хватает лепестка у планеты?
Дети – прощения.
Воспитатель - правильно молодцы! И будет он фиолетового цвета.
Посмотрите, какая замечательная планета у нас получилась.
Как она называется?
Дети –Толерантность.
Воспитатель – верно. А из каких лепестков она состоит, давайте вспомним.
Дети – Уважения, терпения, сотрудничества, прощения, любви, доброты, заботы.
(Раздается телефонный звонок)
Воспитатель - ребята это звонили наши друзья, они сказали, что их планета здорова и благодарят нас за помощь. А я говорю, что вы большие молодцы! и теперь мы можем пойти поиграть.
Беседа с детьми «Странички семейного альбома»
Цель: расширять представления о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, пополнять знания о родных людях.
Задачи:
1. Учить детей составлять творческие рассказы о своей семье, называя близких родственников.
2. Формировать навыки связной речи, последовательности высказывания.
3. Воспитывать интерес к истории своей семьи, вызвать желание собирать
семейный альбом, бережное отношение к семейным традициям.
Материал: круглые столы, стулья на ковре с
компьютером, экран, детей, аудиозапись для физкультминутки и для релаксации, мольберты, фотографии детей, указка, клубок ниток, человечки, фотоаппарат.
Ход беседы.
I часть. Вводная.
- Вы знаете, что у взрослых есть такая традиция: обсуждать какие-либо вопросы, темы за круглым столом. Вот и сегодня я вас приглашаю поговорить за этим круглым столом в виде ромашки.
- Всем удобно? И мне удобно. Когда столы стоят по кругу, то удобно разговаривать, так как мы хорошо видим друг друга.
II часть. Основная.
- Сейчас я загадаю вам загадку и, отгадав ее, вы узнаете тему нашего разговора.
Самые дорогие и близкие люди для меня,
Без которых мне прожить никак нельзя.
Друг о друге мы заботимся всегда
Это моя дружная семья.
За столом нас очень много
Папа, дедушка и я,
Мама, бабушка, сестренка
Это вся моя семья.
- Правильно, мы с вами поговорим о разных семьях.
- Как вы думаете, можно ли вашу группу назвать семьей? Почему?
- Можно сказать, что воспитатели ваши вторые мамы? Почему? Они вас любят и заботятся, так же, как и мамы заботятся о вас дома.
- Я раздам вам фотографии тех людей, которые заботятся о вас в детском саду. Возьмите, пожалуйста, фотографию и расскажите об этом человеке: Кто это? Как его зовут? И как он заботится о вас?
- Не только эти люди о вас заботятся, но и многие другие.
(Собираю фото)
- Вот это и есть вся большая дружная семья вашего детского сада. В своем любимом садике вы проводите праздники, интересные занятия, все вместе гуляете, ездите на экскурсии, играете, занимаетесь спортом - все это происходит в вашей большой семье.
- Но кроме семьи вашего детского сада, у каждого из вас есть семья близких родственников.
- Как вы думаете, кого мы называем близкими родственниками?
- У каждой семьи есть фамилия. Назовите, пожалуйста, ваши фамилии.
(Физкультминутка)
- Так же, как и у меня, у вас у каждого есть своя семья. Я приглашаю вас на фотовыставку, где экскурсовод расскажет нам о своих фотографиях, которые находятся на выставке.
Давайте подойдем поближе к 1 стенду и рассмотрим внимательно все фотографии. (Встаем и идем к мольбертам).
- Ребята, а вам знакомы те люди, которых вы видите на фотографиях?
- Одним словом можно сказать, что на фотографиях семья Дениса. Денис, я предлагаю тебе в роли экскурсовода познакомить нас со своими родными.
- Кто еще расскажет нам о своей семье?
- Оказывается, что все мы любим своих мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер у кого они есть.
- А что значить любить? Тебе хорошо в твоей семье? Почему?
- То есть любить - это значит помогать во всем, беречь и заботится, делать приятное, быть рядом друг с другом, жить в мире да согласии, не ссориться. Ведь недаром гласит русская пословица «Там, где дружат - живут, не тужат, начался разлад и друзьям не рад».
III часть. Игровая.
- А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Связующая нить». Для этого нам нужно сесть в круг.
(Садимся в круг на ковре, передаем клубок друг другу)
- Я начну передавать клубок ниток и чтобы все, у кого уже был этот клубок, держались за нить. Передавая клубок, скажите себе или своим товарищам любые пожелания. А сейчас натяните нить и закройте глаза. Представьте себе, что вы одно целое, одна семья. Каждый из вас важен и значим в этом целом. Вас любят, о вас заботятся в детском саду и дома, и вы должны отвечать им тем же.
