Тирских Светлана Михайловна
Проект по формированию мотивационно-познавательной активности детей к обучению в школе «Скоро мы ученики»
▼ Скачать +Заказ
«Быть готовым к школе - не значит
Уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит
Быть готовым всему этому научиться»
Подготовка к школе – одна из основных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В понятие «готовность к школе» входят многие составляющие – готовность физиологическая, интеллектуальная, социальная, эмоциональная и другие. Все составляющие тесно взаимосвязаны; недостатки в формировании любой из них сказывается на успешности обучения.
Публикация «Проект по формированию мотивационно-познавательной активности детей к обучению в школе „Скоро мы ученики“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
Основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является их недостаточная готовность к сложному процессу обучения. Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, желание учиться, т. е. мотивация к обучению. Чем ребенок менее мотивационно готов к школе, тем труднее он привыкает к новой жизни и тем большая вероятность низкой успеваемости. Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости, так как возможно более полное ее преодоление еще в дошкольном возрасте, что позволит предупредить само возникновение многих проблем в дальнейшем.
Мотивационная готовность к школе — это показатель, определяющий уровень стремления ходить в школу, понимания школьных правил и степень их принятия. «Хочешь ли ты пойти в школу?» - этот вопрос один из важнейших. Дети, приближающиеся к 7-летнему возрасту или уже перешагнувшие этот рубеж, чаще отвечают: «Да», а многие прибавляют: «Очень». Если же звучит отрицательный ответ, это должно насторожить родителей, особенно когда ребенку по возрасту положено идти в школу.
Недостаточно сформированная мотивационная готовность может вызвать у ребенка огромные трудности во время первого года обучения в школе, а в дальнейшем вообще вызвать стойкое нежелание учиться.
Программы подготовки ребенка к школе в детском дошкольном учреждении направлены в основном на развитие интеллектуальной готовности, кроме того, их особенностью является школьный метод обучения, в результате которого желание ребенка идти в школу не возрастает. В итоге мы получаем такую ситуацию, что многие дети хотят остаться в детском саду.
Таким образом, задача подготовки детей к школьному обучению не должна сводиться только к тому, чтобы научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент здесь должен делаться на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача воспитателя сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
1. Положительных представлений о школе, учителе и учебной деятельности;
2. Желания учиться в школе, чтобы узнать и уметь много нового;
Сформированной позиции школьника.
Цель: Формирование у детей мотивационной готовности к обучению в школе, воспитание положительного отношения к школьной жизни.
Создание условий для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.
Задачи:
- Формировать у детей правильное представление о школе и учении.
- Формировать у детей положительное отношение к школе.
- Формировать познавательную активность и учебную мотивацию.
-Повысить грамотность и компетенцию родителей.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель подготовительной группы, родители.
Тип проекта: практико-ориентированный, ролевой - игровой.
Сроки проведение: с сентября по май (долгосрочный)
Этапы проекта:
1. Организационный этап (сентябрь):
• изучение литературы, материала электронных ресурсов по данной теме;
• проведение диагностики готовности к школе;
• разработка содержания проекта;
• информационное просвещение родителей, ознакомление с планируемыми мероприятиями на период реализации проекта (родительское собрание, изготовление буклетов, подготовка рекомендаций и др.).
2. Основной этап реализации (октябрь – апрель):
3. Завершающий этап (май):
• анализ реализации проекта;
• выявление возникших в ходе реализации проекта проблем, определение оптимальных путей их решения и составление.
Ожидаемые результаты реализации проекта: Сформированность у детей подготовительной группы «внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности. Накопление большого багажа знаний о школе;
Снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением;
Нормализация уровня развития психических процессов и речевой деятельности детей. Повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе.
У детей сформируется учебно-познавательный мотив, произвольность поведения. Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.
