Пастушкова Наталья Юрьевна
Долгосрочный проект «Сказка ложь, да в ней намёк»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : познавательно-творческий.
Групповой
Продолжительность: долгосрочный (январь 2019 - май 2020)
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Направленность развития деятельности: интегрированная (познавательная, речевая, художественно-эстетическая, социально-коммуникативная,).
Результат: выставка творческий работ детей.
Публикация «Долгосрочный проект „Сказка ложь, да в ней намёк“» размещена в разделах
Сказка в увлекательной форме и доступными для понимания словами показывает окружающую проекта на тему «Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок».
Проблема:
Сказки самые любимые произведения детей. На протяжении многих веков сказки меняются,
жизнь, людей их поступки, дат возможность пережить чужие радости и горе. Через сказку ребнок может понять законы общества, в котором он родился и живт.
Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки, однако, понять е мудрость самостоятельно им удатся не всегда, на помощь ребнку должны прийти взрослые.
Родители редко читают детям книги – многие дошкольники не знают названия, сюжета сказок, не могут по иллюстрации узнать е. Анализ ситуации показал необходимость продумать новые, эффективные, нетрадиционные формы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. Эта работа предполагала активное участие
не только педагогов, но и родителей.
Актуальность:
" Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество- верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия-это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами. "
В. А. Сухамлинский.
Проект «Сказка ложь, да в ней намек» актуален, так как в наш век духовного обнищания, сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение.
Сказка является одним из средств народной мудрости, выраженной в образной, доступной каждому форме. Она приобщает к общечеловеческому и этническому опыту. Каждый из нас помнит, как будучи ребёнком сопереживал и внутренне содействовал персонажам русских сказок. А ведь в результате этого сопереживания появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и новое эмоциональное отношение к ним. Знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка - это отношение между людьми. Язык сказок понятен малышу. Ребёнок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.
Детская сказка предлагает ребёнку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того,приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности- умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение - основа для любой творческой деятельности. Сказки детям повествуют готовую фантастическую, загадочную, волшебную историю, но оставляют при этом простор воображению. Таким образом, сказка прививает детям добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми.
Цель:
Формирование духовно-нравственного развития детей через знакомство с творчеством русского народа.
Цель для совместной работы с родителями:
Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребёнком, становление партнёрских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Задачи проекта :
Образовательные:
знакомить с творчеством русского народа, читая и обсуждая литературные произведения; учить узнавать персонажи сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; формировать умение пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки; обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи; формировать у детей запас литературных художественных впечатлений.
Развивающие:
развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию; создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, настольный) при передаче содержания сказки; развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус.
Воспитательные:
закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности;
создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу; воспитывать партнёрские отношения между детьми, коммуникативные качества; раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями.
Для родителей:
создание в семье благоприятных условий для развития ребёнка, с учётом опыта детей приобретённого в детском саду ; развитие совместного творчества родителей и детей.
Формы работы с детьми: индивидуальная, групповая, работа малыми подгруппами.
Методы работы:
- чтение художественной литературы
- рассматривание иллюстраций и книг.
- тематические беседы.
- игры- драматизации
- тематическое рисование
- лепка героев сказок
- раскрашивание иллюстрации по мотивам сказок
-прослушивание музыкальных сказок
Этапы проекта
1. Подготовительный
- определение проблемы
-постановка цели, задачи
-сбор информации, литературы, дополнительного материала
-составление перспективного плана работы
-подготовка и пополнение предметно-развивающей среды
Сотрудничество с родителями:
-подборка книг " В гостях у сказки"
2. Основной
Содержания работы с детьми:
- чтение русских народных сказок в группе
- чтение стихов, потешек, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героев
- пересказ прочитанных сказок, их инсценирование посредством театра
- дидактические игры: «Угадай сказку», «Из какой сказки герой», «Расскажи
сказку по серии картинок», «Составь сказку»;
- рассматривание альбома: «Сказки — загадки»;
- загадывание загадок по сказкам;
- рассматривание иллюстраций в книгах «Русские народные сказки»,
- викторины по сказкам;
- раскрашивание персонажей сказок, иллюстраций к сказкам;
- изготовление поделок родителями «Мой любимый сказочный герой»;
- выполнение совместной лепки по сказке ;
-строительство теремка, его заселение «жителями»;
- настольно-печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).
- выставка книг по русским народным сказкам;
Содержание работы с родителями:
- помощь в пополнение книжного уголка сказками;
- чтение русских народных сказок дома;
- просмотр мультфильмов по сказкам;
- домашнее задание для родителей и детей (рисование иллюстраций к
сказках, совместных поделок " Мой любимый герой")
-консультации " Значение сказок в жизни ребёнка"; " Воспитание сказкой"
(на сайте учреждения)
- конспекты НОД по сказкам (на сайте учреждения)
3. Заключительный
-подведение итогов, анализ ожидаемого результата
- организация выставки творческих работ детей и родителей;
- презентация проекта
Предполагаемый результат
• Развитие духовно-нравственной личности ребенка, как активного участника
проекта;
• создание благоприятных условий для саморазвития ребенка;
• развитие творческих способностей детей;
• развитие связной речи детей, обогащение словаря;
• создание условий, помогающих детям овладеть творческой
продуктивной речевой деятельностью;
• интеграция речевого развития с др. видами деятельности;
• совершенствование работы с семьей, создание условий для
дополнительного общения детей и родителей.
Продукт проектной деятельности :
Организация выставки творческих работ детей и родителей,
созданных на основе рисунков, поделок по теме «Мой любимый герой» - сотворчество родителей и детей.
Заключение
Как хорошо, что сказка по-прежнему жива. Она полна сил, мудрости,
вселенской доброты, крепко и серьезно учит нас уму-разуму. Всех нас – и
взрослых, и маленьких.
Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов в воспитании дошкольников посредством сказки.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных
методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними
движущими силами развития дошкольников. В проекте идёт опора на
фольклорный материал (сказку, которая исключает нравоучительность и
включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых
при обучении дошкольников, позволяет варьировать задания, обогащать
содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других
видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним
объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой.
Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.
После проекта у детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать их, определять её героев и отношения между ними; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность.
Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; совершенствованию лексико-грамматических средств языка; расширению
словарного запаса.
Педагогическими условиями эффективности данного процесса являются:
взаимоотношение воспитателей, родителей, дошкольников, взаимодействие ребенка с окружающим миром посредством сказки; насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки.
Отбирая обучающий материал, необходимо руководствоваться эмоциональной содержательностью заданий, их влиянием на развитие детского творчества, самостоятельности, стремиться формировать не только речь ребенка, но и его личность в целом. Ведь сказка учит не отвечать злом на зло, не быть равнодушным к чужому горю, активно противостоять любым проявлениям несправедливости (пусть и в сказочных формах, воспитывать
в себе честность, искренность, гуманизм – главные общечеловеческие ценности.
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснять им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций.