Галина Спиридонова
Проект «Сказочная гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире, когда ритм жизни стремителен и быстротечен, особенно важно уделять время для развития таких душевных качеств, как доброта, радость, творчество. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, проявить себя в ней творчески, нужно знать и понимать его культуру, созданную многовековой историей страны. Любовь к своей отчизне формируется у ребёнка с самого раннего детства, когда он восприимчив ко всему яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, несущим в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ жил в прошлом и живёт в настоящем. Народное декоративно-прикладное искусство развивает образное мышление ребёнка, фантазию, влияет на творческий процесс, формирует нравственно-патриотических чувства подрастающего поколения.
Публикация «Проект „Сказочная гжель“» размещена в разделах
Тема проекта «Сказочная Гжель» на сегодняшний день весьма актуальна и ставит перед нами проблемные вопросы:
- Как познакомить дошкольников с историей возникновения и традициями гжельской росписи?
- Как в доступной форме научить детей выполнять элементы росписи и составлять из них по своему замыслу узоры?
- Как повысить уровень компетентности родителей в области народно- прикладных художественных промыслов?
- Как вовлечь родителей в активную деятельность по воспитанию духовно-нравственных и эстетических чувств детей?
Цель проекта : развивать у детей познавательный интерес к русскому народному декоративно-прикладному искусству; формировать и развивать нравственный, духовный и творческий потенциал ребёнка; создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.
Задачи проекта :
Для детей:
• Познакомить детей с историей возникновения промысла и традициями гжельских мастеров.
• Формировать представления детей о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы.
• Формировать практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капелька, листик, цветок, веточка, завиток, спираль, сеточка, прямые и волнистые линии, точки).
• Обогащать впечатления детей произведениями современных писателей, поэтов и композиторов по данной тематике.
• Прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий народных умельцев.
• Воспитывать патриотизм, уважение к труду народных мастеров и чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.
Для родителей (законных представителей) :
• Приобщение родителей к совместной деятельности (участие в занятии)
• консультация по теме «Синее чудо Гжели»
• организация предметно-пространственной среды в группе (выставка предметов Гжельской росписи)
Программа проекта
Этапы Дата реализации Совместная деятельность педагога с детьми Работа с родителями
1 этап
Подготовительный 01.11.2016 – 05.11.2016 1. Постановка цели, задачи
2. Изучение методической литературы.
3. Выбор форм работы с детьми и родителями.
4. Выбор основных мероприятий.
5. Определение объекта и содержания работы для внедрения проекта.
6. Определение и формулировка ожидаемого результата.
Консультация по теме «Синее чудо Гжели»
Привлечение родителей к организации выставки предметов Гжельской росписи
2 этап – практический
(непосредственная деятельность по проекту) 06.11.2016 – 25.11.2016 Образовательная деятельность по ОО
1. Познавательное развитие:
- Рассматривание альбомов с изделиями гжельских мастеров
- Рассматривание книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.
- Просмотр презентации «Гжель – народный промысел».
2. Речевое развитие
- Беседа «Синее чудо Гжели»
- Чтение:
- авторская сказка М. Бобровой «Нежно-голубое чудо»;
- легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет»;
- стихотворения о Гжели;
- Н. Сурьянинова «Синие цветы Гжели»
3. Социально -коммуникативное развитие
- дидактические игры «Собери узор», «Узнай элементы узора», «Лото», «Составь узор», «Разрезные картинки», «Выложи узор».
4. Художественно-эстетическое развитие
- Организованная образовательная деятельность «Сказочная Гжель» с участием родителей
- Слушание музыкальных произведений по тематике Проекта (песня «Сказочная Гжель» музыка В. Темнова, стихи О. Левицкого; хореографические композиции В. Корнева «Россия вечная», «Нижегородская скань», «Мотивы Жостова», «Павлово-Посадские узоры»).
5. Физическое развитие
- подвижные игры; Консультация для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
3 этап
Заключительный 26.11.2016 – 30.11.2016 Выставка творческих работ «Сказочная Гжель»
- викторина «Что ты знаешь о Гжели» Оформление альбома «Сказочная Гжель» в социльной сети вконтакте
Заключение
Почему же Гжель так полюбилась людям? Да потому, что сделана она с любовью и в первую очередь за её необыкновенный цвет. Он всегда бело-синий, яркий и прямо какой-то звонкий, как будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь! Дзинь-дзинь!» Далеко слышно колокольчик, далеко видно узор на посуде. То сильнее нажимает художник на кисточку, то слабее, то всем ворсом ведёт узор, то самым кончиком. Будто не художник одной – единственной краской рисует, а дирижёр целым оркестром управляет. Палочка дирижёра помогает рождаться звукам, а кисточка художника – красочным узорам. Именно поэтому этот проект оказался сказочным, интересным, увлекательным как для воспитанников, так и для родителей.
В результате реализации проекта «Сказочная Гжель» получены следующие результаты: воспитанники и родители познакомились с историей возникновения промысла и традициями гжельских мастеров. У детей сформированы представления о богатстве и разнообразии гжельского промысла, особенностях орнамента, цвета, формы; практические умения и навыки в составлении гжельских узоров по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капелька, листик, цветок, веточка, завиток, спираль, сеточка, прямые и волнистые линии, точки).