Продукты проекта: Создание мини-музея «Школьные принадлежности» («Центр грамотности и письма»). Создание альбома детских работ «Школьные принадлежности»
План проекта:
сентябрь
*Праздник «День знаний»
*Целевая прогулка к зданию школы.
*Рассматривание картин и школьных фотографий родителей.
*Диагностика готовности детей к школе.
*Выставка «Мои родители в школе»
Октябрь
*Изготовление атрибутов к с/р игре «Школа»
*Организация центра «Грамотности и письма»
*Загадывание загадок о школьных принадлежностях
*Чтение серии сказок М. А. Панфилова «Лесная школа»
*Рисование «Что я знаю о школе?»
*Беседа с детьми «Школа – мой будущий дом»
*Создание мини-музея «Школьные принадлежности»
Ноябрь
*Развлечение «Путешествие с Незнайкой»
*Игра «Собери портфель»
*Игровое упражнение
*«Рисуем, закрашиваем, штрихуем»
*Детское творчество на тему: «В какой школе я хочу учиться»
*Родительское собрание «Готовность ребёнка к школе»
Декабрь
*Игра-викторина «Первоклассник»
*Прослушивание песен о школе.
*Рассматривание иллюстраций, картинок про школьную тематику.
*Просмотр презентации «Скоро в школу»
*Рисование «Чем я буду заниматься в школе» Буклет «10 советов родителям будущих первоклассников»
Январь
*Просмотр мультфильмов о школе
*Чтение рассказов и стихов о школе: «Чему учат в школе» И. Свиридов, «Что написано в тетрадке» В. Орлова, В. Голявкина «Не везёт»
*Создание альбома детских работ «Школьные принадлежности» *Родительское собрание «Школьное завтра наших детей»
с участием учителей школ начальных классов.
Февраль
*Игра со строительным материалом «Строим школу, в которой я буду учиться»
*Подготовительные занятия в школе «Будущие первоклашки»
*С/р игра «Школа»
*Игры, повышающие мотивацию дошкольников к обучению в школе. * * * *Консультация для родителей «Формирование мотивационной готовности к школе»
Март
*Игры с макетами «По дороге в школу»
*Развивающие игры математического содержания.
*С/р игра «Библиотека»
* Прослушивание песен о школе.
*Знакомство с букварем.
*Анкетирование родителей «Интересы и склонности наших детей»
Апрель
*Развлечение «Аз и буки вот и все науки»
*Игры, кроссворды, сканворды, ребусы (с использованием интерактивного оборудования)
*Чтение произведения Л. Н. Толстого «Филиппок».
*Заучивание отрывка стихотворения «В школу» А. Барто
*Обыгрывание ситуаций про школу
*Сочинения детей и родителей «Почему я хочу идти в школу?»
Май
*Диагностика готовности детей к школе.
*Фото вернисаж: «Вот и стали мы на год взрослей».
*Предложить детям дорисовать иллюстрацию «На уроке в школе» (чтобы отразить настроение школьников).
*Родительское собрание «Готовность детей к школе»
*Анкетирование родителей «Готовы ли вы отдать ребёнка в школу»
* Выпускной бал «До свидания, детский сад»
Приложение.
Игра «Волшебный клубочек»
Цель: развитие доброжелательных чувств друг к другу, создание благоприятной атмосферы в группе.
Содержание: дети сидят в кругу на ковре. По часовой стрелке передается клубок ниток, и ребенок, в чьих руках находится клубок, делает соседу комплимент. Принимающий должен сказать: «Спасибо, мне очень приятно» и делать комплимент следующему своему соседу.
Игра «Давай познакомимся»
Цель: познакомиться с детьми.
Содержание: дети с воспитателем становятся в круг, воспитатель держит надувной мяч, называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому бросит мяч, и т. д.
Игра «Услышь свое имя»
Цель: продолжение знакомства с детьми.
Содержание: играющие становятся в круг, спинами внутрь круга. Игрок, у которого в руках мяч, бросает его в круг, называя имя. Названный ребенок должен повернуться лицом внутрь круга и поймать мяч. Победителем становится тот, кто ловил мяч чаще других.