- Ребята, а где вы храните свои фотографии дома, в группе? Для чего нужен фотоальбом? Фотоальбом может много рассказать интересного о вашей семье.
- Чтобы ваши фотографии подольше сохранились, и было удобно их смотреть, я подарю вам вот такие фотоальбомы.
(Дарю фотоальбомы)
IV часть. Заключительная.
(Идем к столу, где лежат фотографии человечков)
- А еще я принесла вам фотографии интересных человечков. У них 2 настроения: один веселый, 2 - грустный, 3 - равнодушный. Выберите, пожалуйста, фотографию того человечка, настроение которого соответствует вашему настроению. Вложите его в свой фотоальбом и покажите мне. - Спасибо вам. Мне приятно было с вами общаться. А на память о нашей встрече я предлагаю вам сфотографироваться.
1. Воспитатели могут придумывать ситуации на ходу.
2. Игра помогает вспомнить сказки и их сюжеты.
3. К каждой ситуации можно задавать дополнительные вопросы (хорошие / плохие качества героя, как нужно было поступить / не нужно было и т. п.).
Консультация для родителей
«Что такое толерантность»
В мире миллионы людей. Они разные. У них разный пол, разный возраст, разный социальный статус, разная внешность, разные права, разные расы, разные национальности. Мы разные, но мы все живем на одной планете - Земля. Мы каждый день сталкиваемся с большим количеством людей, которые не такие как мы, они не похожи на нас, они другие. Но эти люди нужны нам для дальнейшего развития мира, для жизни на Земле. Мы должны принимать их индивидуальность, уважать их права, выслушать их мнение. Мужчина должен уважать женщину, а женщина мужчину, взрослый - ребенка, а ребенок - взрослого, физически и психически здоровый человек должен уважать больного человека, представитель одной национальности должен уважать представителя другой национальности.
На нашей территории сложилось множество национальностей, культур, традиций и обрядов. Каждая национальная культура уникальна, каждая несет в себе, что-то особенное не похожее на другие.
Жизнь в условиях этнического многообразия является одним из источников серьезных проблем для любого общества, где подрастают дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает все большие масштабы, обучение ценностям и навыкам «жизни сообща» стало первоочередной задачей воспитания.
Но в этом веке живут наши дети. Неужели мы хотим, чтобы они жили в постоянной вражде и в непонимании. Неужели хотим, чтобы каждый день по причинам этнических конфликтов погибали люди. Неужели мы не хотим мира, который прославляем в своих стихах и песнях. А как прийти к миру, как установить мир на всей Земле?
Для этого необходимо:
- воспитывать и учить детей быть открытыми, относится с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учить их основам человеческого общежития;
- учить тому, насколько важно отказаться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов;
- воспитывать в детях альтруизм, открытость и уважение к другим, прививать им способность понимать других, сохраняя при этом свою индивидуальность. Все эти качества основаны на чувстве собственного достоинства и способности признавать культурное разнообразие, существующее в современном мире.
Постоянные региональные конфликты, взрывы враждебности между народами привели к распаду стран и серьезным переменам в политической карте мира, просуществовавшего до этого без изменений около полувека. По всему миру прокатилась волна групповых столкновений, религиозной вражды и этнических конфликтов. Различные сообщества оказались ввергнутыми в войну. Теперь разрешение споров, примирение враждующих сторон и восстановление социальной жизни стало одним из самых сложных процессов, которые когда – либо человеческое общество пыталось осуществить.
Межкультурному взаимопониманию необходимо учить. Примирению необходимо учить. Следовательно, вопрос обучения ТОЛЕРАНТНОСТИ становятся актуальным, является неотъемлемой составляющей прав человека.
В своей самой простой и основной форме ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЕСТЬ ПРИЗНАНИЕ ЗА ДРУГИМИ ПРАВА НА УВАЖЕНИЕ ИХ ЛИЧНОСТИ И САМОИДЕНТИЧНОСТИ (Бэтти Риэрдон).
Межнациональная толерантность – это терпимое, принимающее, уважительное, понимающее отношение как к собственной национальной и этнической культуре, так и к культуре иных наций и этносов.
«Мы обречены на толерантность» - именно так гласит нам принцип морали.
Приобщение ребенка к народной культуре составляет базис его национальной идентификации, становления чувства национальной гордости и самодостаточности, формирования межнациональной толерантности. «Возлюби ближнего как самого себя» - гласит Священное Писание. Чтобы принять и понять иного, другую национальную культуру, необходимо изначально приобщиться к истокам своей, осознать ее духовное богатство и безусловную социальную ценность.
