Надежда Вострецова
Проект «Сказки матушки Земли» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
познавательно – экологический
для детей 4 – 5 лет группы общеразвивающей направленности.
Автор проекта:
Вострецова Н. С.
воспитатель МБДОУ г. Краснодар МО
"Детский сад № 206"
Участники проекта: воспитанники группы «Капитошки», семьи
воспитанников, педагоги,
Вид проекта: долгосрочный, групповой
Сроки реализации проекта: сентябрь 2021 г. – июнь 2022 г.
Публикация «Проект „Сказки матушки Земли“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Планета Земля - наш дом
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность и социальная значимость проекта:
Человек и природа. … Эта тема очень актуальна в наше время, так как деятельность людей порой губительно влияет на окружающую среду, животный и растительный мир, к сожалению уже нередки ситуации, граничащие с экологическими катастрофами.
Прежде, чем рассказать детям об экологии, надо сначала поговорить с ними о природе. Природа - это солнце, звёзды, воздух, вода… это деревья, птицы, звери, бабочки… И человек – это тоже часть природы. Но природа – это не беспорядочный набор живых и неживых предметов и явлений. Природа – это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного солнца до маленькой мошки. Природе нужны зайчики и волки, ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары. А ещё дождь, снег и чистый воздух.
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Невозможно научить ребенка заботиться об окружающем мире, если он о нем ничего не знает или знает мало. Известный педагог В. Сухомлинский утверждал: «Прежде, чем давать знания, надо научить думать, воспринимать и наблюдать».
Чтобы осмысленно работать в области экологического обра-
зования, для начала нужно запомнить два закона, сформулированных в популярной форме американским ученым Барри Коммонером:
— все связано со всем;
— природа знает лучше нас.
Эти законы во многом определяют наше существование, хотя мы об
этом часто забываем.
Необходимость экологического образования в интересах устойчи-
вого развития принята большинством стран мира, включая Россию.
Нормативно-правовое обеспечение:
Сегодня стратегическое направление государственной политики в области экологии регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов:
Конституция РФ: Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Главу XIII Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дополнить новой статьей 72.1 следующего содержания:
Статья 72.1. «Экология в системе образования»
Образовательные организации с учетом местных условий и интересов обучающихся самостоятельно определяют формы средства экологического воспитания и просвещения, продолжительность занятий экологией на основе государственных образовательных стандартов.
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
- устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей
- бережного отношения к природе
- правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»
- моральных и экологически ценных установок,
поведенческих умений
- эмоциональной отзывчивости к живой природе
- положительных эстетических ощущений от любования
природой
- умений познавать особенности окружающего мира
Постановка проблемы:
Содержание экологического воспитания в детском саду включает два
аспекта: передачу экологических знаний и трансформацию их в отношение.
Знания являются обязательным компонентом процесса формирования
начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка.
Присутствие в содержании деятельности элементов экологической информации служит показателем его отношения к миру природы, вещей, людям и себе.
Важным моментом в работе педагога является исключение стереотипов согласно которых «человек – царь природы». Типичные ошибки: деление живых организмов на «вредных» и «полезных», «красивых» и «безобразных», «опасных» и «не опасных». У дошкольников часто эмоциональное неприятие животного переходит в практическую плоскость: гадкий червяк – нужно его раздавить. С точки зрения экологического воспитания крайне важно сформировать у ребёнка бережное отношение ко всем без исключения живым существа, независимо от того, нравится оно ему или нет. Вредность и полезность того или иного создания будут ребенку ясны, когда окрепнет его сознание.
Аннотация проекта:
Почему мы решили знакомить детей с природой через сказку. Потому что сказки ближе всего к детской душе и лучше всего воспринимаются ребёнком, в них содержится много поучительного материала, они развивают познавательный интерес.
Сказки с экологическим содержанием отличает то, что именно они несут в себе достоверную информацию. В интересной и доступной форме дают представления о закономерностях природы, о том, что их нарушение может привести к беде, об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.
Основа данного проекта – размышление о прочитанном.