Игра «Щепки на реке»
Цель: создание спокойной, доверительной атмосферы в группе.
Содержание: участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это - берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно.
Участники игры - «берега» - помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад… Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь. и т. д.
Упражнение можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами (по желанию самих Щепок).
Игра «Первоклассник»
Цель: воспитывать желание учиться, развивать доброжелательное отношение к школе.
Содержание: на столе лежат два портфеля. На других столах – учебные принадлежности: тетради, пеналы, буквари т. д.
По команде два ребенка должны отобрать нужные учебные принадлежности, аккуратно положить в портфель и закрыть его. кто сделает это первым, тот выиграл.
По окончании игры проводится беседа.
«Игра в школу»
Цель: развитие интереса к школе.
Содержание: игра проводится во время прогулки. На земле дети чертят длинный прямоугольник и разбивают на классы – квадраты. Это школа.
Выбирают учителя. Он берет маленький камешек, прячет за спиной в кулак, вытягивает руки вперед. Один из учеников должен отгадать, в какой руке камешек. Если ему это удалось, то он получает право бросить свой камешек в квадрат 1 класса. Если попадет, то снова пытается отгадать, в какой руке у учителя камешек, и в случае удачи бросает его в квадрат 2 класса. Если не попадет в квадрат или неправильно отгадает камешек, то ученик остается в 1 классе. В игру вступает другой ученик и т. д.
Показ первоклассниками театрализованного представления
Цель: доставить детям старшего дошкольного возраста радость. продолжить формировать положительное отношение к школе.
Содержание: воспитатель говорит детям, что первоклассники вместе с учительницей приготовили им сюрприз и покажут сказку, причем сами будут исполнять все роли – как настоящие актеры.
После представления с дошкольниками проводится беседа.
Прогулка к зданию школы.
Цель: сформировать представление о Дне знаний; рассказать о том, что дети в семь лет поступают в школу, их называют учениками, учит их педагог (учитель, обучение в школе проходит на уроках, начало и конец которых возвещаются звонком. Вызвать интерес и положительное отношение к школе.
После прогулки и беседы воспитатель предлагает поиграть на школьном дворе в подвижные игры.
Экскурсия в класс.
Цель: дать представление о том, что такое класс. Познакомить с учителем, с правилами поведения в школе. Вызвать интерес к труду учителя, эмоционально положительное отношение к нему.
Содержание: в школе дошкольникам показывается раздевалка, спортивный зал, столовая и т. д.
В классе дети рассматривают плакаты, доску, школьный уголок, выставку работ и т. д. Учительница рассказывает, как интересно проходят уроки, как дети учатся писать, читать, считать. Показывает учебники, знакомит со школьными правилами. Рассказывает, что ученики одного класса не только вместе посещают уроки, но и играют, устраивают соревнования и конкурсы.
Знакомство с букварем.
Цель: познакомить детей с самым первым учебником в их жизни. Вызвать желание узнать буквы, чтобы научиться читать.
Содержание: в группу приходит бандероль от Буратино. В ней азбука. Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки в ней. После чего рассказывает, чтобы научиться читать, нужно сначала научиться внимательно слушать и различать звуки. Воспитатель показывает картинки и называет, что на них изображено, дети слушают, с какого звука начинается слово, затем говорят, что это за звук. Все вместе произносят этот звук, обводят букву пальцами, обращают внимание на то, как расположены палочки, из которых она состоит.
После беседы проводятся различные задания: воспитатель показывает картинки и называет слова, а дети, если слово начинается со звука А, хлопают в ладоши; воспитатель называет слова, а дети первый звук и т. д.
Игровое задание «Класс»
Цель: познакомить с оснащением класса.
