Елена Бобинина
НОД с детьми подготовительной группы «Сказочная гжель» с использованием технологии ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Сказочная гжель
Цель:
• Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, - рассказать о гжельском промысле.
Задачи:
• Знакомить детей с росписью гжель, назначением предметов с особенностью элементов узора.
• Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи; побуждать, отвечать на вопрос полным ответом.
• Воспитывать эстетические чувства.
• Воспитывать уважение к труду народных мастеров развивать интерес в изучении истории народных промыслов.
Публикация «НОД с детьми подготовительной группы „Сказочная гжель“ с использованием технологии ИКТ» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• Закрепить умение рисовать гжельскую розу путём размывания цвета, рисовать элементы цветка с оттенком в технике «мазок с тенью».
Предварительная работа по теме «Сказочная гжель»
• Беседы на тему: «Что ты знаешь об искусстве гжельских мастеров»
• Заучивание стихов о гжели.
• Рисование «Роспись» доски гжельским узором.
• Аппликация «Гжельская роза» сюжетно – ролевая игра «Семья ремесленников».
• Развивающая игра «Русские узоры».
• «Собери гжельский узор» (разрезные картинки).
• Прослушивание народных мелодий.
Рассказ об истории гжельского промысла.
В гости к детям приходит Гжелочка.
- Здравствуйте, дети!
-Сегодня я приглашаю вас в сине-голубую сказку.
-В некотором царстве, в российском государстве недалеко от Москвы, средь лесов и полей стоит городок Гжель.
-Давным-давно жили там смелые, красивые мастера.
-Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать, да свой край прославить.
-Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую-белую и решили, лепить из неё посуду разную какой свет не видывал, и стали называть её «сине-голубое чудо».
-Почему она так называется?
-Сейчас вы поймёте это сами.
-Ребята, посмотрите на эти изделия, какие предметы вы видите?
-Да это разная посуда, здесь и чашки с блюдцами, и вазы для фруктов и цветов, и большие блюда, и чайники, а вот красивый молочник.
-А, что общего в этих предметах?
-Правильно, эта посуда украшена сине-белым узором на белом фоне, называется эта посуда гжельской.
-Сделана она на фарфоровом заводе, который находится в селе Гжель Московской области.
-Узор на всех изделиях выполнен, синей или голубой краской.
-Откуда взялся этот цвет?
-Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка.
-Синие полевые цветы, синие тени на белом снегу.
-Существует такая сказка-легенда
«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать бельё на речку. А в речке небо отражается, река синяя - и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду»
-Ребята, посмотрите, какие узоры встречаются на этих изделиях особенно часто.
-Встречаются геометрические орнаменты в виде сетки, гирлянды из небольших листьев с тонкими, закручивающимися усиками.
-Гирлянда с крупным цветком – с гжельской розой.
-Гжельская посуда пользовалась спросом во многих российских городах.
-Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни.
-В гжельском промысле всегда отводилось большое место в настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей народных сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.
Дети благодарят Гжелочку за увлекательный рассказ и читают стихи о Гжели.
Незатейливый узор из оттенков краски,
Глина белая, фарфор – атрибуты сказки!
Словно детская рука, на кусочках глины
Рисовала в три мазка синие картины.
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая Гжель.
Гжелочка хвалит детей за прочитанные стихи.
Гжелочка : Ребята, мой рассказ ещё не закончился. Садитесь поудобнее.
Дети садятся на ковёр. Просмотр слайдов.
Гжелочка : Ребята, по сей день стоит недалеко от Москвы средь лесов и полей, старинных городок Гжель. Работают в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду (показ слайдов).
Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области, 60 км от Москвы. Здесь располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары. Сво название деревня получила от слова «жгель», т. е. «жечь» или «обжечь» - вс это слова из лексикона стародревних гончаров.
Начиналось вс с глины. Сама природа одарила эту местность. Издревле жили на этой глиняной земле гончары, гончарихи и гончарята, то есть все от мала до велика в этой местности занимались гончарством. Глины накопали,. домой притащили, в сарай положили. Там же, стоя на коленях, разувлажнили водичкой, тщательно перемяли, перебили ручками. А потом завертел мастер гончарный круг, положил шматочек глины и чего-только из- под умелых рук не выходит: молочные крынки, тарелки, миски, медовницы, квасники и кумганы - кувшины похожие на птицу, с выгнутым носиком, ручкой- хвостом. История промысла.
Гжелочка : Ребята, вам понравилась история о гжельских мастерах?
-Вы теперь так много знаете о Гжели, что из вас получились бы настоящие мастера!
-Хотите превратиться в мастеров?
«Волшебство одно я знаю, дивным чудом обладаю:
Стоит только захотеть, стоит лишь мне посмотреть,
Вам глаза на миг закрыть и волшебный вспомнить миг
Гжели сказочной изгиб, то, что вы сейчас не детвора,
А волшебной гжели мастера!
-Но прежде чем вы приступите к работе, мы с вами подготовим наши пальчики к работе.
Физкультминутка «Цветы».
Наши синие цветки распускают лепестки (соединить ладошки, образуя бутон, затем ладошки раскрыть, образуя лепестки).
Ветерок чуть дышит, листики колышет (пошевелить пальчиками).
Наши синие цветки закрывают лепестки (соединить ладошки в бутон).
Головой качают, тихо засыпают (вращение кистями).
Детям предлагается расписать заготовку сырной доски цветком гжельской розы.
Детям предлагается рассмотреть цветы и букеты на разных предметах, познакомить с новым предметом сырной доской. Выделить место для украшения середина доски. В процессе рисования обращать внимание на дополнение узоров мелкими элементами (веточки, усики, ягодки и. т. п.).
По окончанию работы расставить все сырные досочки и выбрать самые красивые.
Спросить у детей кому бы они хотели их подарить.
Гжелочка восхищается детскими работами (вы настоящие мастера).
-Деревня в Подмосковье прославилась теперь
Известно всем в народе её название Гжель,
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой!
Дети на память Гжелочке дарят расписную доску.