К каждому произведению мы подобрали специальные задания, которые способствуют развитию детского воображения, логики, влияют на совершенствование памяти и наблюдательности, учат выражать ребёнка свои переживания и мысли, способствуют коммуникации.
Так же к каждой обсуждаемой теме мы стараемся подобрать видеоматериал (мультфильмы, короткометражные фильмы, элементы психогимнастики, ролевой гимнастики, пальчиковой гимнастики, физминутки, сказочная гимнастика с элементами йоги.
Цель проекта: Дать знание детям о природе, окружающем мире
через сказку.
Задачи проекта: Для воспитанников:
Обучающие: - дать ребенку знания об окружающей его Природе, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы; - обучая детей не заставлять их мыслить шаблонами, а по каждой проблеме иметь свою точку зрения;
- под влиянием художественного произведения вызвать у ребёнка чувства, помочь сформировать собственное мнение;
- расширять представления детей об окружающем мире в доступной форме. - Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире.
Развивающие: - помочь ребенку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой; - развивать ребёнка духовно и творчески;
- развивать любовь к миру природы и окружающей среде; - развивать у дошкольников творческие способности; - формировать начальные представления о здоровом образе жизни; - совершенствовать и повышать работоспособность организма ребёнка; - вырабатывать навыки правильной осанки.
Воспитательные:
- осознание себя как части природы.
- пробудить в ребёнке жажду справедливости; - учить ребёнка решать проблемы с гуманной точки зрения;
- воспитывать в нем наилучшие личные качества; - формировать адекватную самооценку, нравственную базу; - формировать понятия: «что такое хорошо, и что такое плохо»,
доброжелательности, морали; - обсуждать вопросы о помощи окружающей среде.
Для педагогов: - повышать компетентность воспитателей в вопросах экологии; - формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки
воспитателей в работе с детьми по экологии; – создавать информационно-методическую базу; - разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс новые
инновационные инструменты, формы, методы, приемы, способных
сформировать у ребенка чувство любви, разносторонне - ценностное,
бережное и уважительное отношение к природе; - внедрять здоровье сберегающие технологий в образовательный процесс;
Для родителей: - Повышать компетентность родителей в вопросах экологической культуры через вовлечение их в совместную деятельность.
Принципы, лежащие в основе проекта: - принцип системности, который заключается в постепенном усложнении
задач, от простого к сложному, от близкого к далёкому;
- принцип наглядности, тесно связанный с наглядно-действенным и
наглядно-образным мышлением дошкольника. - принцип научности, педагог применяет в своей работе только
научнообоснованные методические приёмы, соответствующие данному
возрасту детей, учитывающие их психофизиологические особенности.
- принцип позитивизма, конструктивизма. В практике экологического
образования широко распространены запреты, с которыми знакомят ребёнка,
прежде всего эти запреты связаны с изучением правил поведения в природе,
в основном дети получают информацию о том, чего делать нельзя. Но
ребёнок должен иметь альтернативу – если это нельзя то, что можно?
- принцип гуманистичности. Педагогика сотрудничества взрослого и ребёнка.
Основные направления реализации проекта ·
физическое развитие – развитие выносливости и координации, крупной и мелкой моторики;
познавательное развитие – формирование начальных представлений природе, окружающем мире, о здоровом образе жизни (важных компонентах здорового образа жизни (правильное питание; движение, сон и солнце, воздух и вода—наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье;
речевое развитие – развитие устной речи воспитанников, практическое овладение нормами речи;
социально-нравственное развитие – развитие игровой деятельности; приобщение к элементарным, общепринятым нормам и правилам взаимоотношения с природой;
художественно-эстетическое развитие – чтение художественных произведений, прослушивание музыкальных произведений, театрализованная деятельность.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
- Провести мониторинг воспитанников нашей группы, выявить имеющиеся знания о природе, окружающей среде;
- Провести анкетирование родителей детей нашей группы.
- Изучить научно-методическую литературу по вопросу экологического воспитания детей 4 – 5.