Содержание: воспитатель показывает картинки с изображением класса. Проводится беседа о том, что в нем находится. Затем детям предлагается составить паровозик. Воспитатель подходит к ребенку, дотрагивается до плеча, спрашивает: «Я класс, а ты кто?». Ребенок должен назвать предмет, находящийся в классе («Я доска», после чего он подходит к другому ребенку и спрашивает: «Я доска, а ты кто?» и т. д. Дети, называя предметы, находящиеся в классе, двигаются паровозиком.
Сюжетно-ролевая игра «Школа»
Цель: закрепить знания, полученные при посещении школы. Закрепить интерес к школе и желание учиться.
Содержание:
1. Воспитатель предлагает поиграть в школу. Дети становятся учениками в школе для лесных зверушек, а воспитатель – учителем, который проводит урок. Его тему воспитатель выбирает с учетом интересов детей.
2. На роль учителя выбирается кто-нибудь из детей. Тема предлагается воспитателем.
Игровое задание «Сказка о глупом мышонке»
Цель: закрепить знания о школе, интерес учиться.
Содержание: воспитатель читает измененный текст произведения С. Маршака «Сказка о глупом мышонке».
Пела утром мышка-мама:
«Просыпайся, дочка-мышь!
В школу дети ходят рано,
Что ж ты в школу не спешишь?».
Отвечает ей мышонок:
«Путь до школы очень долог.
Трудно в школе мне писать,
Лучше буду дома спать!».
Побежала мышка-мать
Тетю-утку приглашать:
«Приходи к нам, тетя-утка,
Дочку в школу поднимать!».
Стала петь мышонку утка:
«Кря-кря-кря, проснись, малютка.
Мой утенок уже встал.
Вон он – в школу пошагал».
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
«Значит, школа – для утят,
А мышата будут спать».
Побежала мышка-мать
Тетю-свинку приглашать:
«Приходи к нам, тетя-свинка,
Дочку в школу поднимать».
Стала свинка возмущаться,
Хрюкать, топать и ругаться:
«Как же в школу не ходить?
Как же буквы не учить?».
Улыбается мышонок,
Отвечает ей спросонок:
«Ни к чему знать буквы мышке,
Не хочу читать я книжки».
Побежала мышка-мать,
Стала щуку приглашать:
«Приходи к нам, тетя-щука,
Дочку в школу поднимать».
Головой качает щука:
«Боже мой, какая мука –
Это что же, каждый день
Подниматься дочке лень?».
Открывает дочка рот,
Чтоб зевать, а не встает.
Побежала мышка-мать,
Стала кошку приглашать…
Давайте не будем приглашать кошку, а сами расскажем мышонку, почему нужно ходить в школу, что там интересного…
Развлечение совместно с первоклассниками.
Цель: создать у детей эмоционально положительный настрой, закрепить интерес к школе.
Содержание: школьники и дошкольники делятся на две команды и выполняют задания. Выигрывает команда, которая набрала больше очков (флажков и др.).
Задания:
1. решение задач;
2. загадывание друг другу загадок;
3. игра «Построй шеренгу».
Капитаны должны построить 10 человек из своей команды. Каждый получает карточку с цифрой – от 0 до 9. под музыку выполняются разные движения; когда музыка кончается, нужно построиться по порядку. Так 3 раза.
4. на столе стоят матрешки разной величины; по сигналу их нужно расставить по росту;
5. на карточках изображены геометрические фигуры, нужно их назвать и сосчитать;
6. на фланелеграфе нужно составить целое из частей (мяч и ваза);
7. игра «Не промочи ноги».
Команды выстраиваются в две колонны – одна против другой. Между ними - пронумерованные «кочки»: «Вы находитесь на разных краях болота. Перейти его можно по кочкам, наступая в порядке, обозначенном цифрами. Тот, кто ошибается – повторяет все сначала. Когда первый игрок преодолеет «болото», он дотронется до игрока второй команды, и тот начнет свой путь в обратном порядке».
По окончании выполнения заданий - подведение итогов, беседа, чаепитие.