Современный мир жесток. Жестокими стали и дети. И нормой жизни каждого человека –
взрослого и ребенка – должна стать ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Что же такое эта загадочная толерантность?
Толерантность можно определить как терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, религиозной или культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность проявляется в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования различных точек зрения без применения насилия. Но быть толерантным v не значит быть равнодушным к другим людям. Толерантность предполагает взаимность и активное участие всех заинтересованных сторон.
Важно отметить, что понимание и принятие "другого" напрямую связаны с терпимым отношением к самому себе. Толерантный человек обладает чувством собственного достоинства, имеет свои ценности и убеждения и, одновременно уважает убеждения других людей. Так, например, невозможно доброжелательно относиться к окружающим, если отрицательно относишься к себе самому.
Стать более толерантным человеком - значит научиться с уважением выслушивать любую точку зрения, перестать делить мир на два лагеря "свои" и "чужие". Просто необходимо научиться защищать свои убеждения без применения насилия, найти более конструктивные методы решения разногласия. Иногда достаточно просто выслушать и, главное, услышать другого человека для того, что бы и он, в свою очередь, прислушался к Вашему мнению.
Конечно, совсем непросто научиться жить с непохожими людьми, но это одна из реальных возможностей уменьшить количество конфликтов вокруг нас. Для этого нужно просто оглянуться вокруг себя, восхититься многообразием мира и людей вокруг и не забывать о том, что сохранение этого разнообразия зависит от уважительного и терпимого отношения каждого из нас!
Беседа с детьми «Давайте жить дружно!»
Цель: закрепить и обобщить представления детей о необходимости чуткого, доброжелательного отношения к товарищам. Воспитывать умение слушать собеседника, не бояться высказывать свою точку зрения, чётко отвечать на поставленные вопросы. Познакомить детей с тем, как можно избежать ссоры, как помириться.
Ход совместной деятельности
– Ребята, посмотрите какая интересная у меня шкатулка. (Воспитатель открывая шкатулку, показывает, что там лежат маленькие зеркальца)
– Что это? Для чего нужны зеркала? (Ответы детей) Вы совершенно правы. Зеркало помогает нам поддерживать опрятный вид, показывает нам неполадки в причёске, подсказывает нам, когда нужно умыться. А ещё в зеркале отражается наше настроение. Я хочу предложить вам поиграть в одну игру «Покажи настроение». Я буду показывать вам картинки, а вы должны будете показать настроение, которое отображено на этих картинках. (Воспитатель показывает карточки с различными настроениями, дети изображают его мимически.)
–Ребята, какие вы молодцы! Вы правильно отобразили все настроения. А у меня сегодня грустное настроение, потому что я узнала, что две подружки поссорились друг с другом. Хотите узнать, почему они поссорились? Тогда присаживайтесь на стульчики. Дети садятся на стульчики.
Воспитатель читает стихотворение А. Кузнецова “Подружки”.
- Мы можем похвалить девочку? За что мы можем её похвалить? (Она поняла, что поступила неправильно, не по-дружески; она готова отдать все игрушки, лишь бы помириться с подругой.)
- Как вы думаете, почему девочка захотела помириться с подругой? (Без друзей скучно, а когда поссоришься – особенно. А главное, она чувствовала себя виноватой в ссоре)
- Как вы думаете, ребята, зачем нужны друзья? (Чтобы дружить)
- Зачем нужно дружить? (Чтобы быть всегда вместе) Зачем быть вместе? (Чтобы помогать друг другу). Зачем помогать? (Чтобы другу было хорошо)
- Я с вами согласна. С друзьями хорошо, а без друзей плохо. Я вам предлагаю поиграть в игру “Платочек”. Когда зазвучит медленная музыка, вы будете передавать платочек по кругу. Как только медленная закончится и зазвучит быстрая, тот, на ком платочек остановится, выбегает в центр круга и танцует, а остальные будут аплодировать танцующему (Игра повторяется 2-3 раза).
- Ребята, как вы все красиво танцуете. Молодцы!
Воспитатель, показывая на лежащий на полу зеленый кусок ткани, рассказывает, что это полянка. – Как вы думаете, что на ней не хватает? (цветов).
– Правильно, невеселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты». Для этого нам необходимо взять по одному лепесточку, и сказав своему другу вежливое слово, посадить цветок на поляну.
- Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение? (Счастливое, веселое).
- Вы у меня молодцы. Вы очень хорошие, добрые, отзывчивые друзья. А если настроение веселое, что делают люди? (Улыбаются друг другу). Давайте и мы с вами будем дарить свою улыбку друг другу.