- Подобрать сказки, художественные произведения, видеоматериал (мультфильмы, короткометражные фильмы, элементы психогимнастики, ролевой гимнастики, сказочной гимнастики с элементами йоги. Подобрать картины известных художников по выбранным темам, музыкальные произведения классические и современные.
- Изготовить атрибуты, макеты для театрализации сказок
- Подобрать методики, наиболее эффективные формы и методы работы по привитию детям 4 – 5 лет понятия «здоровый образ жизни».
- Составить план работы.
- Создать информационное пространство для родителей.
- Постановка проблемы для детей.
- Работа с моделью «трех вопросов».
- Разработка «системной паутинки».
Основной этап 1) Осуществление поставленных задач 2) Наработка диагностического, методического, практического материала 3) Организация развивающей предметно-пространственной среды группы
Заключительный этап:
1) Анализ проделанной работы
2) Диагностика
3) Определение уровня компетенции детей и родителей
Ресурсы проекта.
Информационно-технические:
- мультимедийный проектор,
- ноутбук,
- фотоаппарат,
- видеокамера.
Информационное обеспечение:
- интернет,
- тематические книги;
- хрестоматии;
- альбомы и тетради для раскрашивания;
- дидактический материал.
- наглядные, дидактические и раздаточные материалы;
- художественные, познавательные и научно-популярные произведения;
- семейные фотографии общения с природой,
- тематические альбомы и фотоальбомы,
- энциклопедические и справочные издания;
- аудио и видеоносители информации;
- настольные, напольные, компьютерные и другие игры,
- элементы мультипликации; - художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы.
Предполагаемые результаты
Для детей: - повышен уровень общих знаний детей о природе и окружающей среде; - благотворно развивается речь, расширяется кругозор, физические и
нравственные качества. - дети могут высказать своё мнение, объяснить причинно-следственные связи. - имеют понятия о здоровом образе жизни, о здоровом питании. - развитие в ребенке внутренней потребности любви к природе, - развиваются творческие способности
Для родителей: - повысилась педагогическая грамотность родителей в вопросах
экологического воспитания; - установлены сотруднические отношения между родителями и педагогами по
вопросам формирования навыков здорового образа жизни и здорового
питания детей;
Для педагогов: – накоплен методический материал - повысилась компетентность воспитателей в вопросах экологии; – создана информационно-методическая база;
Продукт проекта:
1. Подобраны сказки по темам: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Фрукты и овощи», «Грибы», «Хлеб», «Деревья и кустарники», «Дикие животные», «Насекомые», «Птицы», «Лес», «Мир растений», «Природные явления», «Берегите планету».
2. Подобраны картины по темам. Создан альбом.
3. Подобрана фильмотека по темам.
4. Подобрана аудиотека по темам.
5. Пополнен книжный уголок методической и художественной литературой.
6. Проведена викторина «Сказочная экология».
7. Разработаны сценарии сказок-шумелок, для показа с детьми.
8. В работе используется методику «Бусоград» для рассказывания сказок.
9. Изготовлены атрибуты, декорации для театрализации.
10. Открытый показ: «Кролик Вилли и его друзья» Сказочная гимнастика с
элементами йоги, дыхательной гимнастики, кинезиологической гимнастики.
11. Инсценировка экологической сказки о «Дожде».
12. Презентация проекта.
Работа с родителями.
- Разработка «системной паутинки»(сентябрь)
- Консультация: «Зачем читать детям сказки»(октябрь)
- Консультация: «Правильное отношение к природе начинается в семье»
(январь)
- Консультация: «Ребёнок и природа» (март)
- Консультация: «Мир природы удивителен и прекрасен»(май)
- Выставка книг о природе. (апрель)
- Чтение любимых книг о природе принесённых детьми из дома. (В течении
всего уч. года)
- Выставка рисунков. (ноябрь, февраль, май)
- Совместная деятельность детей и родителей: «Написать сказку о природе»
(В течении всего уч. года)
- Создать рукописную книгу сказок о природе. (май)