Милана Шамхалова
Проект «Скоро школу!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Скоро школу!»
«Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит, быть готовым всему этому научиться.» Л. А. Венгер
Актуальность:
Среднесрочный проект «Психологическая готовность ребенка к школе» разработан в рамках реализации основного годового направления, коррекционно-развивающей работы педагога-психолога.
Публикация «Проект „Скоро школу!“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2023
Ребенок учится в школе 11 лет. За это время вырастает целое поколение. И важно, чтобы все эти годы ребенок был счастлив во многом зависит от его готовности к школе – желания учиться, умения общаться со сверстниками и взрослыми, способности решать сложные задачи, стремления к достижениям, самостоятельности и ответственности. Проблеме готовности детей к школьному обучению посвящено не мало работ выдающихся педагогов и психологов.
Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л. С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
Скачать проект
Возраст детей 6-7 лет характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка: идет интенсивное развитие и совершенсвование опорно-двигательной (осанка) и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие различных отделов центральной нервной системы (увеличивается головной мозг). Хорошо развита двигательная сфера (занятия в кружках). Завершается долгий и сложный процесс овладения речью, в высказываниях отражается более богатый словарный запас (до 7000слов). Самооценка несколько завышена, это нормально, идет осознание своего социального «Я» – ребенок осознает себя и свое положение, которое он занимает в семье, в детском коллективе сверстников. Начинают преобладать мотив «я должен» над мотивом «я хочу» и «я смогу» (кризис 7 лет).
В настоящее время в психолого-педагогической науке и образовательной практике понятие «психологическая готовность к школе» является широко распространенным и активно используемым самыми различными специалистами: воспитателями детских садов, школьными учителями, практическими психологами образования, социальными педагогами. С этим понятием знакомы родители, и даже сами дети.
Что такое психологическая готовность к школьному обучению?
Это совокупность мотивационной, социальной, личностной и интеллектуальной, физической готовность.
Мотивационная готовность — складывается при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательный интерес — ответы на вопросы, чтение, развивающие игры, самостоятельные выводы. Умение трудиться — как справляется с трудностями, доводит начатое до конца.
Социальная готовность — формируется внутренняя позиция
школьника, отношение к школе, понимает социальную значимость учения.
Личностная готовность — уметь строить отношения со взрослыми и сверстниками, готовность быть школьником, имеющим круг прав и обязанностей.
Интеллектуальная готовность — связана с развитием мыслительных и познавательных процессов (внимание, память, воображение, мышление) — способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы, образные и пространственные представления, речь, любознательность, хорошая память.
Физическая готовность — здоровье (утомляемость при ослабленном здоровье).
В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
Мотивация на учебу;
Развитие произвольности;
3)Сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
4) Развитие пространственных представлений;
5) Проявление самостоятельности и инициативности.
6) Сформированность коммуникативных качеств.
Линии развития: познавательное и личностное развитие.
Возраст: 6-7 лет.
Состав группы: дети подготовительной группы
По форме: практико-ориентированный.
По предметной области: психологический.
По количеству: групповой.
Цель и задачи реализации Проекта
Цель: — всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлении об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Задачи:
Развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения сравнивать, анализировать и на основе анализа делать простейшие выводы и умозаключения.
Развитие памяти, внимания, воображения, творческих способностей.
Расширение словарного запаса;
Развитие умения логически мыслить и устанавливать причинно-следственные связи;
Формирование навыков общения и совместной деятельности.
Формирование инициативности и самостоятельности.
Подготовительный этап (сентябрь-ноябрь-декабрь)
Изучение и подбор методической литературы по данной тематике.
Диагностическое исследование предпосылок школьной зрелости детей подготовительной к школе группы.
Консультирование родителей и воспитателей по результатам диагностики.
Подготовка буклетов для родителей с рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Составление цикла коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе.
Основной этап (январь-май)
Проведение собрания с родителями подготовительной группы на тему: «Что такое готовность ребенка к школе?», предоставление буклетов с рекомендациями.
Групповые коррекционно-развивающие занятия. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только игры и задания на развитие познавательных психических процессов, но и упражнения на развитие инициативности, ответственности, самостоятельности.
Заключительный этап (май)
Итоговая диагностика детей подготовительной группы на готовность ребенка к школе.
Выставка детских коллажей на тему: «Какой Я и мои достоинства».
Презентация проекта на педагогическом совете.
Перечень используемых методических пособий.
Автор
составитель
Наименование издания
Издательство
Г. Б. Монина
Технология формирования у детей 6-7 лет инициативности, самостоятельности, ответственности и парциальная программа «Лесенка роста». ФГОС.
Г. Санкт-Петербург ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2017г.
В. Л. Шарохина
Психологическая подготовка детей к школе «конспекты занятий».
г. Москва ООО «Национальный книжный центр»., «психологическая служба», 2016г.
Н. И. Вьюнова., К. М. Гайдар., Л. В. Темнова.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
г. Москва ООО
«Академический Проект», 2005.
О. Н. Земцова
Серия «Умные книжки». ФГОС
г. Москва ООО «Издательская группа «Азбука - Аттикус», 2015г.
Цикл развивающих занятий с детьми подготовительной группы
«Скоро в школу».
Пояснительная записка
Период дошкольного детства является самым чувствительным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. От того, как подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении. Чем увереннее и спокойнее начнётся для первоклассника школьная жизнь, чем лучше ребёнок сможет адаптироваться к новым условиям, новым людям, тем больше шансов, что у ребёнка не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующем в обучении.
Традиционно выделяют несколько компонентов школьной зрелости. В её состав включены интеллектуальная, социальная, эмоционально-волевая, коммуникативная и мотивационная сферы, уровень развития которых рассматривается в качестве общего показателя школьной готовности. Следует отметить, что в связи с введение новых образовательных стандартов в качестве показателей школьной зрелости выделяют самостоятельность, инициативность и ответственность. Поэтому, в системе подготовки дошкольников к обучению в школе очень актуальной является организация педагогом-психологом занятий, которые помогают формировать и развивать у детей активность, самостоятельность, инициативность и ответственность. Именно с этой целью был составлен данный цикл, состоящий из 12 занятий.
Цель: развитие познавательных процессов и формирование уверенности, самостоятельности и инициативности,т. е. формирование готовности к школьному обучению.
Задачи:
-Развивать психические функции как: непроизвольное внимание, мышление, память, общую осведомленность об окружающем, речь, воображение, восприятие детьми задания на слух.
-Способствовать развитию коммуникативных навыков.
-Формировать самостоятельность, инициативность, уверенность, ответственность.
Данный цикл занятий рассчитан для работы с детьми подготовительной группы, состоит из 12 занятий, которые начинаются в марте, заканчиваются в мае.
Продолжительность занятия 25-30 мин, проводятся один раз в неделю.
Все игры и упражнения можно разделить на: групповые, парные, индивидуальные. Занятия строятся на понятном детям материале.
Структура занятий:
Организационная часть (ритуал приветствия, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других);
Разминка, основная часть строятся в занимательной, игровой форме и с использованием игр, упражнений на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, речи, межличностного общения, активности, инициативности и самостоятельности;
Заключительная часть, как завершение (ритуал прощания).
Ожидаемый результат:
1. Развитие коммуникативных способностей;
2. Развитие произвольного внимания;
3. Развитие зрительной, слухоречевой памяти;
4. Формирование способности проявлять самостоятельность и инициативу.
5. Развитие активизации воображения;
6. Развитие способности логически мыслить
7. Формирование уверенности и ответственности.