Лариса Бычкова
Проект «Развитие речи детей 4–5 лет посредством народной сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 58 «ЩЕЛКУНЧИК»
Московская область, г. Клин, ул. Чайковского, д. 64А, корп. 2 тел: (49624) 2-33-43, 2-11-71
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
НА ТЕМУ:
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ
НАРОДНОЙ СКАЗКИ»
Публикация «Проект „Развитие речи детей 4–5 лет посредством народной сказки“» размещена в разделах
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Средняя группа
- Темочки
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-5 ЛЕТ
ГРУППА №6 «ТЕРЕМОК»
ВЫПОЛНИЛА:
ВОСПИТАТЕЛЬ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ
КАТЕГОРИИ БЫЧКОВА Л. И.
МАРТ - АПРЕЛЬ 2019Г.
«Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни»
К. Д. Ушинский
Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды прядя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям.
Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.
Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь.
А что может духовно обогатить среду? Я пришла к выводу, что главная задача педагога это использование русских народных сказок в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста.
В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка.
Участники моего проекта являются дети 4-5 лет, воспитатели и родители. Через русские народные сказки ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей я выбрала методическую тему «Русская народная сказка- как средство развития речи.»
ПРОБЛЕМА
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать. Родители детей отмечают отсутствие у них времени и желания, чтобы почитать детям сказку. Современные родители, а, как следствие, их дети, в большинстве своем не посещают библиотеки. Более того, анкетирование родителей указывает на их низкую информированность по поводу того, какие книги покупать и читать детям в разные возрастные периоды.
Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная) дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работы с ней.
Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Русская народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно : животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА
Если использовать русскую народную сказку наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
1. Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей. Определить уровень развития речевого умения детей.
2. Создание системы работы и проверка педагогических условий по развитию речевого творчества детей.
3. Приобщение детей к культуре своего народа.
4. Расширение знаний детей об окружающей действительности, развитие умения тонко чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка.
5. Использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
6. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
7. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
1. Расширить знания о сказочных героях русских народных сказок.
2. Формировать нравственные представления о добре и зле, о хороших поступках и плохих.
3. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию, образное мышление.
4. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, учить рассказывать знакомые сказки.
5. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
6. Содействовать совершенствованию навыков продуктивной деятельности.
7. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. Создавать благоприятный психологический климат во время всех мероприятий.
8. Создавать в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду.
9. Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней
Тип проекта : групповой, познавательно-творческий.
По содержанию: социально - педагогический.
Участники проекта : дети 4-5 лет группы №6, воспитатель группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.
По времени проведения: краткосрочный (март-апрель)
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПPОЕКТА
ФОРМЫ:
Занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность, индивидуальная работа с использованием дидактических материалов.
МЕТОДЫ: наблюдение, рассказ, игры, театрализованная деятельность
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТА :
С ДЕТЬМИ
– в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей : проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования русских народных сказок;
- дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации;
- специальные игровые задания;
Проект осуществлялся через образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
С РОДИТЕЛЯМИ
- консультации
– посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад» :
- проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;
- проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
- Обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор;
- Повысить интерес детей к русской народной сказке;
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
-Успешное овладение грамотной и связной речью.
-Выразительное интонирование детьми голосов героев сказок;
-Использование образных выражений при пересказе сказок;
- Выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок;
-Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;
-Совершенствование звуковой стороны речи;
-Усиление интереса к занятиям;
-Доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.
- Сформировать коммуникативную и социальную компетентность детей;
- У родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;
- Родителей вовлечь в единое пространство «семья – детский сад»;
-Повысится культурный уровень дошкольников.
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ:
Данный проект реализовался в 3 этапа.
I этап – подготовительный: подготовка целей и задач, подбор литературы по устному народному творчеству;
II этап – практический (основной) : выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом;
III этап – заключительный. Завершающий: обобщение результатов работы, их анализ, выступление на педагогическом совете, участие в конкурсе по театрализованной деятельности
этапы задачи мероприятия
подготовительный Повышение собственной профессиональной компетентности Изучение программно-методического материала по направлению работы
Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом Подбор программно-методического материала по направлению работы
Подбор диагностического инструментария
Обогащение игровой среды Пополнение игровой среды
Изготовление наглядности (атрибутов к сказке)
Педагогическое просвещение родителей Оформление наглядно-агитационного материала по организации деятельности дома
практический (основной)
работа с детьми Выявить уровень развития детей Проведение диагностики
Реализация поставленных задач:
Речевое развитие : Пересказ сказки по иллюстрациям
Чтение русских народных сказок
Отгадывание загадок про сказки
Дидактические игры: «Узнай сказку», «Что сначала, что потом», «Из какой сказки пришёл герой (героиня?», «Как звать-величать?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Путаница», «Сложи картинку и узнай сказку»
Познавательное развитие НОД : «Путешествие по Русским народным сказкам».
ФЭМП (развивающие игры) : «Сложи узор» – «Волшебное яблоко», «Девочка Снегурочка», «Змей Горыныч», «Зайчик», «Кораблик»; «Палочки Кюизенера» – «Теремок», «Зайчик», «Мышка», «Петушок», «Емеля», «Дворец»,
Конструирование: «Построй избушку» (строитель); «Мебель для трех медведей»
Социально –коммуникативное развитие Игра-драматизация по русской народной сказке «Теремок»
Обыгрывание сюжетов из сказок : «Волк и Лиса», «Кот, петух и лиса», «Колобок на новый лад»
Настольно -печатные игры: «Любимые сказки»
Художественно-эстетическое развитие Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Е. Рачёва, В. Конашевича.
Рисование «По мотивам русских народных сказок» (акварельные краски, мелки, фломастеры).
Лепка «Мои любимые герои».
Показ воспитателем театров по сказкам : «Заюшкина избушка» (Би-ба-бо, «Кот, Петух и Лиса» (на конусах,
Музыкальный руководитель Музыка: подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.
Инструктор по физической культуре Физическое развитие Подвижные игры : «Гуси-лебеди», «Золотые ворота», «Кошки-мышки», «Два Мороза» и др
физминутка «Сказки»; пальчиковая гимнастика «Любимые сказки», дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
Инструктор по физической культуре Музыкально-ритмическая сказка «Волк и семеро козлят»
Работа с родителями Индивидуальные и групповые консультации
Выставка рисунков родителей «Мой любимый герой сказки»
Пополнение книжного уголка.
Открытые праздники и развлечения.
заключительный подведение
Выставка творческих работ детей и родителей
Участие в конкурсе театрализованной деятельности
Открытый показ Музыкально-ритмической сказки «Волк и семеро козлят»
Выступление с проектом на педагогическом совете
Достигнутые результаты:
Результаты проекта :
1. В группе созданы необходимые условия для развития связной речи детей.
2. Расширился кругозор и активизировался словарный запас детей.
3. Речь детей стала более выразительной и эмоционально окрашенной.
4. Дети с интересом и удовольствием обыгрывают сюжеты знакомых сказок, играют в разные виды театров, в дидактические и настольно-печатные игры по русским народным сказкам.
5. Дети используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.
6. Родители активно участвовали в ознакомлении детей с русскими народными сказками, выполнении творческих работ по их сюжетам.
7. В конкурсе театрализованной деятельности дети стали лауреатами.